Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.

Задачи:

1. Формировать предметное умение: называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни.

2. Формировать УУД:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос; сравнивать объекты по заданным критериям; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир». 2 класс. Часть 2. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

- презентация к уроку

- Приложения 1, 3 (у каждого)

-  Приложение 2 (по 1 шт. на парту)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.

Задачи:

1. Формировать предметное умение: называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни.

2. Формировать УУД:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос; сравнивать объекты по заданным критериям; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир». 2 класс. Часть 2. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

- презентация к уроку

- Приложения 1, 3 (у каждого)

-  Приложение 2 (по 1 шт. на парту)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Слайд 1.

- О какой зоне умеренного пояса мы говорили на прошлом уроке?

- Сегодня мы продолжим разговор о зонах умеренного пояса.

- О зоне степей.

Создание проблемной ситуации

(9 мин)

Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём «Противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом».

- На юге умеренного пояса летняя жара усиливается, а дожди бывают редко. Мы попадаем в зону пустынь.

- От какого слова происходит название природной зоны «пустыня»?

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Почему так считаете?

- Посмотрите на слайд. (Слайд 2).

- А теперь послушайте описание пустыни Каракумы весной.

                 - Десятки разнообразных видов растений расцветают весной в Каракумах. Цветут многочисленные кустарники. Целые лужайки покрываются лиловыми звездочками гусиного лука. Яркими и многочисленными огоньками выглядят разбросанные по песку красные цветы тюльпанов.

- Что вы сначала сказали про пустыню? 

- А как на самом деле? 

- Какое противоречие заметили?

- Если растения там есть, значит, они приспособились к  жизни в пустыне?

- Какой возникает вопрос? 

- Попробуем найти ответ на этот вопрос.

- Какая тема урока сегодня?

Слайд 3.

- От слова пусто.

- Мало, почти нет.

- Мало осадков, почва засыхает.

- Растений мало, почти нет.

- Их, оказывается, очень много.

- Пустыня, а много цветёт растений.

- Да.

- Как растения приспособились к жизни в пустыне?

- Зона пустынь.

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД).

Открытие нового знания

(13 мин) 

Метод «Подводящий к знанию диалог»

- Посмотрите на изображения растений пустыни.

Слайды 5 – 9.

- Какие у них листья: узкие или широкие?

- Почему узкие?

- А у некоторых вместо листьев колючки.

- Какого размера растения: высокие или низкие?

- Почему низкие?

- Где в пустыне находится вода: глубоко по землёй или неглубоко?

- А чтобы растения смогли получить воду, какие они должны иметь корни?

- Давайте сделаем вывод, как же растения приспособились к жизни в пустыне.

Записывает на доске.

- Проверим, правильно ли мы рассуждали.

- Прочитайте описание растительности пустыни, которое лежит у вас на партах.

- Какие наши выводы оправдались?

- Что ещё узнали про пустыню?

- Узкие.

Высказывают предположение.

- Низкие.

- Мало воды, засуха, плохо растут.

- Глубоко под землёй.

- Длинные.

- У них длинные корни, узкие листья или колючки, низкие.

Самостоятельно читают описание растительности пустыни на листочках 3-5 мин (Приложение).

- Корни растений глубоко под землёй, узкие листья, низкий рост.

- Есть оазис….

Называть отличительные особенности растительного мира пустыни.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Применение нового знания (15 минут)

1. Задание № 1.

- Сравните растения степи и пустыни. Заполните таблицу (Приложение 2).

- Договоритесь, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы.

Организует фронтальную проверку.

2. Задание № 2 (Приложение 3).

Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению.

Организует фронтальную проверку.

3. Домашнее задание.

- К следующему уроку подготовьте доклад «Животные пустыни».

Договариваются, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы. Работают в парах 3 минут.

Читают задание на листочках.

Выполняют самостоятельно на листочках 2-3 мин.

Называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни.

Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД).

Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Рефлексия  

(7 мин)

- Какая тема урока была?

- На какой вопрос искали ответ?

- Смогли найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Меня удивило ….

Мне было трудно ….

- Зона пустынь.

- Как растения приспособились к жизни в пустыне?

- Смогли.

Проговаривают вслух несколько человек по одному предложению.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Приложение 1.

Растения пустыни

В пустыне растут растения, которые, которые могут переносить засуху. У них мелкие жёсткие листья, либо вместо листьев колючки. Корни проникают глубоко в землю. Так, у верблюжьей колючки они уходят на глубину до 20 метров. Там легче найти влагу. Поэтому листья у этого растения долго держатся зелёными и опадают, когда созревают плоды. Боковые веточки верблюжьей колючки превратились в колючки, именно на них расцветают розово-красные цветки. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины. Вот такие выносливые растения! Это солянка, полынь, селин, песчаная осока. Полынь и песчаную осоку используют для закрепления песков. И хотя песок часто засыпает эти растения, они образуют новые корни и вновь продолжают расти.

Весной, когда растаявший снег и выпадающие осадки напоят почву водой, пустыня покрывается цветущими растениями с широкими зелёными листьями: ирисами, тюльпанами, маками. Правда, длится этот период всего лишь около месяца.

Привычных нам деревьев здесь нет. Лишь местами растёт саксаул. Это невысокое дерево с извилистым стволом. Листья в виде чешуек или их нет совсем.

Но там, где есть вода, растут пышные труднопроходимые леса. Деревья здесь перевиты лианами. Эти «зелёные острова» среди пустыни называют оазисами. 

Приложение 2.

СТЕПЬ

ПУСТЫНЯ

Листья растений

Корни

Деревья

Приложение 3.

Твой одноклассник подготовил к следующему уроку окружающего мира доклад «Растения пустыни». Он попросил тебя помочь ему получить хорошую отметку. Проверь составленный текст и исправь ошибки.

Растения пустыни.

Хорошо приспособились к засухе деревья и кустарники в пустыне. Это карликовая берёза, саксаул, орешник, джузгун, верблюжья колючка. Стволы деревьев сильно изогнуты. Их корни могут проникать в землю на глубину до 5 метров. Листья растений широкие, у некоторых вместо листьев хвоинки. В пустыне много песка. Он образует холмы, которые называют барханы. На барханах растут тюльпаны, маки, ирисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....