УМК "Перспектива". Окружающий мир, 3 класс. Урок "Невидимые нити в живой природе".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир.

Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая

Цель: формировать умение классифицировать животных по типу питания; составление цепей питания и установление взаимосвязей; обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая

Цели.
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

Планируемые результаты:

- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Сегодняшний урок хочу начать со слов замечательного детского писателя Виталия Бианки. (Слайд 2)

 «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». 

-Кто помнит, чем отличаются его произведения? (Он писал о природе и животных).

- Сегодня мы тоже  отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания с опорой на эталон.
- Вы любите играть? Тогда поиграем в игру «Да – Нет».
-Возьмите листочки жёлтого цвета, подпишите их.
Пояснение - ДА – верное утверждение, НЕТ – неверное  утверждение.

(Слайд 3)


1. Наука о животных называется зоология. - (да)
2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, рыбы, растения, грибы, микробы – это животные. - (нет)
3. Дельфин, бегемот, щука – это  всё рыбы. - (нет)
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки. - (да)
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. - (да)
6. Тело птиц покрыто перьями. - (да)
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька. - (да)
8. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком. - (да)
9.Плавники нужны рыбам для дыхания.- (нет)

10. Паукообразные имеют шесть ног (три пары) – (нет)


- Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листочками.

- Проверьте по эталону. Оцените работу соседа по парте. (Слайд 4)

1)да, 2)нет, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)да, 7)да, 8)да, 9)нет, 10)нет.

- Ребята, если кто из вас, кто не допустил ни одной ошибки?

- А у кого одна или две ошибки? Молодцы! (Убираем листочки в корзинки).

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, отгадайте загадку.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

- Давайте вспомним, чем питаются растения? (Они получают минеральные соли и воду из почвы). (СЛАЙД 5)

-Какую роль играют растения в жизни животных? (Некоторые животные питаются растениями).

(По ходу работы вывешивать на доске карточки: растительноядные, хищные, насекомоядные и всеядные).

- У вас на партах лежат карточки, с изображением животных. Найдите среди них животных, которые питаются растениями. (Колибри, заяц, коза, слон). Соберите их в одну группу. Как мы их назовем? (Растительноядные).  (СЛАЙД 6).

-Отложите эту группу отдельно.

-Чем ещё, кроме растений, могут питаться животные? (Другими животными, насекомыми, ягодами, грибами…)

 - Найдите животных, которые питаются другими животными? (Волк, тигр, щука, лиса). Как мы назовём такую группу? (Хищные или хищники). (СЛАЙД 7)

- И эту группу отложите.

-А как назовём животных, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные).  Найдите их на ваших картинках. (Стрекоза, ласточка, ёж, лягушка, крот). Насекомоядные это тоже хищники, но так как они сами небольшого размера, то и их добыча тоже очень мала, в отличие от добычи крупных хищников. (СЛАЙД 8)

-Сколько групп у нас получилось? 3. 

-По какому признаку мы их собрали? По способу питания. 

-Скажите, пожалуйста, в какую группу вы отнесли медведя? (Спросить несколько человек).

-Давайте вспомним, чем питается медведь? (Рыба, ягоды, клубни, орехи, мёд). Так к какой же группе по способу питания отнести медведя?  (Всеядные). (СЛАЙД 9)

- Назовите всеядных животных, которые есть на ваших картинках. (Кабан, медведь, ворона, белка).

-Давайте посмотрим, сколько групп  у нас получилось?  (4 группы)

-Ещё раз. По какому признаку мы делили животных на группы? ( По способу питания).

4. Первичное закрепление.

- Давайте потренируемся.

Работа с карточками по рядам.

-У вас на партах лежат светло-жёлтые карточки. Возьмите их и выполните  задание.

1 ряд - подчеркните зелёным цветом растительноядных животных (заяц и лось), 2 ряд – насекомоядных (ласточки и лягушки),  3 ряд – хищников (лиса и сова). 

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка. В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

-Справились?  Скажите, а каких животных мы не назвали? (Это ворона и кабан). К какой группе по типу питания их можно отнести?  (Всеядные).

– Представьте, что произошло бы в природе, если бы исчезла какая-нибудь группа? Зайцы? Лисы?  Или вдруг исчезли бы все растения? (Ответы детей).

-Получается,  что животные не могут жить без растений, а растения без животных. Значит, в природе всё взаимосвязано.


– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
(О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити в живой природе».  (СЛАЙД 10)

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

- Как вы думаете, что это за  НЕВИДИМЫЕ  НИТИ, которые связывают растения  животных? Давайте попытаемся это узнать.

- Но сначала немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над темой урока.

-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой по питанию в так называемые цепи питания. (СЛАЙД 11)

- Как вы понимаете значение этого словосочетания?

- Посмотрите ёще раз на слово ЦЕПЬ, как вы понимаете это слово? Какие возникают ассоциации? Что такое цепь?

- Любая цепь – это несколько звеньев, соединенных между собой последовательно – одно за другим.

-Сейчас попробуем с вами разобраться, что такое цепь питания и из чего она состоит.

-Для этого у вас на партах лежат  карточки голубого цвета, на которых есть несколько цепей питания. Попробуйте проанализировать данные цепи, разобраться в них и ответить на вопросы, которые написаны вверху. То есть работаем по плану.

Работа в парах.

-Прочитайте 1 вопрос, на который вы отвечали.

1вопрос. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

- Вы увидели какую-нибудь закономерность в данном порядке? (На первом месте в каждом звене стоит растение).

-А на втором месте что идёт? (Растительноядные животные)

- А дальше? (Идут все остальные животные).

