I. Организационный момент. - «На свете нет ничего лучше путешествий!» - так воскликнул французский писатель Жюль Верн. Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу. Наивысшая степень классификации всего живого называется Царство. В древности знали два Царства – Царство растений и Царство животных.
- Современные биологи делят природу на четыре Царства: Царство растений, Царство животных, Царство грибов, Царство простейших (бактерий и микробов). Мы посетим Царство растений, Царство животных и Царство грибов. - Задачи нашего путешествия: обобщить знания о разнообразии животных, растений и грибов; развивать память, внимание, мышление.
II. Обобщение знаний по теме. 1. Вводная беседа. - Девиз нашего путешествия: «Любить и охранять природу!» Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе? - На лоне природы веди себя тихо и незаметно.
- В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев.
- Никому не мешай в лесу, не ломай веток, не тревожь зверей и птиц.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей.
- Учись понимать природу, будь её другом и защитником.
- Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-то полезное.
- Запоминай, а потом нарисуй ,что увидел интересное.
Прежде чем отправиться в путешествие, дадим клятву: Разорять не будем никогда. Нор звериных, птичьего гнезда Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся рядом с нами. На партах у вас находится дневник наблюдений, в котором вы будете делать записи по ходу путешествия. Отметьте в нём ваше настроение в данный момент. К путешествию все готовы? Помогать нам будет цветик-семицветик. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели… Отправь нас в Царство животных.
2.Разнообразие животных. - Как называется наука, которая занимается изучением животных? (Зоология) - Я загадок много знаю! Кто загадки отгадает? В лесу у пня суета, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей) У нас на уроке присутствуют зоологи-консультанты. Они расскажут об интересных фактах из жизни животных. Сообщение о муравьях. - К какой группе животных относится муравей? (К насекомым) - Кто без рук дом строить умеет? (Птицы.) Сообщение «Птичье молоко – правда или выдумка?» - К какой группе животных относится голубь? - Какие группы животных вы можете ещё назвать? - Как приспособлены животные к добыванию пищи? - Как приспособлены животные к защите от врагов? - На какие группы можно разделить животных по их питанию?
(ответы в таблице – по щелчку мыши) Питание животных. Растительноядные | ? | Насекомоядные | ? | Хищные | ? | Всеядные | ? |
Ящерица, лось, ворон, сова, ласточка, заяц, кабан, лиса, рысь, лесная мышь.
Игра «Кто как развивается?» (Какие слова пропущены?) Яйцо - … - взрослая птица. Икринка - … - взрослая лягушка. … - малёк – взрослая рыба.
Прежде чем отправиться дальше, объясните крылатые выражения. Гадкий утёнок – применяется к человеку, несправедливо оценённому ниже своих достоинств. Желторотый птенец – молодой, неопытный человек. На ухо медведь наступил – человек лишён музыкального слуха. Продолжаем путешествие… Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели… Отправь нас в Царство растений.
3. Разнообразие растений. - Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.) Посмотрите, висит объявление! Прочитаем его. Не тронь меня на поле. Я только день живу. Дай наглядеться вволю На солнце и траву. Что хотел сказать нам этим плакатом цветок? Объясните. (Многие растения находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. Мы должны их беречь, охранять. Они украшают нашу планету. Недаром говорят, что растения – одежда нашей земли.) Растения хотят нам поведать, почему они так называются. Незабудка – их дарят на память, засушивают и посылают в письмах, чтобы не забыли родные места. Огурец – обозначает неспелый, недозревший (зелёный). Собирают огурцы зелёными, а пожелтел – уже семенник. Рябина – от неё в глазах даже рябит. Гроздья среди листьев ярко, пёстро рябят. Смородина – от слова смрад, значит запах.
Заполните ваши дневники наблюдения: подпишите части растений.
Наше путешествие продолжается. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели… Отправь нас в Царство грибов.
4. Царство грибов. Какие вы грибники? Сейчас узнаем.
Какие грибы растут под берёзами? (Подберёзовики.) Какие ещё можете назвать грибы, названия которых связаны с местом их произрастания? (Опята, поддубовики.) Какими грибами лечатся лоси? (Мухоморами.) - Девочки, назовите съедобные грибы. - Мальчики, назовите несъедобные грибы. - Молодцы. Вы хорошо знаете грибы. Смотрите! Здесь объявление!
Прочитаем его. Варите, солите и жарьте грибы, Только грибницу не трогайте вы! Она, словно нить, глубоко под землёй, Испортишь её – и не будет другой. Грибы получают по грибнице питание от деревьев и пней, она снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
Пришла пора возвращаться домой. Мы должны попрощаться с лесом. До свидания, лес! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес!
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели… Отправь нас в класс.
III. Итог урока. - Каждое путешествие заканчивается отчётом. Предлагаю вам выполнить тесты, которые покажут, насколько вы были внимательными путешественниками. Учащиеся выполняют тест. Самопроверка теста . (использование слайда) В память о путешествии учащиеся получают «Правила поведения в природе».
IV. Рефлексия. - Отметьте ваше настроение.
|