Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
1. Формировать предметное умение: называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни.
2. Формировать УУД:
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; сравнивать объекты по заданным критериям; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир». 2 класс. Часть 2. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
- презентация к уроку
- Приложения 1, 3 (у каждого)
- Приложение 2 (по 1 шт. на парту)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аминова Гульсина Фазылгалиевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»
г. Менделеевск
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
1. Формировать предметное умение: называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни.
2. Формировать УУД:
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; сравнивать объекты по заданным критериям; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир». 2 класс. Часть 2. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
- презентация к уроку
- Приложения 1, 3 (у каждого)
- Приложение 2 (по 1 шт. на парту)
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Слайд 1. - О какой зоне умеренного пояса мы говорили на прошлом уроке? - Сегодня мы продолжим разговор о зонах умеренного пояса. | - О зоне степей. | ||
Создание проблемной ситуации (9 мин) | Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём «Противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом». - На юге умеренного пояса летняя жара усиливается, а дожди бывают редко. Мы попадаем в зону пустынь. - От какого слова происходит название природной зоны «пустыня»? - Как вы думаете, много ли растений в пустыне? - Почему так считаете? - Посмотрите на слайд. (Слайд 2). - А теперь послушайте описание пустыни Каракумы весной. - Десятки разнообразных видов растений расцветают весной в Каракумах. Цветут многочисленные кустарники. Целые лужайки покрываются лиловыми звездочками гусиного лука. Яркими и многочисленными огоньками выглядят разбросанные по песку красные цветы тюльпанов. - Что вы сначала сказали про пустыню? - А как на самом деле? - Какое противоречие заметили? - Если растения там есть, значит, они приспособились к жизни в пустыне? - Какой возникает вопрос? - Попробуем найти ответ на этот вопрос. - Какая тема урока сегодня? Слайд 3. | - От слова пусто. - Мало, почти нет. - Мало осадков, почва засыхает. - Растений мало, почти нет. - Их, оказывается, очень много. - Пустыня, а много цветёт растений. - Да. - Как растения приспособились к жизни в пустыне? - Зона пустынь. | Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). | |
Открытие нового знания (13 мин) | Метод «Подводящий к знанию диалог» - Посмотрите на изображения растений пустыни. Слайды 5 – 9. - Какие у них листья: узкие или широкие? - Почему узкие? - А у некоторых вместо листьев колючки. - Какого размера растения: высокие или низкие? - Почему низкие? - Где в пустыне находится вода: глубоко по землёй или неглубоко? - А чтобы растения смогли получить воду, какие они должны иметь корни? - Давайте сделаем вывод, как же растения приспособились к жизни в пустыне. Записывает на доске. - Проверим, правильно ли мы рассуждали. - Прочитайте описание растительности пустыни, которое лежит у вас на партах. - Какие наши выводы оправдались? - Что ещё узнали про пустыню? | - Узкие. Высказывают предположение. - Низкие. - Мало воды, засуха, плохо растут. - Глубоко под землёй. - Длинные. - У них длинные корни, узкие листья или колючки, низкие. Самостоятельно читают описание растительности пустыни на листочках 3-5 мин (Приложение). - Корни растений глубоко под землёй, узкие листья, низкий рост. - Есть оазис…. | Называть отличительные особенности растительного мира пустыни. | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). |
Применение нового знания (15 минут) | 1. Задание № 1. - Сравните растения степи и пустыни. Заполните таблицу (Приложение 2). - Договоритесь, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы. Организует фронтальную проверку. 2. Задание № 2 (Приложение 3). Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению. Организует фронтальную проверку. 3. Домашнее задание. - К следующему уроку подготовьте доклад «Животные пустыни». | Договариваются, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы. Работают в парах 3 минут. Читают задание на листочках. Выполняют самостоятельно на листочках 2-3 мин. | Называть отличительные особенности растительного мира степи и пустыни. | Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД). Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД). Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД). |
Рефлексия (7 мин) | - Какая тема урока была? - На какой вопрос искали ответ? - Смогли найти ответ? Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Меня удивило …. Мне было трудно …. | - Зона пустынь. - Как растения приспособились к жизни в пустыне? - Смогли. Проговаривают вслух несколько человек по одному предложению. | Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Приложение 1.
Растения пустыни
В пустыне растут растения, которые, которые могут переносить засуху. У них мелкие жёсткие листья, либо вместо листьев колючки. Корни проникают глубоко в землю. Так, у верблюжьей колючки они уходят на глубину до 20 метров. Там легче найти влагу. Поэтому листья у этого растения долго держатся зелёными и опадают, когда созревают плоды. Боковые веточки верблюжьей колючки превратились в колючки, именно на них расцветают розово-красные цветки. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины. Вот такие выносливые растения! Это солянка, полынь, селин, песчаная осока. Полынь и песчаную осоку используют для закрепления песков. И хотя песок часто засыпает эти растения, они образуют новые корни и вновь продолжают расти.
Весной, когда растаявший снег и выпадающие осадки напоят почву водой, пустыня покрывается цветущими растениями с широкими зелёными листьями: ирисами, тюльпанами, маками. Правда, длится этот период всего лишь около месяца.
Привычных нам деревьев здесь нет. Лишь местами растёт саксаул. Это невысокое дерево с извилистым стволом. Листья в виде чешуек или их нет совсем.
Но там, где есть вода, растут пышные труднопроходимые леса. Деревья здесь перевиты лианами. Эти «зелёные острова» среди пустыни называют оазисами.
Приложение 2.
СТЕПЬ | ПУСТЫНЯ | |
Листья растений | ||
Корни | ||
Деревья |
Приложение 3.
Твой одноклассник подготовил к следующему уроку окружающего мира доклад «Растения пустыни». Он попросил тебя помочь ему получить хорошую отметку. Проверь составленный текст и исправь ошибки.
Растения пустыни.
Хорошо приспособились к засухе деревья и кустарники в пустыне. Это карликовая берёза, саксаул, орешник, джузгун, верблюжья колючка. Стволы деревьев сильно изогнуты. Их корни могут проникать в землю на глубину до 5 метров. Листья растений широкие, у некоторых вместо листьев хвоинки. В пустыне много песка. Он образует холмы, которые называют барханы. На барханах растут тюльпаны, маки, ирисы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....