Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 63.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Рабочая программа по классам | ||||
Примерная программа | Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | Человек и природа. | 139 | 139 | 38 | 34 | 37 | 30 |
2 | Человек и общество. | 89 | 89 | 18 | 21 | 18 | 32 |
3 | Правила безопасной жизни. | 25 | 25 | 6 | 8 | 9 | 2 |
4 | Проверочные работы. | 17 | 17 | 4 | 5 | 4 | 4 |
5 | Итого: | 270 | 270 | 66 | 68 | 68 | 68 |
Общая характеристика курса.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) и учебника «Окружающий мир 4 класс» (автор: Плешаков А.А.в 2ч.-М.Просвещение,2010-2012г.) с учётом основной образовательной программмы ОУ.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида, учитывая особенности детей:
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей специального (коррекционного ) обучения VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемости.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
- МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
II.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Примерное количество часов на самостоятельные работы | |
экскурсии | практические | ||||
1 | Земля и человечество | 9 | - | 4 | 1 |
2 | Природа России | 11 | 1 | 8 | 1 |
3 | Родной край – часть большой страны | 12 | 1 | 6 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | 1 | - | 1 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 1 | - | 2 |
6 | Современная Россия | 10 | - | - | 2 |
Итого | 68 | 4 | 18 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. Экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (8 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
4 класс
Экскурсии.
Лес и человек.
Поверхность нашего края.
Мир древности (экскурсия в краеведческий музей).
Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Практические работы.
Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
Знакомство с картой звездного неба.
Глобус и географическая карта.
Знакомство с историческими картами.
Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России.
Зона Арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Зона степей.
Пустыни.
У Черного моря.
Знакомство с картой края.
Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности. глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды. первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карт.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Окружающий мир».
№ | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во час. | Тип урока | Проверочные работы | Практические работы | Экскурсии | Дата проведения | ||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||||
1. | Земля и человечество | 9 ч. | ||||||||||||||||||
1. | 1.1 | Мир глазами астронома. | 1 | Урок изучения нового материала | ||||||||||||||||
2 | 1.2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | Урок изучения нового материала | Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года | |||||||||||||||
3 | 1.3 | Звездное небо – Великая книга природы. | 1 | Комбинированный | Знакомство с картой звездного неба | |||||||||||||||
4 | 1.4 | Мир глазами географа. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте | |||||||||||||||
5 | 1.5 | Мир глазами историка. | 1 | Урок изучения нового материала | ||||||||||||||||
6 | 1.6 | Когда и где? | 1 | Комбинированный | Знакомство с историческими картами | |||||||||||||||
7 | 1.7 | Мир глазами эколога. | 1 | Урок изучения нового материала | ||||||||||||||||
8 | 1.8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Урок изучения нового материала | ||||||||||||||||
9 | 1.9 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||||||||||||||
2. | Природа России | 11 ч. | ||||||||||||||||||
10 | 2.1 | Равнины и горы России. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов | |||||||||||||||
11 | 2.2 | Моря, озера и реки России. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов | |||||||||||||||
12 | 2.3 | Природные зоны России. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
13 | 2.4 | Зона арктических пустынь. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | |||||||||||||||
14 | 2.5 | Тундра. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | |||||||||||||||
15 | 2.6 | Леса России. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | |||||||||||||||
16 | 2.7 | Лес и человек. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
17 | 2.8 | Зона степей. | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | |||||||||||||||
18 | 2.9 | Пустыни. Итого- ваяя проверочная работа. | 1 | Комбинированный | 1 | Рассматривание экземпляров растений различных природных зон | ||||||||||||||
19 | 2.10 | У Черного моря | 1 | Комбинированный | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | |||||||||||||||
20 | 2.11 | Обобщающий урок по разделу «Природа России» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||||||
3. | Родной край – часть большой страны | 12 ч. | ||||||||||||||||||
21 | 3.1 | Наш край. | 1 | Комбинированный | Знакомство с картой края | |||||||||||||||
22 | 3.2 | Поверхность нашего края. | 1 | Урок- экскурсия |
| 1 | ||||||||||||||
23 | 3.3 | Водные богатства нашего края. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
24 | 3.4 | Наши подземные богатства. | 1 | Комбинированный | Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств | |||||||||||||||
