Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Нет в России семьи такой…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
Формировать представление о чувствах солдат и людей в тылу в годы ВОВ.
Формировать УУД:
- понимать чувства других людей и сопереживать им (Личностные УУД);
- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Оборудование:
- учебник, с.86-91
- проектор, ноутбук.
- музыкальный файл «Нет в России семьи такой…»
- текст песни (Приложение 1)
- письма с фронта (Приложение 2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аминова Гульсина Фазылгалиевна,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ № 7»
г. Менделеевск
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Нет в России семьи такой…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
Формировать представление о чувствах солдат и людей в тылу в годы ВОВ.
Формировать УУД:
- понимать чувства других людей и сопереживать им (Личностные УУД);
- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Оборудование:
- учебник, с.86-91
- проектор, ноутбук.
- музыкальный файл «Нет в России семьи такой…»
- текст песни (Приложение 1)
- письма с фронта (Приложение 2)
Ход урока.
Этапы урока | Методы, приёмы технологии проблемного диалога | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (метапредметные) |
Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока (3 мин) | Метод «Сообщение темы с мотивирующим приёмом» | - Послушайте фрагмент песни из кинофильма «Офицеры». - Эти слова есть у вас на парте. - Назовите первые строчки. - Эти слова и будут темой нашего урока сегодня. - Как вы думаете, о каких семьях мы будем сегодня говорить на уроке? | Смотрят видеоролик, слушают фрагмент песни. - Нет в России семьи такой. Высказывают свои предположения, используя текст (Приложение 1). | Прогнозировать результат (Регулятивные УУД). |
Создание проблемной ситуации (7 мин) | Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём № 1 (представление противоречивых фактов, мнений). | - Какие ваши любимые праздники? - Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»? - С каким настроением люди идут на праздник? На доске появляется запись: - В песне, посвященной Дню Победы, есть слова, что это «праздник со слезами на глазах». На доске появляется запись: - Какое вы заметили противоречие? - Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. - На этот вопрос мы и будем искать ответ. | - День рождения, Новый год и др. - Радость, удовольствие и т.д. - С хорошим, весёлым. - Праздник должен быть весёлый, а праздник День Победы – «со слезами на глазах». - Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? | Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). |
Открытие нового знания (10 мин) | Метод «Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог». Метод «Подводящий к знаниям диалог». | - Какие у вас есть гипотезы (предположения)? Выписывает все гипотезы на доску. - Кто попробует доказать верность 1гипотезы? Аналогично предлагает доказать верность других гипотез. Если гипотез не будет, то построить работу так: - Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну? Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие: - страх за себя, своих близких, свою Родину - погибших родных, товарищей - разрушенные дома и т.д. - Эти воспоминания могут вызывать слёзы? (Могут) - В День Победы ветераны и те, чьи родственники воевали, плачут, вспоминая близких, друзей. - Как ответим на наш вопрос? | Высказывают свои гипотезы. Например: - в этот день вспоминают погибших родных, товарищей; - слёзы радости, что победили врага Желающий ученик пробует доказать верность 1 гипотезы. - День Победы называют праздником со слезами потому что…. | Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД). |
Применение нового знания (15 мин) | - Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. - А что помогает нам сохранить память о наших прадедах, которые воевали? - Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям? - Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. - Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны. - Конвертов не было. Как отправляли письма? - Кто нам покажет, как сворачивать такой треугольник? Организует работу с письмами. Задаёт вопросы после самостоятельного чтения. Например: - Что узнали о жизни солдат? - Какие чувства испытывали солдаты перед боем (после боя)? - Какие чувства испытывали родственники, написавшие своему отцу? - Родные уже ждут, когда вы вернётесь домой с фронта, но бои всё идут и идут. Вы давно не писали маме, она о вас беспокоится. - Объясните маме, почему вы так долго не писали в своём письме. Предлагает желающим написать зачитать составленные письма. Домашнее задание. - Представьте, что вы оказались на передовой. Идёт бой у стен рейхстага. Сегодня 7 мая 1945 года. Вам надо написать письмо с фронта своим родным и близким: маме, сестре, бабушке. | - Письма с фронта, фотографии. - Нет. - Их сворачивали треугольником. Ученики 1, 2 рядов самостоятельно читают письма солдат с фронта. Ученики 3 ряда читают письмо из тыла на фронт. Самостоятельно выполняют задание на тетрадных листочках простым карандашом. Затем сворачивают треугольником. Желающие зачитывают письма. | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). | |
Рефлексия (10 мин) | - На какой вопрос искали ответ? - Смогли найти на него ответ? Оцените свою работу, продолжив предложения: Сегодня на уроке я узнал, что … Меня удивило… Мне захотелось… | - Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? - Смогли. Выполняют задание на карточках самостоятельно (3 мин). Желающие озвучивают. | Оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Приложение 1.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" (Программа "Школа России")
Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" с использованием различных современных технологий: ИКТ, диалоговых, здоровьесберегающих. Насыщен различными ЭОР....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич." (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с городами Золотого...