технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: «Человеческие расы.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
Формировать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.
Формировать УУД:
- способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас (Личностные УУД);
- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Оборудование:
- учебник, с.34-36
- проектор, ноутбук.
- карта полушарий
- словарь Ожегова
- таблица (Приложение 1)
- материал к уроку о человеческих расах (Приложение 2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аминова Гульсина Фазылгалиевна ,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ № 7»
г. Менделеевск
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Человеческие расы.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
Формировать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.
Формировать УУД:
- способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас (Личностные УУД);
- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Оборудование:
- учебник, с.34-36
- проектор, ноутбук.
- карта полушарий
- словарь Ожегова
- таблица (Приложение 1)
- материал к уроку о человеческих расах (Приложение 2)
Ход урока
Этапы урока | Методы, приёмы технологии проблемного диалога | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты ( предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока (3 мин) | Метод «Сообщение темы с мотивирующим приёмом» | Посмотрите внимательно на слайд… Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. - Что вы здесь видите? - Чем они отличаются? | Смотрят 1 слайд с людьми разных национальностей - у них разного цвета кожа, одежда. - они говорят на разных языках. - они все люди и у всех есть руки , ноги – строение тела одинаковое у всех людей на нашей планете. Высказывают свои предположения, используя слайд на презентации | Прогнозировать результат (Регулятивные УУД). | |
Создание проблемной ситуации (7 мин) | Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём № 1 (представление противоречивых фактов, мнений). | -- А почему же люди живущие на планете земля так отличаются друг от друга?
Я расскажу вам притчу. Притча о расах. Очень давно все люди на планете земля были черные-черные. То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается. Вы согласны со мной? | Версии учеников: - Природа их такими создала… - Мамы их такими родили | Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). Нет, это версия очень похожа на сказку. | |
Открытие нового знания (10 мин) | Метод «Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог». Метод «Подводящий к знаниям диалог». | - Какие у вас есть гипотезы (предположения)? Выписывает все гипотезы на доску. - Кто попробует доказать верность 1гипотезы? Аналогично предлагает доказать верность других гипотез. Если гипотез не будет, то построить работу так: - Нам надо установить, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи. -- Как вы понимаете слово « раса»? | Высказывают свои гипотезы. Например: -люди отличаются друг от друга одеждой потому что у них такая мода. -люди отличаются цветом кожи из за места проживания Желающий ученик пробует доказать верность 1 гипотезы Ученики читают определение по словарю Ожегова : раса. -Исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков( цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения | Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД). | |
Применение нового знания (15 мин) | Работа со слайдами и материалом на рисунках. | Работают с новым материалом, рисунками и договариваются, кто из вас будет заполнять таблицу, а кто представлять результаты работы. Работают в парах 3 минуты. | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД) Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). | ||
Рефлексия (10 мин) | - На какой вопрос искали ответ? - Смогли найти на него ответ? Оцените свою работу, продолжив предложения: Сегодня на уроке я узнал, что … Меня удивило… Мне захотелось… | Выполняют задание на таблице самостоятельно (3 мин). Желающие озвучивают. | Оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Приложение 1
Расположите признаки рас в нужном порядке
Характерные признаки | Европеоидная раса | Монголоидная раса | Негроидная раса |
Темная кожа | |||
Складка кожи у внутреннего угла глаза | |||
Широкий приплюснутый нос с большими ноздрями | |||
Тонкие губы | |||
Широкие губы | |||
Хорошо развиты усы, борода | |||
Прямые жесткие волосы | |||
Волнистые или курчавые волосы | |||
Широкое лицо | |||
Светлая кожа | |||
Выступающие скулы | |||
Прямые мягкие волосы | |||
Узкая глазная щель | |||
Длинный нос |
Приложение 2
Европеоидная раса.
Отличается волнистыми или прямыми волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и голубых , сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин), слабым выступанием скул, незначительным выступанием челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средними губами.
Европеоидная раса подразделяется на три главные группы: южная ( со смуглой кожей, темными глазами и волосами), северную (со светлой кожей, серыми и голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами), промежуточная ( смешение признаков южной и северной).
У представителей европеоидной расы – густые волосы, брови, ресницы, борода, усы защищают лицо от капель частых дождей и горло от холодного воздуха.
Монголоидная раса
Ей свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз.
У монголоидов сильно развитая складка верхнего века защищает глаза от сильных ветров и песчаных бурь.
Негроидная раса.
Для нее характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул, сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы.
У негроидов в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением темная окраска кожи предохраняет от солнечных ожогов, а курчавые волосы образуют естественную защитную «шапку». Для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку приспособлены утолщенные губы и поперечно расположенные широко открытые ноздри.
Приложение 3.
Притча о человеческих расах.
Очень давно все люди на планете земля были черные-черные. То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться. Первая группа людей помылись и стали белые, а вода почернела- так появились европеоиды. Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, и осталось воды совсем немного, а люди остались немного смуглыми- так появились монголоиды. Третья группа людей подошли к озеру ,вода в озере черная и а осталось совсем немного на дне озера и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной- так появились на свет негроиды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....