урок окружающего мира "Наше питание"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Кокоткина Анна Ивановна

Цели урока:

1.     Образовательные

o    Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.

o    Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.

o    Сформировать правила правильного питания.

o    Обобщить и систематизировать знания.

2.     Воспитательные

o    Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.

o    Воспитывать аккуратность и прилежание.

3.     Развивающие

o    Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

o    Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

o    Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:                  

1.     Презентация.

2.     Этикетки от различных продуктов (молоко, сок, шоколад, булочка, йогурт).

3.     Карточки со словами – белки, жиры, углеводы, витамины.

4.     Тест.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.18 КБ
Файл piramida_edy.docx673.76 КБ
Файл pitanie.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. Образовательные
  • Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.
  • Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.
  • Сформировать правила правильного питания.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  1. Воспитательные
  • Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.
  • Воспитывать аккуратность и прилежание.
  1. Развивающие
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.
  • Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  • Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Этикетки от различных продуктов (молоко, сок, шоколад, булочка, йогурт).
  3. Карточки со словами – белки, жиры, углеводы, витамины.
  4. Тест.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент

1 слайд – Мы рады приветствовать вас!

II. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).
- Здравствуйте, простите за опоздание.
- Что случилось?
- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.
- Садись на своё рабочее место.
- Ребята, как вы думаете, почему у Жени заболел живот?
- Он много съел.
- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.
- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)

Учитель: достаточно близко! А что бы вы хотели узнать?

Как работает пищеварительная система?
какие продукты есть полезно, а какие вредно?

Учитель- Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.

2 слайд – тема урока: «Наше питание. Органы пищеварения»
- Тема урока «Наше питание. Органы пищеварения»

III. Новая тема

Практическая работа.

     Ребята, чтобы наш организм нормально функционировал, его нужно кормить. Вот как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. С пищей человек получает все необходимые питательные вещества. А пищу человеку даёт матушка- природа, ведь он её частичка. Мы все с нетерпением ждём прихода весны, потому что с её наступлением просыпаются растения, а значит, все живые существа получат новую порцию витаминов и питательных веществ. (Презентация. Слайд №1.)

      А сейчас мы проникнем в тайны процесса, который называется ПИЩЕВАРЕНИЕМ. Благодаря ему все клетки нашего организма получают питание. Это очень сложный процесс. И для того, чтобы весь организм был накормлен, природа создала в нём Фабрику- кухню, которая представляет из себя очень длинный конвейер. Его длина равна 10 метрам.(Слайд №2)

Ребята, вы должны запомнить какую функцию выполняет каждый орган.

     Итак, полюбуемся со стороны на длину кухонного конвейера. А теперь приступим к приёму пищи. Взяли кусочек хлеба и съели его. Что произошло в первом отсеке нашего конвейера?

(Разжевали, смочили слюной и проглотили)

Рисунок ротовой полости с подвижными деталями.(Слайды №3 и №4).

     Полость рта от полости носа отделяет твёрдое нёбо. В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким. Вход в трахею может закрывать и открывать специальный клапан.

( Показ на рисунке состояния ротовой полости при дыхании)

      Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища- в пищевод, а воздух – в трахею. Давайте проглотим слюну. Вы заметили ,дышим мы в это время или нет? (Нет.)

     Во время проглатывания пищи или слюны мы не дышим, потому, что мягкое нёбо во рту приподнимается и закрывает путь кислороду, идущему от носа. В этот момент специальный клапан захлопывает вход в трахею и получается, что еда может въехать только в свой тоннель, называемыйпищеводом. Если во время еды вы будете разговаривать или смеяться, то ваш “начальник станции” подумает, что вы уже закончили есть, и откроет кислородный путь. Тогда произойдёт крушение. Продуктовый поезд сойдёт с пути и попадёт в дыхательную трубку- трахею, и закроет её. Человек в таком случае может умереть от удушья.

Рисунок пищевода.(Слайд №5)

     Пища попала в пищевод- второй отсек нашего конвейера. С помощью специальных мышц, расположенных в стенках пищевода, пища следует вниз. Через 5 секунд она оказывается в тесной маленькой пещерке- желудке.

Рисунок желудка.(Слайд №6).

     Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы заполним его едой, то он растянется и превратится в целую пещеру. Стенки желудка, как в настоящей пещере, не гладкие, а шероховатые, и из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твёрдые леденцы до жидкой каши. Вся эта сложная работа называется перевариванием пищи. Пока пища не переварится, желудок закрыт .

Рисунок кишечника.(Слайд №7).

     А потом выход открывается и пища попадает в длинный коридор длинной в 13 пальцев (12 перстов) . Из стенок этого коридора вытекает горькая желчь. Она растворяет жирные пищевые части, с которыми не справился желудок. И называется этот коридор- 12ти перстная кишка.

     Из неё медленно, как на лифте, жидкая кашица въезжает в тонкую кишку, которая имеет внутри бархатистую поверхность, покрытую мелкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь донесёт эти питательные вещества всем клеточкам нашего организма. Но наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой отправляются дальше, в толстую кишку.

Рисунок толстого кишечника.  (Слайд №8).

