Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка краеведческого урока
«Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Цели урока: 1) обобщать знания обучающихся по изученному разделу;
2) развивать познавательную активность, логическое мышление,
творческие способности;
3) воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование: физическая карта России, политико - административная карта
страны, карта Тамбовской области, карточки с названиями форм поверхности,
коллекция полезных ископаемых, гербарий растений, выставка книг о
природе.
Ход урока
I. Оргмомент
Актуализация знаний
(Звучат стихи И. Шамова)
Край мой Тамбовский,
Смольные сосны,
Край мой отцовский,
Юные весны.
Воздух тамбовский,
Светлые реки.
Край мой отцовский,
Твой я навеки.
- Как вы думаете, почему наш урок сегодня начался со стихов тамбовского поэта
Ивана Шамова?
II. Обобщение пройденного материала
1) Тест «Мой край»
- Мой родной край находится …
а) в восточном полушарии;
б) в западном полушарии
- Мой край расположен на материке…
а) Африка;
б) Евразия;
в) Австралия;
г) Северная Америка
- Территория моего родного края расположена …
а) в тропическом поясе;
б) в полярном поясе;
в) в умеренном поясе
- Мой край находится в природной зоне…
а) лесов;
б) степи;
в) тундры;
г) пустыни
Взаимопроверка работ.
Вывод по плану.
(Используется физическая карта России, политико- административная карта
страны)
Географическое положение Тамбовской области.
Соседи.
Областной центр.
2) Игра «Узнай меня»
- Я - гора, созданная руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся
после переработки добытых полезных ископаемых. (Террикон)
- Я – углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)
- А я – возвышенность высотой от 200 до 500 метров. (Холм)
- Я – углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг)
- А я – форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота
которой больше 1000 метров. (Гора)
- Что здесь «лишнее»? Почему?
- Сделайте вывод о поверхности Тамбовской области, используя карту.
3) Беседа
Загадка.
- Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- На какие две группы можно разделить водоемы Тамбовской области по их
происхождению? (Заполняется таблица)
Водоемы | |
Естественные | Искусственные |
Река Озеро | Пруд Водохранилище |
- Назовите самую длинную реку области. Прочитайте о Цне статью и расскажите о ней по плану:
1. Название.
2. Где находится исток.
3. Какое течение.
4. Притоки.
5. Куда впадает река.
- Какие реки и озера Тамбовской области вы знаете? Покажите их на карте.
4) Кроссворд
- О водоемах много знаете вы,
Ответы достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады на карте найдете вы.
- Что я назвала «земными кладами»?
1 | 2 | |||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||
8 | 9 | |||||||||||
По горизонтали:
- Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. По трубе течет,
Пироги печет.
6. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный и блестящий,
Помощник настоящий.
(Ответы. По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1 Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь)
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (Коллекция полезных
ископаемых)
- Где и как они добываются?
- Как используются?
Вывод.
5) Беседа
- Продолжите мое высказывание.
Воздух, вода, песок, глина, соли, гумус – это составные части …(почвы).
Работа с текстом.
- Найдите ошибки в тексте.
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории Тамбовской области преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.
- Какие ошибки нашли? Как их нужно исправить?
- Почему землю называют кормилицей?
- Какие пословицы о земле знаете?
6) Работа в группах.
- Растительность Тамбовской области представлена лесами, степями, полями, лугами. Есть болотная и водная растительность. Каждая группа получает гербарий растений. Первая группа должна выбрать растения леса, вторая – луга, третья – водоемов, а четвертая – поля.
Карточка.
- Хочу пригласить вас в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес.
- Назовите растения тамбовских лесов.
Чтение статьи.
- Что нового узнали из статьи?
О каждом растении тамбовских лесов можно рассказать много интересного. Так, мхи и папоротники никогда не цветут. А мох может заменить вату. С этой целью он использовался в первую мировую войну. Черника благотворно влияет на зрение. В народе говорят, что в доме, где едят чернику с брусникой, врачу делать нечего.
Часто под деревьями целыми зарослями растет кислица. Если солнечный луч упадет на ее листочек, цветок сомкнется и поникнет. Так «засыпает» она и во время дождя.
- Что удивило в статье?
- А теперь попробуйте варенье из лесных ягод и определите, где какое.
6) Загадка
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
7) Викторина
1. Какие грибы появляются в наших лесах первыми? (Сморчки и строчки)
2. Какие птицы едят грибы? (Глухари)
3. Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб. Он разрушает древесину)
4. У этого гриба много названий: дедушка- табачок, галкина баня, чертов табак. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик)
5. Какой гриб растет быстрее всех? (Подберезовик- по 4-5 см в сутки)
6. Какие правила сбора грибов вы знаете?
Так много можно рассказать о лесах- зеленом наряде нашей области о кладовой чистого воздуха. Читайте книги М. Пришвина, К Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова. Д. Мамина – Сибиряка о лесе. Эти книги научат вас видеть удивительное в простом.
Бежит тропинка через луг,
Няряет влево, вправо,
Куда ни глянь- цветы вокруг.
Да по колено травы.
- Какие растения луга отобрали дети второй группы?
- Послушайте стихотворение Г. Лагздынь (читает ученик) и назовите растения лугов Тамбовщины.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики- вьюнки,
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
- Какие растения водоемов нашей области отобрали из гербария дети третьей группы?
8) Игра «Узнай меня»
- Я - растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Меня занесли в Красную книгу. (Кубышка)
- А меня часто называют камышом, с мягкими коричневыми соцветием - на стебле. (Рогоз)
- Мои листья похожи на наконечник стрелы. На месте ранки у меня появляется сок белого цвета. (Стрелолист)
- Что еще растет на водоемах Тамбовской области?
- А что дают поля нашего края стране?
(Дети получают баночки с образцами муки и крупы. Узнают их: мука ржаная и пшеничная, овсяная крупа, гречневая, перловая, пшено. Масло растительное.)
- Что называют «вторым хлебом»?
- Найдите отгадки (используются муляжи овощей и фруктов)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Летом в огороде - светлые, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (Огурцы)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…(помидора)
- Рассмотрите на экране силуэты животных Тамбовской области. Назовите их.
III. Обобщение
Распростерлись в дымке синей
Величавые края,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Тамбовская область – частица нашей большой Родины. Богат и красив наш край. Но его богатства и красоту нужно беречь и охранять. Плодородные почвы Тамбовщины, воды, уникальный растительный и животный мир.
IY. Домашнее задание (творческое)
- Придумайте и предложите меры охраны природы нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190649-1359390261.jpg)
Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-258580-1396954997.jpg)
Методическая разработка сценария конкурсной программы "Знаешь ли ты свой город?"
Это конкурсная (в виде КВН) программа, посвященная дню рождения Санкт-Петербурга. Для параллели 4 классов. Позволяет проверить знания учащихся о своем городе, проявить выдумку и фантазию при вып...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/04/picture-587800-1457106523.jpg)
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628397-1430155822.jpg)
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"
содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....
Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"
Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369347-1387291965.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока по математическим представлениям и конструированию и нашему городу
Данный урок является обобщающим в серии уроков-экскурсий по предмету "Математические представления и конструирование"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-1150617-1561305852.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»
Сценарий праздника «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»...