УМК "Перспектива". Окружающий мир, 3 класс. Урок "Невидимые нити в живой природе".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Окружающий мир.
Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс
УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
Цель: формировать умение классифицировать животных по типу питания; составление цепей питания и установление взаимосвязей; обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс
УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
Цели.
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.
Планируемые результаты:
- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодняшний урок хочу начать со слов замечательного детского писателя Виталия Бианки. (Слайд 2)
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
-Кто помнит, чем отличаются его произведения? (Он писал о природе и животных).
- Сегодня мы тоже отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
2. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания с опорой на эталон.
- Вы любите играть? Тогда поиграем в игру «Да – Нет».
-Возьмите листочки жёлтого цвета, подпишите их.
Пояснение - ДА – верное утверждение, НЕТ – неверное утверждение.
(Слайд 3)
1. Наука о животных называется зоология. - (да)
2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, рыбы, растения, грибы, микробы – это животные. - (нет)
3. Дельфин, бегемот, щука – это всё рыбы. - (нет)
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки. - (да)
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. - (да)
6. Тело птиц покрыто перьями. - (да)
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька. - (да)
8. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком. - (да)
9.Плавники нужны рыбам для дыхания.- (нет)
10. Паукообразные имеют шесть ног (три пары) – (нет)
- Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листочками.
- Проверьте по эталону. Оцените работу соседа по парте. (Слайд 4)
1)да, 2)нет, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)да, 7)да, 8)да, 9)нет, 10)нет.
- Ребята, если кто из вас, кто не допустил ни одной ошибки?
- А у кого одна или две ошибки? Молодцы! (Убираем листочки в корзинки).
3. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, отгадайте загадку.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
- Давайте вспомним, чем питаются растения? (Они получают минеральные соли и воду из почвы). (СЛАЙД 5)
-Какую роль играют растения в жизни животных? (Некоторые животные питаются растениями).
(По ходу работы вывешивать на доске карточки: растительноядные, хищные, насекомоядные и всеядные).
- У вас на партах лежат карточки, с изображением животных. Найдите среди них животных, которые питаются растениями. (Колибри, заяц, коза, слон). Соберите их в одну группу. Как мы их назовем? (Растительноядные). (СЛАЙД 6).
-Отложите эту группу отдельно.
-Чем ещё, кроме растений, могут питаться животные? (Другими животными, насекомыми, ягодами, грибами…)
- Найдите животных, которые питаются другими животными? (Волк, тигр, щука, лиса). Как мы назовём такую группу? (Хищные или хищники). (СЛАЙД 7)
- И эту группу отложите.
-А как назовём животных, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные). Найдите их на ваших картинках. (Стрекоза, ласточка, ёж, лягушка, крот). Насекомоядные это тоже хищники, но так как они сами небольшого размера, то и их добыча тоже очень мала, в отличие от добычи крупных хищников. (СЛАЙД 8)
-Сколько групп у нас получилось? 3.
-По какому признаку мы их собрали? По способу питания.
-Скажите, пожалуйста, в какую группу вы отнесли медведя? (Спросить несколько человек).
-Давайте вспомним, чем питается медведь? (Рыба, ягоды, клубни, орехи, мёд). Так к какой же группе по способу питания отнести медведя? (Всеядные). (СЛАЙД 9)
- Назовите всеядных животных, которые есть на ваших картинках. (Кабан, медведь, ворона, белка).
-Давайте посмотрим, сколько групп у нас получилось? (4 группы)
-Ещё раз. По какому признаку мы делили животных на группы? ( По способу питания).
4. Первичное закрепление.
- Давайте потренируемся.
Работа с карточками по рядам.
-У вас на партах лежат светло-жёлтые карточки. Возьмите их и выполните задание.
1 ряд - подчеркните зелёным цветом растительноядных животных (заяц и лось), 2 ряд – насекомоядных (ласточки и лягушки), 3 ряд – хищников (лиса и сова).
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
-Справились? Скажите, а каких животных мы не назвали? (Это ворона и кабан). К какой группе по типу питания их можно отнести? (Всеядные).
– Представьте, что произошло бы в природе, если бы исчезла какая-нибудь группа? Зайцы? Лисы? Или вдруг исчезли бы все растения? (Ответы детей).
-Получается, что животные не могут жить без растений, а растения без животных. Значит, в природе всё взаимосвязано.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити в живой природе». (СЛАЙД 10)
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
- Как вы думаете, что это за НЕВИДИМЫЕ НИТИ, которые связывают растения животных? Давайте попытаемся это узнать.
- Но сначала немного отдохнём.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над темой урока.
-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой по питанию в так называемые цепи питания. (СЛАЙД 11)
- Как вы понимаете значение этого словосочетания?
- Посмотрите ёще раз на слово ЦЕПЬ, как вы понимаете это слово? Какие возникают ассоциации? Что такое цепь?
- Любая цепь – это несколько звеньев, соединенных между собой последовательно – одно за другим.
-Сейчас попробуем с вами разобраться, что такое цепь питания и из чего она состоит.
-Для этого у вас на партах лежат карточки голубого цвета, на которых есть несколько цепей питания. Попробуйте проанализировать данные цепи, разобраться в них и ответить на вопросы, которые написаны вверху. То есть работаем по плану.
Работа в парах.
-Прочитайте 1 вопрос, на который вы отвечали.
1вопрос. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
- Вы увидели какую-нибудь закономерность в данном порядке? (На первом месте в каждом звене стоит растение).
