Урок окружающего мира «Цепи питания. Кто что ест?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок построен с применением технологии проблемного обучения и групповых технологий. Учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzh_miru.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 класс
«Цепи питания. Кто что ест?»
Широкова Е.Д.
Учитель начальных классов
Подольск 2018г.
Урок окружающего мира
Тема: «Цепи питания. Кто что ест?»
Цель: формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных,
о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки
Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
Познавательные УУД:
классификации;
|
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
задачами коммуникации;
излагать свою точку зрения;
основе сочетательного диалога;
интерактивного обучения; |
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять
цепи и сети питания животных.
Оборудование: мультимедийный экран, сказка Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»,
учебники, рабочие тетради, таблички с видами животных.
I.Организационный момент: Здравствуйте ребята. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!
II. Актуализация знаний
- Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).
Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»
Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»
- Кем пообедал ёж?
- Какую ещё пищу ест ёж?
- Почему ёж испугался филина?
- Что понял еж?
- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)
- Какими животными питается филин?
- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
(на экране тема)
III. Этап постановки проблемы
На экране изображения животных. Ваша задача - соотнести этих животных в группы по питанию, но прежде вспомним, какие группы бывают.
– ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру)
- как называются животные, которые питаются растительной пищей?
– РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
- как называются животные, которые в пищу используют других животных?
- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
- как называются животные, которые питаются насекомыми?
- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
- как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных?
- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)
- Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?
(Животные питаются растениями и другими животными)
- Разделите животных по этому признаку
(Хищные – изображения тигра, лисы)
(Растительноядные – изображения зайца, лошади)
(Насекомоядные – изображения лягушки)
(Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца)
IV. Проект выхода из затруднения
А) Беседа с учениками по вопросам:
- Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания. Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)
- Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?
(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)
- Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?
- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?
Б) Работа в парах:
- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки.
1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?
2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?
- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?
- Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)
- Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)
- Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.
V.Реализация построенного проекта
Обобщение
- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.
1.Водоросли – рыба – белый медведь
2. Рябина – заяц – волк
3. Желудь – кабан – волк
4. Зерно – мыши – кот
5. Пшеница - мышь - ястреб
6.Осина – заяц - лиса
7.Картофель – колорадский жук - куропатка
- Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания?
(строгой последовательностью)
- Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?
(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки - лес, водоем, поле, сад)
- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.
VI.Физкультминутка
Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.
Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.
VII.Закрепление
А)Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.
- Какой вывод можно сделать из прочитанного?
(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)
- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)
Б) Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.
(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).
- Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено? (если вопрос вызвал затруднение)
- Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)
- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено? (да, бактерии)
- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)
В)Закрепление в форме эксперимента.
Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка). Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток. Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)
- Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного звена цепи питания? (к трагедии)
- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:
- Почему филин мог съесть ежа?
(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)
- Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?
(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)
- Какой вывод можно сделать?
(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)
Домашнее задание
Р.Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.
VIII. Рефлексия
Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?
- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?
Расскажите о нем по плану:
- Мы познакомились с новой классификацией животных по …
(типу питания).
2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….
-Растительноядных.
-Насекомоядных
-Хищников
-Всеядных
3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…
(добывать себе пищу и спасаться от врагов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)
Классный час знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...
Урок окружающего мира по питанию
Предлагается план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа России" (учебник Плешакова). Тема рассматриваемая на уроке является очень важной не только в курсе изучения окружаще...
Урок окружающего мира "Наше питание". 3 класс. УМК "Школа России"
Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания....
Конспект урока окружающего мира "наше питание. Пищеварительная система" 3 класс
Тема и номер урока в теме: «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор:: «Мир вокруг...
Конспект урока окружающего мира "Наше питание"
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....
урок окружающего мира "Наше питание"
Цели урока:1. Образовательныеo Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.o Дать элементарные представления об ор...
Урок окружающего мира "Наше питание"
Урок для 3 класса...