Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса. Базовый уровень.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass._okruzhayushchiy_mir.docx | 167.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №176
Калининского района
Санкт - Петербурга
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к использованию Педагогическим советом Протокол № 12 от «22 » мая 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________Е.А.Фёдорова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 134 от «22» мая 2019 Директор ГБОУ СОШ № 176 ____________ И.В.Биланюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ДЛЯ 1 «А» КЛАССА
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
САЛОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД
2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»)
Назначение предмета. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально –гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и дальнейшего развития личности.
Изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане ГБОУ СОШ № 176 Калининского района Санкт-Петербурга
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы
№ п/п | Изменение | Обоснование | |||
В авторской программе | 66 ч | В рабочей программе 63 ч | |||
1 | Введение | 1 ч | 1ч | Программа скорректирована по календарному планированию на 2019-2020 учебный год. | |
2 | Что и кто? | 20 ч | 20ч | ||
3 | Как, откуда и куда? | 12 ч | 12 ч | ||
4 | Где и когда? | 11 ч | 11 ч | ||
5 | Почему и зачем? | 22 ч | 22 ч |
Учебно-методический комплекс
Основная литература
№ п/п | Название учебника | класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | Окружающий мир (в 2-х частях) | 1 | А.А. Плешаков | Москва «Просвещение» | 2017 |
Дополнительная литература
№ п/п | Название учебника | класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | Поурочные разработки к учебнику | 1 | Максимова Т.Н. | Москва «ВАКО» | 2018 |
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение предмета окружающий мир в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Содержание учебного предмета
- 1. Человек и природа
- Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
- Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
- Вода. Свойства воды, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
- Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
- Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
- вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
- 2. Человек и общество
- Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
- Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
- Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре России и мира.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
- Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
- Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
- Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
- Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.
- Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
- Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
- Родной край – частица России. Родной город(село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др.Особенности труда людей родного края, их профессии. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
- 3. Правила безопасной жизни
- Ценность здоровья и здорового образа жизни.
- Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
- Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
- Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь)
- Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Календарно - тематическое планирование уроков по предмету «Окружающий мир»
66 часов ( 2 часа в неделю)
УИНМ- урок изучения нового материала
УОиС- урок обобщения и систематизации знаний
КЗ – контроль знаний
№ п/ п | Раздел Тема урока | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Исполь-зование уч. м-ла, ИКТ | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | план | факт | |||||
1 четверть(16 ч.) | |||||||||
1 | Задавайте вопросы! Урок-игра. | УИНМ | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий Познавательные: Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о новом изучаемом предмете. Осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные: Задавать вопросы, используя слова: кто?, что?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем? Обращаться за помощью к учителю. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. | Презентация, диск к учебнику | 03.09 | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | |||||||||
2 | Что такое Родина? | УИНМ | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | Работать с картиной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. | Регулятивные: Уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные объекты и изделия.) Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий Познавательные: Распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце, об отличии лиственных деревьев от хвойных, о различных насекомых. и т. д. Коммуникативные: Уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству. Задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу | Презентация, диск к учебнику | 06.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? Урок-игра. | УИНМ | Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать о национальных праздниках. | Презентация, диск к учебнику | 10.09 | |||
4 | Что мы знаем о Москве? | УИНМ | Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве. | Презентация, диск к учебнику | 13.09 | |||
5 | Проект «Моя малая Родина». Поговорим об истории Урок-игра. | Урок- проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины. | Презентация, диск к учебнику | 17.09 | |||
6 | Что у нас над головой? | Комбинированный урок | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, моделировать форму солнца | Презентация, диск к учебнику | 20.09 | |||
7 | Что у нас под ногами? Урок-игра. | Комбинированный урок | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | Группировать объекты неживой природы (камешки ) по разным признакам; различать гранит, кремень известняк. | Презентация, диск к учебнику | 24.09 | |||
8 | Что общего у разных растений? | Комбинированный урок | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть, осуществлять самопроверку. | Регулятивные: Уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные объекты и изделия.) Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий Познавательные: Распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце, об отличии лиственных деревьев от хвойных, о различных насекомых. и т. д. Коммуникативные: Уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству. Задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Презентация, диск к учебнику | 27.09 | ||
9 | Что растёт на подоконнике? Урок-игра. | Комбинированный урок | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; приводить примеры комнатных растений | Презентация, диск к учебнику | 01.10 | |||
