Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова (УМК «Школа России»). Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx76.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова  (УМК «Школа России»).

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

       Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида, учитывая  особенности детей:

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей специального (коррекционного ) обучения  VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  • Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемости.

 В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;н

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир».

п/п

Наименование

раздела

Максимальная нагрузка

ИЗ   НИХ

Теоретическое обучение

Практическая деятельность

Экскурсии

Самостоятель

ная и проверочная

работа

1.

Где мы живём.

4ч.

Тест – 1

2.

Природа.

20ч.

17ч.

1ч.

1ч.

Тест -1

3.

Жизнь города и села.

10ч.

8ч.

1ч.

Тест - 1

4.

Здоровье и безопасность.

9ч.

7ч.

1ч.

Тест - 1

5.

Общение.

7ч.

6ч.

Тест - 1

6.

Путешествия.

18ч.

15ч.

1ч.

Тест – 1ч.

Копл. контр. работа – 1ч.

ИТОГО: 68ч.

68ч.

56ч.

2ч.

3ч.

Тест – 6

к/р – 1ч.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Заключение (1ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

        

Календарно – тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

по плану

фактически

Где мы живём? (4ч.)

1

Родная страна

-   Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

-   анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

-   работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2

Город и село.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

-   работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию: рассказывать о своём городе (селе) по плану;

-   работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома: оценивать преимущества и недостатки городски* и сельских жилищ;

-   рассказывать о своём доме по плану;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать па итоговые вопросы и оценивать свои достижении на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-   распределять обязанности по выполнению проекта;

-   подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

-   собирать информацию о выдающихся земляках но краеведческой литературе или с помощью интервьюирования:

-   оформлять стенд, мультимедийную презентацию:

-   проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

-   ухаживать за памятниками;

-   помогать взрослым в благоустройстве;

-   проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

—   оценить свои достижения в реализации проекта.

3

Природа и рукотворный мир.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-   работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию:

-   приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

-   работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

-   обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

-   Выполнять тестовые задания учебника; —   оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Природа ( 20ч)

5

Неживая и живая  природа.

   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

—   классифицировать объекты природы по существенным признакам;

—   различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками: осуществлять контроль и коррекцию:

—   приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

—   работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ. обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку:

—   устанавливать связи  между живой и неживой природой;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6

Явления природы.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

—   работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

-   приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

—   анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

—   рассказывать (но своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

-   практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7

Что такое погода?

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

-   характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-    приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

-   работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану:

-   сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-   работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

8

В гости к осени. Неживая природа осенью (урок-экскурсия).

Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

-   наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

-   определять природные объекты с помощью атласа-определителя "От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе);

-   оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9

В гости к осени. Живая природа.

Понимать учебную задачу урока.  И стараться её выполнить;

-   работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

-   рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-   сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе: дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями нал: осенним трудом человека:

-   работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

—   формулировать выводы из  изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10

Звёздное небо.

—   Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

—   находить на рисунке знакомые созвездия:

—   сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

—   моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-   знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем ; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11

Заглянем в кладовые Земли.

—   Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

-   практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образны полевого шпата, кварца и слюды;

—   различать горные породы и минералы;

-   работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;

-   читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»);

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения на уроке.

12

Про воздух.

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

-   рассказывать о значении воздуха и воды дли растений, животных и чело*

-   работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

-   описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

-   наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными

средствами выразительности;

-   работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13

Про воду.

14

Какие бывают растения.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   устанавливать по схеме различия между группами растений;

-   работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-   приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

-   определить растения с помощью атласа-определителя;

-   оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

-   работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15

Какие бывают животные.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-   работать  в  группе:  знакомиться  с разнообразием животных,  находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

-   сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16

Невидимые нити.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

-   работать в паре:  моделировать изучаемые взаимосвязи: выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

-   читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на июговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

17

Дикорастущие и культурные растения.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию:

-   работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;

-   находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

-   сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

18

Дикие и домашние животные.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначал соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

-   работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

-   находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

-   сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценила  свои достижения на уроке.

19

Комнатные растения (практическая работа).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;

-   узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

-   работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе  определителе информацию о них;

-   оценивать рать комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

-   формулировать выводы из  изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20

Животные живого уголка.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

—   работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения:

—   рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

—   практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

21

Про кошек и собак.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

—   приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

-   обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

-   работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

22

Красная книга.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

—   работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственною рассказа о Красной книге: составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

—   работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу: подготовить с  помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

-   работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила. рисовать условные знаки к ним;

-   читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-   распределять обязанности по выполнению проекта;

-   извлекать информацию из различных источников;

-   готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации):

-   составлять собственную Красную книгу;

-   презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

-  оценивать свои достижения в выполнении проекта.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Выполнять тестовые задания учебника:

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Жизнь города и села ( 10ч.)

25

Что такое экономика?

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

-   работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

-   читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы,  формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

—   определять по фотографии деньги разных стран;

—   работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26

Из чего что сделано.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

—   работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

27

Как построить новый дом?

   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

—   работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы  объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);

—   читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28

Какой бывает транспорт?

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

—   узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

—   работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

29

Культура и образование.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе;

-   извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

-   обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

-   работать со взрослыми: посещать муки и рассказывать о них: с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать спои достижения на уроке.

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

-   работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

-   обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-   читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать па итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

-подбирать фотографии их семейных архивов;

-составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

-собирать материал в «Большую книгу профессий»;

-презентовать работы;

-оценивать результаты выполнения проекта.

31

В гости к зиме. Неживая природа зимой (урок-экскурсия).

    Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить;

—   наблюдать над зимними погодными явлениями;

—   обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

-   исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования   оттепелей, снегопадов и морозов:

—   определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

-   распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений. следы животных:

-   наблюдать поведение зимующих птиц;

-   формулировать выводы по материалу экскурсии;

—   оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

32

В гости к зиме. Живая природа зимой.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

-   работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними:

—   формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

—   обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

—   работать со взрослыми: вести наблюдения н природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Выполнять тестовые задания учебника;

—оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—   формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга».

   Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-   обсуждать выступления учащихся;

—   оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Здоровье и безопасность (9ч.)

35

Строение тела человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

-   работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36

Если хочешь быть здоров.

   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника:

-   обсуждать сбалансированное питание школьника;

-   работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

-   формулировать   правила личной  гигиены; характеризовать  назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

-   демонстрировать умения чистить зубы, полученные в I классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

37

Берегись автомобиля!

   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-   работа в паре: соотносить изображения и названии дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

-   выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

-   оценивать свои достижения на уроке.

38

Школа пешехода (практическое занятие).

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

-   работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов:

-   практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

39

Домашние опасности.

   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-   работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40

Пожар!

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

-   запомнить правила предупреждения пожара;

-   моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

-   работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

-   работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41

На воде и в лесу.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-   запомнить правила поведения во время купания;

-   работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию: -   находить нужную информацию в книге «Зеленые страницы» (рассказ «Коварные двойники»); -   определять с помощью атласа -определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; -   формулировать выводы из изученного ма1ериада. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42

Опасные незнакомцы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами: -   моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;

- работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

 -   работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

 -   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения  на уроке.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

-   Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных  ответов;

-   формировать адекватную самооценку в соответствии  с набранными баллами.

Общение (7ч.)

44

Наша дружная семья.

  - Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;

—   рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

—   формулировать понятие «культура общения»;

—   обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

—   моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45

Проект «Родословная».

В коде выполнения проекта дети учатся:

—   интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

—   отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

—   составлять родословное древо семьи;

—   презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

—   оценивать свои достижения.

46

В школе.

   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

—   обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

—   формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

—   оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

—   моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47

Правила вежливости.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

—   формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной:

—   моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48

Ты и твои друзья.

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-   обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

—   обсуждать правила поведения за столом;

-   моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

-   формулировать правила этикета в гостях;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49

Мы - зрители и пассажиры.

   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

-   обсуждать привила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

- Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-  формировать адекватную  самооценку в соответствии с набранными баллами.

Путешествия  ( 18ч.)

51

Посмотри вокруг.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-   работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

-   анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъемка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли:

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

52-53

Ориентирование на местности.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

-практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

54

Формы земной поверхности.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-   работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений! поверхность своего края;

-   описывать   красоту   гор   (на   основе   фотографий   в  учебнике,   рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);

-   работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

55

Водные богатства.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-   работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-   обсуждать   эстетическое   воздействие   моря   на   человека   (по   рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

-   работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

56

В гости к весне. Неживая природа (урок-экскурсия).

-   Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

-   наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

-   формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

-   оценивать свои достижения на экскурсии.

57

В гости к весне. Живая природа.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-   работать в группе; знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелетных птиц  на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

-   моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-   работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»),  составлятьфоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

58

Россия на карте.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;

-   сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-   работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами: осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

-  учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

59

Проект «Города России».

В ходе работы над проектом дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-   в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-   составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами):

-   презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

-   оценивать достижения свои и товарищей;

—   прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью;

-   рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать;

—   работать в группе: готовить сообщение об одном или двух городах на Оке, пользуясь учебником и другими источниками информации;

—   моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

60

Путешествие по Москве.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться  её  выполнить;

—   находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

—   работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

-   отличать герб Москвы от гербов других городов:

—   работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помоги ью Интернета;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

61

Московский Кремль.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;

—   обсуждать значение Московского Кремля для каждого  жителя России;

—   работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

—   читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;

рассказывать о Красной плошали по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

62

Город на Неве.

-  Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   находить Санкт-Петербург на карге России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города:

—    работать   в   паре:   соотносить   фотографии   достопримечательностей Санкт-Петербурга с  собственными  наблюдениями,   отмечать  фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;

-   отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

-   работать со  взрослыми: совершить виртуалъную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета:

-  читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63

Путешествие по планете.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-   работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этил районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64

Путешествие по материкам.

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   находить материки на карте мира;

—   работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообшеиия и выступать с ними перед классом;

—   предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

65

Комплексная контрольная работа.

-   Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

66

Страны мира. Проект «Страны мира».

-   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-   сравнивать физическую и политическую карты мира;

-   находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

-   работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

-   пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-   распределять обязанности по выполнению проекта;

-   готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

-   подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);

-   презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

-   оценивать свои достижения в выполнении проект.

67

Проверим себя и оценим свои результаты по разделу «Путешествия».

-   Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-   формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-   обсуждать выступления учащихся;

-   оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

68

Впереди лето.

-  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-   определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба«, осуществлять самопроверку;

-   читать и обсуждать рассказ «Разговор а лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

-   приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-   рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-   работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Список литературы.

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4  классов: в 2 частях  – М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4  классов  в 2 частях  - М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 кл. / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2013.        

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        

«Рассмотрено и согласовано»

МО учителей младших кл.

Протокол № 1

от 27.08. 2014г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28.08.2014г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ«Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»

от 29.08. 2014г.

   …………(А.В.Поклонов)

Рабочая программа по окружающему миру

для 2 класса VII вида

составлена учителем начальных классов

Шпаковой Еленой Александровной

г.Демидов, 2014-2015 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...