25 | 3.5 | Земля кормилица. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
26 | 3.6 | Жизнь леса. | 1 | Урок -экскурсия | Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа | 1 | ||||||||||||||
27 | 3.7 | Жизнь луга | 1 | Комбинированный | Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа | |||||||||||||||
28 | 3.8 | Жизнь в пресных водах. | 1 | Комбинированный | Знакомство с растениями и животными пресных водоемов | |||||||||||||||
29 | 3.9 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Комбинированный | Знакомство с культурными растениями края | |||||||||||||||
30 | 3.10 | Итоговая проверочная работа за 1 полугодие. | 1 | Комбинированный | 1 | |||||||||||||||
31 | 3.11 | Животноводство в нашем крае. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
32 | 3.12 | Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны.» Наши проекты. | Обобщение и систематизация знаний | |||||||||||||||||
4. | Страницы всемирной истории . | 6 ч. | ||||||||||||||||||
33 | 4.1 | Начало истории человечества. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
34 | 4.2 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Урок- экскурсия | 1 (Экскурсия в краевед. музей) | |||||||||||||||
35 | 4.3 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
36 | 4.4 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
37 | 4.5 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
38 | 4.6 | Обобщение по теме «Страницы всемирной исто- рии». Проверочная работа. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||||||||||||||
5. | Страницы истории Отечества. | 18 ч. | ||||||||||||||||||
39 | 5.1 | Жизнь древних славян. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
40 | 5.2 | Во времена Древней Руси. | 1 | Урок-экскурсия | 1(Экскурсия в краевед музей | |||||||||||||||
41 | 5.3 | Страна городов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
42 | 5.4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
43 | 5.5 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
44 | 5.6 | Русь расправляет крылья. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
45 | 5.7 | Куликовская битва. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
46 | 5.8 | Иван Третий | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
47 | 5.9 | Мастера печатных дел. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
48 | 5.10 | Патриоты России | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
59 | 5.11 | Петр Великий | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
50 | 5.12 | Михаил Васильевич Ломоносов. Проверочная работа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
51 | 5.13 | Екатерина Великая. Проверочная работа. | 1 | Комбинированный | 1 | |||||||||||||||
52 | 5.14 | Отечественная война 1812 года | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
53 | 5.15 | Страницы истории 19 века | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
54 | 5.16 | Россия вступает в 20 век. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
55 | 5.17 | Россия в 20 веке. Страницы истории 20-30-х годов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
56 | 5.18 | Великая война и Великая Победа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
57 | 5.19 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
58 | 5.20 | Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Проверочная работа. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||||||||||||
6. | Современная Россия. | 8 ч. | ||||||||||||||||||
59 | 6.1 | Основной закон России и права человека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | ||||||||||||||||
60 | 6.2 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Проверочная работа. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
61 | 6.3 | Мы – граждане России. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
62 | 6.2 | Славные символы России. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
63 | 6.3 | Такие разные праздники. | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
64 | 6.4 | Путешествие по России. (По Дальнему Восто- ку. На просторах Сибири.По Уралу) | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
65 | 6.5 | Путешествие по России.(По Севе- ру Европейской части России, Драгоценное оже релье старинных русских городов. ) | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
66 | 6.6 | Путешествие по России.(По Волге. По Югу России) | 1 | Комбинированный | ||||||||||||||||
67 | 6.7 | Обобщение по теме «Современная Россия». Проверочная работа по теме «Современная Россия» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||||||||||||||
68 | 6.8 | Проверочная работа за 2 полугодие. | 1 | Урок- контроля, оценки и коррекции знаний | 1 | |||||||||||||||
Список литературы.
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 кл. / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2013.
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Рассмотрено и согласовано» МО учителей младших кл. Протокол № 1 от 27.08. 2014г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2014г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» от 29.08. 2014г. …………(А.В.Поклонов) |
Рабочая программа по окружающему миру
для 4 класса VII вида
составлена учителем начальных классов
Шпаковой Еленой Александровной
г.Демидов,
2014-2015 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...