Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока по теме: "Организм человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_kl.docx | 905.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Тема урока: «Организм человека».
Тип урока – урок изучения нового учебного материала
Вид урока - урок теоретических и практических работ исследовательского типа
Педагогическая цель: создать условия для знакомства учащихся с основными системами организма человека (опорно – двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной), их строением, функциями.
Планируемые результаты (предметные) узнают о внутреннем строении организма человека, научатся определять расположение основных органов человека.
Личностные результаты: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль обучающегося, определяют личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества
- Личностно – ориентированное развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Здоровьесберегающие технологии
Методы и приёмы обучения: диалогический, эвристический и исследовательские, прием "Птичий базар", «Проблемный поиск», «Да-нетка», «Назвать одним словом».
Оборудование: учебник «Окружающий мир»: 4 класс / Поглазова, плакаты, компьютер, презентация, карточки с изображением органов человека, карточки с текстом, смайлики настроения, индивидуальные карты.
Название этапа | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учеников | УУД |
1Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: создать положительный эмоциональный настрой, выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Ребята, на доске вы видите три рисунка (солнышко, солнышко с тучкой, тучка). Возьмите карточку со своим именем и прикрепите её к тому рисунку, который сейчас соответствует вашему настроению. В конце урока мы проверим, осталось ли оно прежним или изменилось. Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. -Тему урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд и прочитаете ключевое слово. 1.Орган слуха. 2.Главный орган кровеносной системы. 3.Главный орган дыхания. 4.Орган зрения. 5.Орган обоняния. 6.Орган пищеварения. 7.Орган вкуса. 8.Главный орган человеческого организма, который управляет всеми процессами. - Какое ключевое слово получилось? -Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? | Дети берут карточку со своим именем и прикрепите её к тому рисунку, который сейчас соответствует их настроению. Подготовка к восприятию нового материала. Работа в парах ухо сердце легкие глаз нос кишечник язык мозг Дети называют слово (Организм) | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверсником - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: - умение строить речевое высказывание - анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: организовать осознания детьми внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуально- го затруднения в пробном действии. | - Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Откройте учебники и по содержанию найдите название раздела. Прочитайте, что мы узнаем нового из раздела, на какие вопросы сможем найти ответы? -Сможете ли вы сейчас ответить, как работает ваш организм? Какое у вас давление, сердцебиение, гемоглобин, глюкоза крови? -На протяжении нескольких уроков нам предстоит не только знакомиться с собственным телом, но и самим выполнить некоторые исследования о своем весе и росте, и, конечно же, получить полезные советы об укреплении собственного здоровья. - Сформулируйте тему урока- Сформулируйте цели урока. - Какие умения мы будем формировать? | О человеческом организме, как он устроен. Открывают учебник стр.5(учебник), знакомятся с тезисами и вопросами.
Рассуждение детей. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
(Тема урока: «Как устроен организм человека») (Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.) | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
3 Этап выявления места и причины затруднений Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | -Как вы считаете, почему наше сердце, желудок, легкие и другие органы скрыты от чужих глаз? - Как понять, какое строение у организма человека? | Ответы детей, выявление причин затруднения. | |
4 Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации Цель: выбрать способ разрешения проблемы, метод и средства. Слайд 1 Слайд 2 | -Предлагаю вам определить внешнее и внутреннее строение организма человека. Ребята, вы смогли определить внутренние органы человека. Подумайте, каждый ли орган работает самостоятельно? Представьте себе, что организм – это дерево (прием «Дерево целей»), на котором появляются листья – «системы». Что бы вы хотели узнать еще о системах органов человека? | Ученики заполняют таблицу «Строение организма человека» Самопроверка. Предположения детей Например: «Органы сотрудничают между собой и создают системы». Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух). «Организм человека - система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое» Дети выбирают и прикрепляют к нарисованному дереву листья – «системы». Дыхательная система Пищеварительная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система Например: «Мы бы хотели узнать их функции. Какую роль они выполняют в нашем организме?» | Личностные: -развитие "Я-концепции" и самооценки личности -формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач - поиск разнообразных способов решения задач - структурирование знаний - установление причинно-следственных связей - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
5 Реализация построенного проекта Цель: применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, за- фиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | -Ребята, представьте, что вы ученые – исследователи. Перед вами важная задача: определить какую роль выполняет каждая система органов человека. Рассмотрите строение основных систем органов человека на с. 9-10 и представленных схемах. Работаем в группах: каждая группа должна рассмотреть систему определенных органов. Жребий определяет задание каждой группы. После заслушивания ответа группы, остальные группы могут задать интересующие или уточняющие вопросы по ходу выступления. | Групповая работа. Прием «Проблемный поиск» | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов -формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции) - использование речи для регуляции своего действия - построение монологического высказывания Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, установление причинно-следственных связей. |
