Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.
Планируемые результаты
- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.
Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", тетрадь "Проверим себя" (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас"),
демонстрационные: маски зверей, цветные полоски бумаги, карточки с изображением животных интерактивный материал: презентация "Цепи питания", электронный учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кузнецова Галина Михайловна
Урок по предмету "Окружающий мир" А.А.Плешаков 2 класс. Тема урока: "Невидимые нити в живой природе "
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.
Планируемые результаты
- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.
Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", тетрадь "Проверим себя" (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас"),
демонстрационные: маски зверей, цветные полоски бумаги, карточки с изображением животных интерактивный материал: презентация "Цепи питания", электронный учебник
Ход урока
1.Организационный момент.
(учащиеся читают пословицу, написанную на доске)
Корень учения горек, да плод его сладок.
- Как вы понимаете слова этой пословицы?
- Вы согласны с пословицей? Тогда вперёд в страну знаний. Сегодня мы опять отправляемся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Актуализация знаний
2.Проверка домашнего задания с опорой на эталон.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения
Учитель: - Вы любите играть? Тогда поиграем в крестики-нолики.
(Ребята работают на листочках)
Учитель: - X – правильное утверждение, 0 – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоология.
2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, рыбы, растения, грибы – это животные.
3. Дельфин, бегемот, щука –это рыбы.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. