Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Мастера печатных дел".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
На уроке окружающего мира знакомятся с биографией Ивана Грозного, его участии в организации и развитии книгопечатания на Руси. Использованы технологии целеполагания, сотрудничества, здоровьесберегающие, проблемное обучение. Является авторской разработкой. Соответствует требованиям ФГОС.
Подготовка к уроку не трудоемкая, при этом достаточно много интересных моментов, которые помогут легко и интересно провести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okr_mir_lipko.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Мастера печатных дел», учителя начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа», Липко Ксении Андреевны.
Тема урока: «Мастера печатных дел»
Цель: познакомить с появлением книгопечатания на Руси, ролью Ивана Грозного и Ивана Федорова в его развитии, развивать диалогическую речь, критическое мышление, воспитывать интерес к культуре собственной страны, любовь к чтению литературы.
Задачи:
-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;
- познакомить с биографией Ивана Грозного и Ивана Федорова;
- дать представление об устройстве первых печатных станков, особенностей их работы;
- повторить особенности оформления старинных книг;
- узнать о первой печатной книге «Апостол», дате ее появления.
Оборудование: портрет Ивана Грозного, фотография книги «Апостол», фотография печатного станка; учебник по окружающему миру 4 класс «Школа России», УМК «Школа России» рабочая тетрадь 4 класс 2 часть, тетрадь для тестирования, смайлики, цветные карандаши, деформированный текст с биографией Ивана Грозного, карточки с цифрами от 2 до 5.
Ход урока
- Организационный этап.
Разложить на столе смайлики, предложить обучающимся нарисовать им улыбку, серьезное настроение или грустное. Попросить объяснить свое настроение.
- Этап проверки домашнего задания.
Тестирование по тетради «Тестирование. Окружающий мир» 4 класс.
Взаимопроверка обучающихся.
3. Этап целеполагания
1. Постановка проблемного вопроса.
- Возьмите в руки учебник по окружающему миру. Скажите, она написана от руки или напечатана? А как и когда появились первые печатные книги?
- Какая будет тема урока? Цель?
4. Первичное изучение материала.
1. Игра «Где логика»
На доске вывешен портрет Ивана Грозного, печатный станок и фотография «Апостола».
- Посмотрите на эти три фотографии. Кто и что изображено на них. Попробуйте рассказать, кто же стал инициатором появления книгопечатания на Руси.
2. Знакомство с биографией Ивана Грозного. Игра «Собери текст». Работа в парах.
На столах обучающихся деформированный текст с биографией Ивана Грозного. Их задача собрать его и воспроизвести биографию.
Биография Ивана Грозного:
Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) (1530 – 1584) – великий князь московский и всея Руси, первый русский царь. Провел реформу по централизации Руси, упорядочил военную систему, расширил границы государства.
Детство. Начало царствования
Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. В 1533 году умер его отец, великий князь Василий III (Рюрикович). В 1538 году из жизни ушла мать Ивана Васильевича, княгиня Елена Глинская (литовская княжна). Детство будущего царя прошло в обстановке дворцовых интриг, борьбы за власть, переворотов между враждующими боярскими родами Бельских и Шуйских.
В 1547 году была проведена церемония торжественного венчания на царство великого князя Ивана IV в Успенском соборе московского Кремля. На тот момент его титул переводили как «император», что ставило Грозного вровень с императором Священной Римской империи.
Дела внутренней политики царю помогали вести советники Избранной рады, в которую входили митрополит Макарий, А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр.
Внутренняя политика
В 1549 году Иван Васильевич созвал первый Земский собор, на котором присутствовали все слои населения кроме крепостных, и решались политические, административные, экономические вопросы. С конца 40-х годов царь провел ряд реформ: земскую, военную, губную, знаковую.
В 1565 году Иван Грозный, биография которого уже говорила за него как за великого монарха, ввел особую форму правления – опричнину, направленную на укрепления самодержавия. В 1572 году опричнина была распущена.
Внешняя политика
Во внешней политике Иван IV держал курс на расширение территорий на востоке, овладение берегами Балтийского моря на западе и доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды.
Грозный совершал значимые военные походы, в результате которых в 1547 – 1552 годах к российским территориям было присоединено Казанское ханство, в 1556 году – Астраханское ханство, земли Приуралья и Поволжья. В 1555 – 1557 годах в зависимость Ивана IV попали сибирский хан Едигер и Большая ногайская орда. В 1556 году российские войска разрушили столицу Золотой Орды Сарай-Бату.
В 1554 – 1557 годах войска Грозного одержали победу в войне со Швецией, которую начал шведский король Густав I. В 1558 – 1583 годах войска Грозного потерпели неудачу в Ливонской войне. В этот же время Иван IV с переменным успехом вел войны с Крымским ханством.
Ссылка на использованный интернет-ресурс: https://obrazovaka.ru/alpha/g/groznyj-ivan-grozny-ivan
- Работа с учебником. Чтение статьи «Мастера печатных дел»
5. Первичное закрепление и применение полученных знаний.
1) Беседа по вопросам учебника.
2) Работа в Рабочей тетради.
3) Физкультминутка.
Игра «Создай живые буквы». Попросить обучающихся построиться в те буквы, которые называет учитель.
6. Обобщение и систематизация знаний.
А) Игра « Блиц-опрос»:
- Кто приказал открыть первую типографию?
- Где была построена первая типография?
- Имя первопечатника Руси?
- Где находится памятник Ивану Федорову?
- Как называлась первая печатная книга?
- В каком году ее напечатали?
- Что еще напечатал Иван Федоров?
7. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените себя по пятибалльной шкале за работу на уроке, подняв карточки с оценками. Обоснуйте свои оценки.
- Какая была тема урока?
- Назовите наиболее важные факты, изученные на уроке.
Домашнее задание: пересказать текст учебника на стр. 82-85, создать мини-проект своей печатной книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...