2 вопрос. Почему же на 1 месте всегда растения? (Если дети затрудняются ответить, то включить схему питания растений (картинка).  (СЛАЙД 12)

(Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно друг от друга им не прожить).

 -Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.

-Составляя цепи питания мы будем проводить стрелки от первого звена к последующим.

-Как вы думаете, можно ли переставлять звенья пищевой цепи? (СЛАЙД 13)        

-Сделаем вывод, что же вы заметили, выполняя это задание: в любой цепи питания есть строгая последовательность, которую нельзя нарушать! (СЛАЙД 14)

- Как вы думаете, а зачем нам, людям, надо знать, что такое цепь питания и знать её последовательность? (Ответы)

 -Давайте с вами обсудим, случится ли что-нибудь, если вдруг исчезнет одно какое-то звено из цепи питания? (Обсуждение)

 Вывод: каждое звено, даже самое маленькое очень ценно и надо стараться относиться к природе бережно, чтобы не нарушить взаимосвязь или как мы говорим – НЕВИДИМЫЕ НИТИ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а сможем мы теперь составить самостоятельно цепь питания, используя полученные знания?

-Работа с электронным приложением. (Составить цепи питания)

- Мы узнали, что по способу питания животные делятся на 4 группы. А как вы думаете, можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? Вот над этим заданием вы поработаете дома.

 Объяснение домашнего задания.  

Прочитать внимательно текст и подчеркнуть название животного и его особенности,  для добычи пищи или для защиты от хищников.

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (СЛАЙД 15)

-“Закончи предложение”:

Из-за особенностей питания животных делят на ………..группы.

Животные и растения связаны между собой  в  ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – …………….

- Сегодня на уроке (СЛАЙД 16)

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было трудно…
  • Для меня стало открытием …

- Оцените свою работу на уроке по « Листу самооценки».

МОЛОДЦЫ! (СЛАЙД 17)

Домашнее задание.  Работа с текстом " Кто как приспособлен".

 

Приложение

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Осина –    Заяц –   Волк

Жёлуди  – Мышь – Сова

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли –  Карась –  Щука

Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл

2. Почему же на первом месте всегда растения?

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Осина –    Заяц –   Волк

Жёлуди  – Мышь – Сова

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли –  Карась –  Щука

Пшеница – Мышь – Гадюка – Орёл

2. Почему же на первом месте всегда растения?

Домашнее задание.

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Домашнее задание.

Кто как приспособлен

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________

Условные обозначения:

                                        Знаю ( + )

                 Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

                                        Не знаю ( - )

Предметные знания

Конец урока

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________

Условные обозначения:

                                        Знаю ( + )

                 Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

                                        Не знаю ( - )

Предметные знания

Конец урока

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________

Условные обозначения:

                                        Знаю ( + )

                 Думаю, что знаю, но сомневаюсь ( ? )

                                        Не знаю ( - )

Предметные знания

Конец урока

Знаю, что такое цепь питания и могу её построить.

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.

б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.

в) Приведи свой пример цепи питания.

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.

б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.

в) Приведи свой пример цепи питания.

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, трава, коза.

б) Впиши в нужном порядке: клевер, трясогузка, гусеница. Проведи стрелки.

в) Приведи свой пример цепи питания.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка.  В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка.  В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка.  В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка.  В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды охотится лягушка.  В лесу находят свою добычу лиса и сова. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Загадки для кроссворда:

1.Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после – в улей

Мчится пулей,

И что-то прячет в уголок?  

2. Посмотрите-ка,  какая -

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

3. Всё изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат.

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

4. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

5. Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто тысячу лет рос.

6. Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.  

7. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф.И.___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 класс Борщевич Лариса Александровна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 14 г.Электрогорск

Слайд 3

1. Наука о животных называется зоология. 2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы – это животные. 3. Дельфин, бегемот, щука – это всё рыбы. 4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки. 5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. 6. Тело птиц покрыто перьями. 7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька. 8. Млекопитающие выкармливают детёнышей молоком. 9.Плавники нужны рыбам для дыхания. 10. Паукообразные имеют шесть ног (три пары).

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ДА НЕТ НЕТ ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ Критерии оценивания: 10 – «5» 7, 8, 9 – «4» 5, 6 – «3» < 5 – надеюсь, что ни у кого нет

Слайд 6

Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы). Гусеница Бабочка Лось Полевая мышь

Слайд 7

Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д. Рысь Волк Щука

Слайд 8

Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви. Землеройка Ёж

Слайд 9

Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу. Барсук Дрозд

Слайд 10

«НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Слайд 11

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания .

Слайд 14

В любой цепи питания есть строгая последовательность, которую нельзя нарушать!

Слайд 15

1. Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищных, всеядных . 2. Живые существа связаны между собой и с растениями в цепи питания. 3. Цепи питания начинаются с растения . 4. Второе звено цепи питан ия растительноядные животные. 5. А заканчивается цепь питания насекомоядными и хищниками. Закончи предложения

Слайд 16

Сегодня на уроке Я узнал… Я научился… Мне было трудно… Для меня стало открытием …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"

Цели:Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;составление цепей питания и установление взаимосвязей;обоснование необходимости поддержания человеком природных цепе...

Тест по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в живой природе"

Тест по теме "Невидимые нити в ждивой природе" 3 класс...

Окружающий мир 3 класс "Невидимые нити в живой природе"

Тип урока: ОНЗУрок построен в русле критического мышления. На уроке используется прослушивание, составление кластера, составление плана....

Презентация. Невидимые нити в живой природе. Окружающий мир. А.А. Плешаков 3 кл

Тест для проверки знаний по теме Невилимые нити. Окружающий мир. А.А. Плешаков. ...

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс

Урок  "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...