10 | Что растёт на клумбе? | Комбинированный урок | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. | Презентация, диск к учебнику | 04.10 | |||
11 | Что это за листья? Урок-игра. | Комбинированный урок | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева | Презентация, диск к учебнику | 08.10 | |||
12 | Что такое хвоинки? | Комбинированный урок | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя;описывать дерево по плану | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Internrturok.ru | 11.10 | ||
13 | Кто такие насекомые? Урок-игра. | Комбинированный урок | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | Извлекать из учебников информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Internrturok.ru | 15.10 | ||
14 | Кто такие рыбы? | Комбинированный урок | Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | Узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Internrturok.ru | 18.10 | ||
15 | Кто такие птицы? Урок-игра. | Комбинированный урок | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | Узнавать птиц на рисунке, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Internrturok.ru | 22.10 | ||
16 | Кто такие звери? | УОиС | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | Рассматривать иллюстрации учебника; исследовать строение шерсти зверей на рисунке | Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Презентация, диск к учебнику | 25.10 | |
2 четверть (16 часов) | |||||||||
17 | Что окружает нас дома? | Комбинированный урок | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | Характеризовать назначение бытовых предметов; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | Презентация, диск к учебнику | 05.11 | |
18 | Что умеет компьютер? | УИНМ | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила обращения с компьютером. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Презентация, диск к учебнику | 08.11 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | Комбинированный урок | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; формулировать правила перехода улицы. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Презентация, диск к учебнику | 12.11 | |
20 | На что похожа наша планета? | Комбинированный урок | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли | Использовать глобус для знакомства с нашей планеты; объяснять особенности движения Земли | Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | 15.11 | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверочная работа № 1 по разделу «Что и кто?». | КЗ | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | Презентация, диск к учебнику | 19.11 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) | |||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | Урок-проект | Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам и фамилиям) членов своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Презентация, диск к учебнику | 22.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | УИНМ | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. | Прослеживать по рисунку –схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. | Презентация, диск к учебнику | 26.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | УИНМ | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | Отличать электроприборы от других бытовых предметов; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | 29.11 | ||
25 | Как путешествует письмо? | Комбинированный урок | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; рассказывать по схеме путешествии письма; различать почтовые отправления | Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | Презентация, диск к учебнику | 03.12 | |
26 | Куда текут реки? | Комбинированный урок | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | Презентация, диск к учебнику | 06.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | УОиС | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | Проводить опыты по исследованию снега и льда; формулировать выводы опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | 10.12 | ||
28 | Как живут растения? | Комбинированный урок | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | Наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях необходимых для жизни растений. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Презентация, диск к учебнику | 13.12 | |
29 | Как живут животные? | Комбинированный урок | Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. | Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | Презентация, диск к учебнику | 17.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | Комбинированный урок | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Как различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | Наблюдать зимующих птиц, различать по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. | Презентация, диск к учебнику | 20.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | УИНМ | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации, обсуждать важность соблюдения чистоты в быту. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Презентация, диск к учебнику | 24.12 | |
32 | Откуда в снежках грязь? | УИНМ | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники загрязнений в снеге. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | 27.12 | ||
3 четверть (18 ч) | |||||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». Проверочная работа № 2 по разделу «Как, откуда и куда?». | КЗ | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | Презентация, диск к учебнику | 14.01 | |
Раздел «Где и когда» (11 часов) | |||||||||
34 | Когда учиться интересно? | УИНМ | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы. | Регулятивные: Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы. Познавательные: Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы. Осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. | 17.01 | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | Урок-проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями. | Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. | Презентация, диск к учебнику | 21.01 | ||
36 | Когда придёт суббота? | Комбинированный урок | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | Различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели. | 24.01 | ||||
37 | Когда наступит лето? | Комбинированный урок | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | Называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года. | Презентация, диск к учебнику | 28.01 | |||
38 | Где живут белые медведи? | УИНМ | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | Находить на глобусе Северный ледовитый океан и Антарктиду; приводить примеры животных холодных районов. | Презентация, диск к учебнику | 31.01 | |||
