Конспект урока окружающего мира "наше питание. Пищеварительная система" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тема и номер урока в теме:      «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.

Предметная программа и её автор::         «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова

Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Модель организации УПД: младших школьников: АРМ учителя- класс, самостоятельная работа в парах, тестовой опрос, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в тетрадях на печатной основе, работа с учебником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_pitanie.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по окружающему миру.

1.ФИО (полностью)                Волкова Светлана Николаевна.

              2.Место работы                      Московская обл., Рузский р-н., п. Тучково, МБОУ ТСОШ №1.

3.Должность                              учитель начальных классов.

4.Предмет                                    урок  окружающего мира.

5. Класс.                                        3        

6.Тема и номер урока в теме:      «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.

7.Предметная программа и её автор::         «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова

8.Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

9.Тип урока: урок изучения новых знаний.

10.Модель организации УПД: младших школьников: АРМ учителя- класс, самостоятельная работа в парах, тестовой опрос, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в тетрадях на печатной основе, работа с учебником.

11.Необходимое оборудование:

- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;

- рабочая тетрадь на печатной основе;

- письмо от Незнайки, этикетки продуктов питания;

- презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»;

- карточки с заданиями, с тестами;

- смайлики для рефлексии, цветные карандаши, раздаточный материал,

- компьютер, программа Microsoft PowerPoint, интерактивная доска.

13.Структура и ход урока.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Комментарии к уроку

1.Создание

эмоционального

фона урока

(организационный момент).

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Слайд № 2

2.  Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

1) фронтальный опрос.

2) индивидуальная работа, тестовый опрос учащихся.

3) самопроверка, оценивание, рефлексия.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?

( Мы  и наше здоровье)

- Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела?

Вспомогательные вопросы:

1.Из чего состоит организм человека?

2.Какие органы вы знаете и какую функцию они выполняют?

3.Что называют системой органов? (органы выполняющие общую работу)

4.Приведите пример систем органов, назовите органы, которые входят в данные системы?

5.Что изучает наука анатомия, физиология?

6. Какие органы чувств знаете? ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)

  Я вижу, вы у меня молодцы и все знаете, поэтому я думаю, что у вас не возникнет трудностей при выполнении следующего задания.

Перед вами лежат тестовые задания. Ваша задача внимательно прочитать вопрос и выбрать один единственно верный ответ. Время выполнения 8 минут. Будьте внимательны!

Ребята, время вышло!

Оцените каждый свою работу.  Я надеюсь, что грустных смайликов у нас сегодня не будет!

   

Слайд  №3

Прохожу и смотрю за выполнением работы.

Слайд №4

3. Сообщение темы и цели урока.

1) вводная беседа

2) целеполагание и мотивация

3) «открытие» нового знания

1) беседа

4) практическая работа № 1

( работа в парах)

5) Игра «Распредели»

( работа в группах у доски)

6) работа  с презентацией, сообщения учащихся

7)Работа по учебнику. Чтение нового материала

Стр.144

8) практическая работа № 2

(работа в парах)

4.Первичная проверка понимания учащихся нового материала.

«Верно утверждение или нет?»

5.Продолжение  изучения новой темы.

6.Закрепление новых знаний. Работа в ТПО

(индивидуальная)

7. Итог урока. Выставление оценок

 Итоговая рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ребята, сегодня нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему.

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звездочки, в животе колет. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта и конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами».

Ваш Незнайка.

- Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу?

- Как вы думаете нужно ему поменять в своем рационе?

Давайте поможем составить меню для Незнайки. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.

- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).

- Все живые существа питаются.

- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).

- Чем питаются животные?  растениями и другими животными)

- Чем питается человек? Что значит правильное питание?

- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)

- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма.

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

- Сколько раз в день должен есть человек?

( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)

- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)

- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)

- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?

(потому что ее дают животные)

- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.

- Какую пищу называют растительной?

( Пища, которая получена из растений)

- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.

- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?

