технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Тема урока: «Человеческие расы.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.

Задачи:

 Формировать  представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

Формировать УУД:

- способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас (Личностные УУД);

- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Оборудование:

- учебник, с.34-36

- проектор, ноутбук.

- карта полушарий

- словарь Ожегова

- таблица  (Приложение 1)

- материал к уроку о человеческих расах (Приложение 2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Аминова Гульсина Фазылгалиевна ,

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Человеческие расы.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.

Задачи: 

 Формировать  представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

Формировать УУД: 

- способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас (Личностные УУД);

- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Оборудование:

- учебник, с.34-36

- проектор, ноутбук.

- карта полушарий

- словарь Ожегова

- таблица  (Приложение 1)

- материал к уроку о человеческих расах (Приложение 2)

Ход  урока

Этапы урока

Методы, приёмы технологии проблемного диалога

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

( предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока

(3 мин)

Метод «Сообщение темы с

мотивирующим

приёмом»

Посмотрите внимательно на слайд…

Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас.

- Что вы здесь видите?

-  Чем они отличаются?
- А что их объединяет? Чем они похожи?

Смотрят 1 слайд с людьми разных национальностей

- у них разного цвета кожа, одежда.

- они говорят на разных языках.

- они все люди и у  всех есть  руки , ноги – строение тела одинаковое у всех людей на нашей планете.

Высказывают свои предположения, используя  слайд на презентации 

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Создание проблемной ситуации

(7 мин)

Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём № 1 (представление противоречивых фактов, мнений).

-- А почему же люди живущие на планете земля так отличаются друг от друга?

 

Я расскажу вам притчу.

Притча о расах. Очень  давно все люди на планете земля были черные-черные.  То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается.

Вы согласны со мной?

Версии учеников:

- Природа их такими создала…

- Мамы их такими родили

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). 

Нет, это версия очень похожа на сказку.

Открытие нового знания

(10 мин)

Метод «Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог».

Метод «Подводящий к знаниям диалог».

- Какие у вас есть гипотезы (предположения)?

Выписывает все гипотезы на доску.

- Кто попробует доказать верность 1гипотезы?

Аналогично предлагает доказать верность других гипотез.

Если гипотез не будет, то построить работу так:

- Нам надо установить, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.

-- Как вы понимаете слово « раса»?

Высказывают свои гипотезы.

Например:

-люди отличаются друг от друга одеждой потому что у них такая мода.

-люди отличаются цветом кожи из за места проживания

Желающий ученик пробует доказать верность 1 гипотезы

Ученики читают определение по словарю Ожегова : раса.

-Исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков( цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения

Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД).

Применение нового знания

(15 мин)

Работа со слайдами и материалом на рисунках.

Работают с новым материалом, рисунками и договариваются, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы. Работают в парах 3 минуты.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД)

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Рефлексия

(10 мин)

- На какой вопрос искали ответ?

- Смогли найти на него ответ?

Оцените свою работу, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что …

Меня удивило…

Мне захотелось…

Выполняют задание на таблице самостоятельно (3 мин). Желающие озвучивают.

Оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Приложение 1

Расположите признаки рас в нужном порядке

Характерные признаки

Европеоидная раса

Монголоидная раса

Негроидная раса

Темная кожа

Складка кожи у внутреннего угла глаза

Широкий приплюснутый нос с большими ноздрями

Тонкие губы

Широкие губы

Хорошо развиты усы, борода

Прямые жесткие волосы

Волнистые или курчавые волосы

Широкое лицо

Светлая кожа

Выступающие скулы

Прямые мягкие волосы

Узкая глазная щель

Длинный нос

Приложение 2

Европеоидная раса.
Отличается волнистыми или прямыми волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и  голубых , сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин), слабым выступанием скул, незначительным выступанием челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средними губами.
Европеоидная раса подразделяется на три главные группы: южная ( со смуглой кожей, темными глазами и волосами), северную (со светлой кожей, серыми и  голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами), промежуточная ( смешение признаков южной и северной).
У представителей европеоидной расы – густые волосы, брови, ресницы, борода, усы защищают лицо от капель частых дождей и горло от холодного воздуха.

Монголоидная раса
Ей свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз.

  У монголоидов сильно развитая складка верхнего века защищает глаза от сильных ветров и песчаных бурь. 

Негроидная раса.
 Для нее характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул, сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы.

  У  негроидов в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением темная окраска кожи предохраняет от солнечных ожогов, а курчавые волосы образуют естественную защитную «шапку». Для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку приспособлены утолщенные губы и поперечно расположенные широко открытые ноздри.

Приложение 3.

Притча о человеческих расах.

Очень  давно все люди на планете земля были черные-черные.  То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться. Первая группа людей помылись и стали белые, а вода почернела- так появились европеоиды.  Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, и осталось воды совсем немного,  а люди остались немного смуглыми- так появились монголоиды. Третья группа людей подошли к озеру ,вода в озере черная и  а осталось совсем немного на дне озера и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной- так появились на свет негроиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....