39 | Где живут слоны? | УИНМ | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли; приводить примеры животных жарких районов. | 11.02 | ||||
40 | Где зимуют птицы? | Комбинированный урок | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | Различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. | Презентация, диск к учебнику | 14.02 | |||
41 | Когда появилась одежда? | Комбинированный урок | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). | Прослеживать историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа. | 18.02 | ||||
42 | Когда изобрели велосипед? | Комбинированный урок | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать информацию об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. | Презентация, диск к учебнику | 21.02 | |||
43 | Когда мы станем взрослыми? | Комбинированный урок | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи. | 25.02 | ||||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверочная работа № 3 по разделу «Где и когда?». | КЗ | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Презентация, диск к учебнику | 28.02 | |||
Раздел «Почему и зачем» (22 часа) | |||||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Комбинированный урок | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет; сравнительные размеры некоторых звёзд. | Регулятивные: Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.Использовать установленные правила при контроле способа решения.Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;Оценивать результат своих действий. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Осуществлять поиск существенной информации.Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные: Задавать вопросы, формировать собственное мнение и позицию.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.Обмениваться мнениями, слушать другого ученика. | Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. | Презентация, диск к учебнику | 03.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | УИНМ | Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. | 06.03 | ||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | УИНМ | Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных. | 10.03 | |||||
48 | Почему звенит звонок? | УИЕМ | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | Передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши. | Презентация, диск к учебнику | 13.03 | |||
49 | Почему радуга разноцветная? | Комбинированный урок | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | Называть цвета радуги посвоим наблюдениями рисунку учебника. | Презентация, диск к учебнику | 17.03 | |||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | Комбинированный урок | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать своё отношение к домашним питомцам. | 20.03 | ||||
4 четверть(16 часов) факт.14 ч | |||||||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | Урок-проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдений; составлять рассказ о своей кошке (собаке),презентовать свой проект. | Презентация, диск к учебнику | 31.03 | |||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | УИНМ | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. | Определять цветы и бабочек с помощью атласа- определителя; формулировать правила поведения в природе. | 03.04 | ||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Комбинированный урок | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять почему в лесу нужно соблюдать тишину. | Презентация, диск к учебнику | 07.04 | |||
54 | Зачем мы спим ночью? | Комбинированный урок | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну. | 10.04 | ||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Комбинированный урок | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать ) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием | Презентация, диск к учебнику | 14.04 | |||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Комбинированный урок | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение. | Презентация, диск к учебнику | 17.04 | |||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Комбинированный урок | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике)о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов. | 21.04 | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? | УИНМ | Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку –схеме знакомиться с устройством автомобиля | Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | 24.04 | ||
59 | Зачем нужны поезда? | УИНМ | Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | 28.04 | ||
60 | Зачем строят корабли? | УИНМ | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения ;рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле. | Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. | Презентация, диск к учебнику | 05.05 | Скорр |
61 | Зачем строят самолёты? | УИНМ | Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | Презентация, диск к учебнику | 05.05 | объед |
62 | Почему в автомобиле и и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Комбинированный урок | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | 08.05 | Скорр | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Комбинированный урок | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | 08.05 | объед | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | Комбинированный урок | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 15.05 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Комбинированный урок | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Презентация, диск к учебнику | 19.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверочная работа № 4 по разделу «Почему и зачем?». | КЗ | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения | Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 22.05 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010 (экземпляр у учителя)
Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010 (экземпляр у учителя)
Печатные пособия
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Информационно-коммуникативные средства, Мультимедийное оборудование
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека);
– иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения).
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Школа России»
- Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методи...
Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
Рабочая программаУчебного предмета «Окружающий мир» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» , 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа учебного предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 4 класс, I уровень ( УМК Spotlight ).
Рабочая программа учебного предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 4 класс, I уровень ( УМК Spotlight )....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Рабочая программа по математике школа России для 4 класса....