Рефлексия: Оцените свою работу в парах.. Если вы справились с заданием верно, покажите  весёлого смайлика, если же вы справились, но допустили некоторые неточности, покажите нейтрального смайлика, а если задание показалось  вам сложным и у вас возникли трудности, то покажите  грустного смайлика.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На доске расположены картинки с продуктами.  Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.

- Молодцы, сядьте на свои места.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

         Посмотрите, какой вывод можно сделать?

Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.

- Но как, же понять, полез продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

1 ученик:

Чтобы вырасти ты  смог,

В пище должен быть белок.

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и в мясе тоже.

     Белок-это строительный материал для клеток. Нужен, чтобы мы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.

2 ученик:

Фрукты, овощи и крупы-

Удивительная группа-

Нам в тепло и в непогоду

Поставляют углеводы,

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют,

И энергией питают.

    Углеводы -топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

3 ученик:

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим:

Сохранит температуру,

Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

    Жиры -  продовольственные и топливные склады, а также строительный материал для мозга и нервной системы.

 

Вопросы после чтения:

-Что же такое белки, жиры, углеводы?

- Чем больше  те наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.

- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)

- знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.

Витамины- содержаться в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.

Вывод:

Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

Физкультминутка под ритмичную музыку.

Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.

- Представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.

- Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокой содержание белков, жиров и углеводов.

- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.

белки

жиры

углеводы

Хлеб

8,4

4,7

50

Молоко

2,8

3,2

4,7

Макароны

10

2

70

Масло сливочное

1,7

50

18,6

Самопроверка: анализ результатов таблицы.

Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами.

- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.

- Ребята, сейчас я вам буду  правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши, если услышите вредный совет, топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.

8. утром перед школой надо обязательно завтракать.

9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

10. Перед снов надо плотно покушать.

Вывод:  Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?

  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.
  2. Помнить правила правильного питания.

- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.

- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?

- Зубы  работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.

- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.

- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)

- Слюна  постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.

Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.

Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.

Желудок  своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику!  Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.

А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Кишечник состоит из  толстой и тонкой кишки.

Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.

Ребята,  а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы.

Проверка: на слайде.

Рефлексия: оцените свою работу.

Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…

- какие питательные вещества получает человек с пищей?

- из каких органов состоит пищеварительная система?

-  что нужно помнить, чтобы правильно питаться?

А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.

Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в корзинку яблоко.

А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – положит в корзинку булочку.

Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.

- Ребята, а теперь возьмите  смайлики, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока и покажите их мне и друг другу.

Я благодарю Вас за урок!

Составить и красиво оформить меню правильного питания для Незнайки.

Слайд №5,6

 Читаю письмо

Слушаю мнения детей

Слайд №7

Слушаю мнения детей

Слайд  №8  ( план работы)

Мнения детей

Слайд №9

Карточка-опора

Пища животного происхождения

Пища растительного происхождения

Слайды № 10,11,12

На доске разнообразные картинки продуктов

Мои комментарии

Мнения детей

Слайд

Карточка – питательные вещества

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Мнения детей

Слайд  №16,17

Карточка – витамины

Карточка – разнообразная пища

Ритмичная музыка

Слайд 18

Этикетки от продуктов.

Листики с таблицами

Слайд №19

Слайд № 20,21

Слайд  №22

Слайд №23

Карточка – опора

Слайд №24

Слайд  №25

Карточка – опора

Слайд №26

Карточка – опора

Слайд №27

Слайд №28

Карточка – опора

Слайд № 29

Слайд №30

Слайд № 31

Использованная литература

     1.Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;

     2.Рабочая тетрадь на печатной основе;

    3. Поурочный разработки к учебнику А.А, Плешаков – 3 класс

    4.Интернет страница – Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Урок окружающего мира "Питание животных", 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Питание животных"...

Конспект урока окружающего мира "Питание", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

План-конспект урока окружающего мира "Питание растений". 2 класс

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. Его реализация п...