     В этом отделе происходит дальнейшее всасывание воды, а ненужные отходы выбрасываются наружу.

Вывод. Ребята, теперь вы представили себе весь сложный путь, который предстоит проделать кусочку хлеба.

Физминутка.

Ну, а теперь сыграем в игру! Встали! Если я буду называть полезные продукты – вы должны хлопать в ладоши, а если вредные – присесть. Начнем!

Апельсин

Каша

Кока-кола

Творог

Чипсы

Кириешки

Орехи

Сало

Чупа - чупс

Суп

Лапша доширак

Молоко!

Закончили!

    Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

- Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.

III. Новая тема

Практическая работа.

— У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)

6 слайд — (слова — жиры, белки, углеводы )

— А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?

— Давайте послушаем ребят!

Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. 

Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. 

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. 

У вас получились полные, содержательные рассказы. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней. Ну вот, ребята, мы с вами разобрали какие питательные вещества мы употребляем в пищу

- И правда ,ребята , а про витамины мы забыли. Сейчас мы откроем учебники на странице и прочтем все о витаминах.

- Что же вы узнали о витаминах? (Ответы детей)

- Верно. Существует около 20 видов витаминов («вита» — жизнь, «амин»- органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е – витамины

Дети садятся на свои места.

- А можно мне дополнить …. ( рассказ об экспедиции Беренга )

-Витамины – обязательная и незаменимая часть рациона. Они не накапливаются у нас в организме. Их требуется около 20 ежедневно. Все витамины из пищи мы получить не можем, поэтому необходимо принимать витаминные препараты.

- Какие же питательные вещества человек получает с пищей? (белки, жиры и углеводы, витамины)

- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся

в каждом продукте питания.

— Откройте рабочие тетради на стр.62, найдите задание № 2.

— Заполнять таблицу мы будем коллективно.

Поднимаю этикетку молока и показываю детям.

— Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко.

— Запишите его название в таблицу.

-Сколько процентов содержит молоко — жиров, углеводов, белков?

Запишите в тетрадь

Следующий продукт шоколад. Запиши это слово во второй строке.

— Запишите какое количество содержится белков, жиров и углеводов в нём.

— Третий продукт – пшеничный хлеб. Ребята записывают данные в третьей строке.

— Далее мы поговорим о соке. Запишите в следующей строке это слово.

— Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков)

— И последний продукт – рыба. Правильно запишите это слово в последней строке. Занесём данные о пищевой ценности этого продукта.

Проверьте и оцените свою работу.

— Какая колонка осталась незаполненной? (витамины)

— Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами.

— В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов?

— Сравните результаты и сделайте вывод.

- Какие продукты наиболее богаты белками, жирами, углеводами?

Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и пшеничном хлебе, витамины – в соке и молоке.

— В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.

— Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)

VI. Правила питания.

- Твоему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того, чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот, — котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, - должно перевариться и всосаться в кровь.
- А поэтому необходимо выполнять следующие правила питания:

  1. Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
  3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
  7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Какое из правил вам было знакомо?
- Какие правила вы выполняете?
- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (
правильно питаться)

VII. Закрепление. Индивидуальная работа.

Вы сегодня хорошо поработали, и я хотела бы посмотреть, как вы усвоили новый материал.
- Для этого разгадаем кроссворд.

Разгадайте кроссворд:
http://festival.1september.ru/articles/518606/img1.jpg

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня;
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге;
5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям;
8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок;
9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах;
10. Орган пищеварения, выделяющий желчь.

По вертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах;
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком;
4. Желание есть;
6. Как назвать одним словом – огурец, лук, помидор;
7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

(Ответы:
По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень.
По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи. 7. Желудок
.)

- Молодцы!

VIII. Итог урока

- Что было интересным на уроке?
- Что нового вы узнали о том, как правильно питаться?

IX. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

http://womanjournal.org/uploads/posts/2014-04/1398519922_belki.png

http://sportwiki.to/images/a/a0/Funktsii-belkov-zhirov-i-uglevodov.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШЕ ПИТАНИЕ

Слайд 2

Пищеварительная система

Слайд 3

Пищевод

Слайд 4

Желудок

Слайд 5

Тонкий кишечник

Слайд 6

Толстый кишечник

Слайд 7

Правила питания Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас». Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной. Пища не должна быть горячей, обжигающей. Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм привыкает к определённому режиму, и тогда пища лучше усваивается. Утром перед школой надо обязательно позавтракать. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Слайд 8

С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины . Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

Слайд 9

БЕЛКИ

Слайд 10

ЖИРЫ

Слайд 11

УГЛЕВОДЫ

Слайд 12

ВИТАМИНЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".

Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»...

Урок окружающего мира "Питание и его значение" УМК "Гармония"

Урок окружающего мира разработан в соответствии с ФГОС. В уроке представлены разнообразные формы и методы обучения учащихся для реализации УУД....

Урок окружающего мира Тема урока: Питание и здоровье

Данный материал предназначен для учителей начальной школы....

Урок окружающего мира "Питание животных", 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Питание животных"...

Конспект урока окружающего мира "Питание", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

План-конспект урока окружающего мира "Питание растений". 2 класс

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. Его реализация п...