-А на втором месте что идёт? (Растительноядные животные)
- А дальше? (Идут все остальные животные).
2 вопрос. Почему же на 1 месте всегда растения? (Если дети затрудняются ответить, то включить схему питания растений (картинка). (СЛАЙД 12)
(Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно друг от друга им не прожить).
-Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.
-Составляя цепи питания мы будем проводить стрелки от первого звена к последующим.
-Как вы думаете, можно ли переставлять звенья пищевой цепи? (СЛАЙД 13)
-Сделаем вывод, что же вы заметили, выполняя это задание: в любой цепи питания есть строгая последовательность, которую нельзя нарушать! (СЛАЙД 14)
- Как вы думаете, а зачем нам, людям, надо знать, что такое цепь питания и знать её последовательность? (Ответы)
-Давайте с вами обсудим, случится ли что-нибудь, если вдруг исчезнет одно какое-то звено из цепи питания? (Обсуждение)
Вывод: каждое звено, даже самое маленькое очень ценно и надо стараться относиться к природе бережно, чтобы не нарушить взаимосвязь или как мы говорим – НЕВИДИМЫЕ НИТИ.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а сможем мы теперь составить самостоятельно цепь питания, используя полученные знания?
-Работа с электронным приложением. (Составить цепи питания)
- Мы узнали, что по способу питания животные делятся на 4 группы. А как вы думаете, можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? Вот над этим заданием вы поработаете дома.
Объяснение домашнего задания.
Прочитать внимательно текст и подчеркнуть название животного и его особенности, для добычи пищи или для защиты от хищников.
Кто как приспособлен
Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (СЛАЙД 15)
-“Закончи предложение”:
Из-за особенностей питания животных делят на ………..группы.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – …………….
- Сегодня на уроке (СЛАЙД 16)
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно…
- Для меня стало открытием …
- Оцените свою работу на уроке по « Листу самооценки».
МОЛОДЦЫ! (СЛАЙД 17)
Домашнее задание. Работа с текстом " Кто как приспособлен".
Приложение
1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Осина – Заяц – Волк
Жёлуди – Мышь – Сова
Лист – Гусеница – Воробей
Водоросли – Карась – Щука
Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл
2. Почему же на первом месте всегда растения?
1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Осина – Заяц – Волк
Жёлуди – Мышь – Сова
Лист – Гусеница – Воробей
Водоросли – Карась – Щука
Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл
2. Почему же на первом месте всегда растения?
Домашнее задание.
Кто как приспособлен
Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
Домашнее задание.
Кто как приспособлен
Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
Лист самооценки
Ф.И.____________________________________
Условные обозначения:
Знаю ( + )
Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )
Не знаю ( - )
Предметные знания | Конец урока |
Знаю, что такое цепь питания и могу её построить. |
Лист самооценки
Ф.И.____________________________________
Условные обозначения:
Знаю ( + )
Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )
Не знаю ( - )
Предметные знания | Конец урока |
Знаю, что такое цепь питания и могу её построить. |
Лист самооценки
Ф.И.____________________________________
Условные обозначения:
Знаю ( + )
Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )
Не знаю ( - )
Предметные знания | Конец урока |
Знаю, что такое цепь питания и могу её построить. |
Составь схемы цепей питания.
а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.
б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.
в) Приведи свой пример цепи питания.
Составь схемы цепей питания.
а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.
б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.
в) Приведи свой пример цепи питания.
Составь схемы цепей питания.
а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.
б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.
в) Приведи свой пример цепи питания.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.
Загадки для кроссворда:
1.Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после – в улей
Мчится пулей,
И что-то прячет в уголок?
2. Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
3. Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
4. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
5. Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто тысячу лет рос.
6. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
7. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ф.И.___________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Наука о животных называется зоология. 2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы – это животные. 3. Дельфин, бегемот, щука – это всё рыбы. 4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки. 5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. 6. Тело птиц покрыто перьями. 7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька. 8. Млекопитающие выкармливают детёнышей молоком. 9.Плавники нужны рыбам для дыхания. 10. Паукообразные имеют шесть ног (три пары).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ДА НЕТ НЕТ ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ Критерии оценивания: 10 – «5» 7, 8, 9 – «4» 5, 6 – «3» < 5 – надеюсь, что ни у кого нет
Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы). Гусеница Бабочка Лось Полевая мышь
Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д. Рысь Волк Щука
Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви. Землеройка Ёж
Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу. Барсук Дрозд
«НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания .
В любой цепи питания есть строгая последовательность, которую нельзя нарушать!
1. Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищных, всеядных . 2. Живые существа связаны между собой и с растениями в цепи питания. 3. Цепи питания начинаются с растения . 4. Второе звено цепи питан ия растительноядные животные. 5. А заканчивается цепь питания насекомоядными и хищниками. Закончи предложения
Сегодня на уроке Я узнал… Я научился… Мне было трудно… Для меня стало открытием …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"
Цели:Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;составление цепей питания и установление взаимосвязей;обоснование необходимости поддержания человеком природных цепе...
Тест по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в живой природе"
Тест по теме "Невидимые нити в ждивой природе" 3 класс...
Окружающий мир 3 класс "Невидимые нити в живой природе"
Тип урока: ОНЗУрок построен в русле критического мышления. На уроке используется прослушивание, составление кластера, составление плана....
Презентация. Невидимые нити в живой природе. Окружающий мир. А.А. Плешаков 3 кл
Тест для проверки знаний по теме Невилимые нити. Окружающий мир. А.А. Плешаков. ...
Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс
Урок "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения...
Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...