Учебно - методический комплект по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс (конспект + презентация)
учебно-методический материал по истории (3 класс) на тему
Конспект урока и презентация по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по истории на тему: "Свой дом - свой простор". | 85.5 КБ |
Презентация на тему: "Свой дом - свой простор". | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа: № 104 Методист: Сачкова Т.А.
Класс: 3м Студентки 35 группы:
Кабинет: 314 Елисеева К.В.
Учитель: Чебыкина Т.И.
ТЕМА: « Свой дом – свой простор».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: дать представление о старинном доме;
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать регулятивную функцию конструктивных особенностей традиционного жилища в соотнесении с их назначением и нравственным смыслом в жизни каждого члена семьи.
Предметные:иметь представление о внутреннем устройстве старинного дома : о том, как конструктивные особенности жилища соотносятся с их назначением и ролью в жизни семьи и каждого её члена ;
Метапредметные: - сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома;
-объяснить роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме.
Понятия: быт, быт семьи, порог, матица, печь, женский и мужской угол, полати, опечек.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, лист ватмана с изображением старинного дома и внутренним обустройством.
Этапы урока | Время | Содержание (материала) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
2.Орг. момент начала урока | 2 мин. | -Ребята, начнём наш урок с игры: Я, ты, он, она – Вместе дружная семья! Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. -Давайте с хорошим настроением продолжим урок. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Но я буду не просто учителем на сегодня, а ещё и экскурсоводом. | Словесный метод | Слушают учителя | Личностные: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
2.Проверка выполнения домашнего задания | 5 мин. | Для начала давайте с вами вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке. Кто мне может сказать, какие значения имеет слово «мир»? (1.Земной шар, люди, население земного шара; 2.Общество людей, которые жили вместе, в одном селе, деревне; 3.Лад, порядок, гармония и согласие). А какие общие праздники отмечают жители вашего города, улицы или дома? Откройте рабочую тетрадь на стр. 4. Составьте рассказ по иллюстрациям. | Фронтальный опрос по домашнему зданию, выслушивает ответы. Практический | Отвечают на вопросы. Работа с рабочей тетрадью | Предметные: Установление причинно-следственных связей. Умение осознанно строить речевое высказывание устно. |
3.Подготовка к основному этапу занятия | 1 мин. | В нём живёт моя родня, Тема нашего сегодняшнего урока «Свой дом – свой простор». | Подводит к теме урока | Слушают учителя | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий (наглядный метод) | 9 мин. | - Ребята, давайте устроим экскурсию по старинному дому. 2) Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. 3.Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда, улицы мостили деревом и прочие нужные в хозяйстве вещи. 4.Основные элементы декоративного убранства избы Порог – граница дома. На нем , считали наши предки нельзя стоять и сидеть. «КОНЁК – охлупень» – оберег дома от злых сил. Конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы. 5.Из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «ПОЛОТЕНЦЕ», названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца и символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, а справа — символизировала закат. 6.ФАСАД дома –это стена выходящая на улицу, — уподоблялась лицу человека. На фасаде располагались окна. 7.Слово «ОКНО» произошло от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются «Наличниками». 8.КРЫША дома с передней и задней стенками в виде бревенчатых треугольников символизировала «ЛОБ» на лице дома, древнерусское название лба звучит как «ЧЕЛО», а выступающие из-под крыши резные доски – 8.«Причелины». ПОТОЛОК в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из брёвен). Верхней границей избы служил потолок. 9.«МАТИЦА – особенно толстый брус, который врубали в верхний венец, когда был поставлен сруб. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой. 10.В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство избы занимала печь. Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. 11.«Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… 12.Пространство между стеной и печью называется «Запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. 13.Другой угол около двери был Мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда. 14.В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. | Словесный Рассказ учителя Практический Описание и анализ иллюстраций | Слушают рассказ Описание иллюстраций | Познавательные: строят суждения в форме связи простых суждений об обьекте. Личностные: учебно-позновательный процесс к новому учебному материалу Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры |
Физ. минутка | 2 мин. | «Трам-пам-пам». | Следит за выполнением движений | Повторяют движения | |
Усвоение новых знаний и способов действий | 4 мин | «Всем - по чину и возрасту». В своём дому всем простор, даже если дом невелик. Печь согревала всех в долгую зиму. В ней пекли хлеб, варили щи и кашу. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Рядом на полАтях (лежанка между стеной избы и печью) спала ребятня. Там тепло, уютно и бабушкину сказку послушать можно! Там женщины хозяйничают: стряпают, прядут, шьют. В колыбельке малышей качают. Напротив мужчины своими делами занимаются. Хозяин, устав от работы в поле, лесу, на дворе, спит лавке – конике у двери. Конец лавки вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Всем есть место в доме! | Рассказывает новый материал словесный метод | Внимательно слушают | Познавательные: устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений |
5. первичная проверка понимания | 5 мин. | Ребята, как вы считаете, что общего в старинном доме и доме современном? Что в них различного? Что вы можете сказать о пословице «Свой дом – свой простор»? Как вы её понимаете? | Задает вопросы на понимание словесный метод, устная фронтальная работа | Отвечают на вопросы Делают выводы | Познавательные: Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; |
7. Обобще-ние и систематизация знаний | 5 мин. | Опрос:
| Задает вопросы по новой теме. словесный метод, устная фронтальная работа | Слушают, отвечают на поставленные вопросы | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; |
8.Контроль и самопроверка знаний Работа в малых группах. Самостоятельная работа | 6 мин. | Ребята, сейчас я объединю вас в группы и раздам пословицы, которые разрезаны на части. Ваша задача собрать пословицу и объяснить её смысл. 1)В гостях хорошо, а дома лучше. 2) Свой уголок – свой простор. 3) Душа простор любит 4) Не дом хозяина красит, а хозяин дом. | Объясняет задание | слушают и выполняют задание. Работают в парах. Оценивают друг друга | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели; умение договариваться, находить общее решение |
9.Подве-дение итогов. Рефлексия | 1 мин. | Какая тема нашего урока? Какую мы ставили цель? Достигли её? У кого были затруднения? Ребята, на доске вы видите старинный дом (избу). У вас на столах лежат по кирпичику: красный и синий. Красный – если понравился сегодняшний урок, синий – если нет. Ваша задача построить наш дом. | спрашивает | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения | Регулятивные: Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. |
10 информация о д/з | 1 мин | Рабочая тетрадь стр. 6-7, № 1, 2. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные элементы декоративного убранства избы Порог – граница дома. На нем , считали наши предки нельзя стоять и сидеть. «КОНЁК – охлупень » – оберег дома от злых сил. Конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы.
Основные элементы декоративного убранства избы Из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «ПОЛОТЕНЦЕ», названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца и символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, а справа — символизировала закат.
ФАСАД дома –это стена выходящая на улицу, — уподоблялась лицу человека. На фасаде располагались окна.
Слово «ОКНО» произошло от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются «Наличниками».
4. КРЫША дома с передней и задней стенками в виде бревенчатых треугольников символизировала «ЛОБ» на лице дома, древнерусское название лба звучит как «ЧЕЛО», а выступающие из-под крыши резные доски – « Причелины ».
ПОТОЛОК в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из брёвен). Верхней границей избы служил потолок. «МАТИЦА – особенно толстый брус, который врубали в верхний венец, когда был поставлен сруб.
«Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей «, «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку…
Пространство между стеной и печью называется « Запечье». Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось « БАБИЙ КУТ» (то есть «женский угол»).
Другой угол около двери был Мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы...
Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс (конспект + презентация)
Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час, минута, секунда." 4 класс. (Конспект + презентация)
Цель: Расширить знания о единицах времени, познакомимся с новой единицей времени - секундой, будем учиться выражать минуты и часы в секундах, учится решать задачи с этими величинами....
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)...