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: обосновать определения, алгоритмы, свойства, при этом проговаривая вслух, выполненные шаги группы. Слайд 3-10 | Организует физминутку -Проверим и обобщим, что у нас получилось. Вопросы к группе. Например: Объясните, почему человек не может жить без системы органов чувств? Например: Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого необходимо? Вопросы к группе. Например: Чтобы организм смог выполнить общие задачи, что должны делать органы? -Какой вывод можно сделать из вышесказанного. | Выполняют упражнения. Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука! Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.) А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем! Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.) Примерные ответы детей. 1гр. Определение терминов. СИСЕМА ОРГАНОВ - СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЕТ НАУКА …. АНАТОМИЯ. РАБОТУ ЕГО ОРГАНОВ-ЧЕЛОВЕКА … ФИЗИОЛОГИЯ НАУКА О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ… ГИГИЕНА 2 гр. Опорно – двигательная система. Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц. Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы. (Человек не может жить без органов чувств, так как они помогают человеку ориентироваться в мире.) 3 гр. Нервная система Нервная система управляет всем организмом. В неё входят: головной мозг, спинной мозг, периферические нервы. (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнять поставленную задачу. 4гр. Дыхательная система - Вы видите органы дыхания – носовая полость, трахея, лёгкие. Они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. 5гр. Пищеварительная система Органы пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Они снабжают организм человека питательными веществами и водой. ( Работать согласованно.) 6гр. Кровеносная система Органы кровообращения – это сердце, сосуды. Человек не может жить без органов кровообращения, так как они переносят одни вещества к клеткам тела, другие из клеток 7гр. Выделительная система Органы выделения – почки, мочевой пузырь, кожа. Человек не может жить без органов выделения, так как они выводят из организма вредные и ненужные вещества. Вывод: Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить. У человека в организме несколько систем органов. Это система кровообращения, дыхания, пищеварительная, нервная, мочевая, опорно-двигательный аппарат. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной - ориентировка на позицию партнёра - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве - умение договариваться, приходить к общему решению - контроль действий партнёра - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи - учёт правила в планировании и контроле способа решения - различение способа и результата действия Познавательные: - структурирование знаний - построение речевого высказывания в устной форме - установление причинно-следственных связей - доказательство |
7Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверку учащимися своих решений по эталону. Слайд 11 | Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно, быстро проверить свои знания с помощью теста «Да», «Нет». 1 «Органы человека сотрудничают между собой и создают системы», «Да» «Нет» + - 2 Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиена? «Да» «Нет» + - 3 Желудок входит в кровеносную систему? «Да» «Нет» + - 4 Сердце – это мотор в организме человека? «Да» «Нет» + - 5 Легкие обеспечивают организм углекислым газом и выделяют кислород. «Да» «Нет» + - 6 Почки, мочевой пузырь, кожа- органы выделения? «Да» «Нет» + - 7 Скелет и мышцы относится к опорно – двигательной системе? «Да» «Нет» + - + + - + - + + | Прием «Да-нетка» 1 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6 + 7 + Самопроверка | Личностные: - развитие самооценки личности - формирование адекватной позитивной самооценки - формирование границ собственного «знания» и «незнания» Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей - учёт правил в контроле способа решения - осуществление итогового и пошагового контроля по результату - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
8 Включение в систему знаний и повторения. Цель: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания. | Сейчас я буду демонстрировать картинки с анатомическими рисунками внутренних органов человека. А вы должны называть только одним словом систему в которую входит этот орган. Демонстрация. | Прием «Назвать одним словом» Ответы детей. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме Познавательные: - структурирование знаний - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях - доказательство |
9 Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | - Как вы считаете, справились ли мы с задачами урока? Получилось ли у нас достичь цели, которую мы поставили? Чтобы закрепить полученные знания на уроке вам предлагается такое домашнее задание (по выбору) учебник стр.6-17 читать; тетрадь с.3 заполнить; составить индивидуальную карточку. Мне _____________ лет. Мой рост ______м _____ см. Мой вес ________кг __________г -А сейчас вспомним, с каким настроением мы начали урок. Если ваше настроение изменилось, переставьте карточку со своим именем. Вы сегодня – молодцы. Большое спасибо за работу! Попробуйте кратко написать самое важное, что уяснили из урока с пожеланиями соседу по парте и отправьте как телеграмму (обменяйтесь). - А я, хочу поблагодарить вас за активную работу. Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы | Ответы детей. Дети меняют карточки, если настроение изменилось. Действия детей. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя - адекватная самооценка Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме - анализ - синтез - установление причинно-следственных связей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков
Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»
Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...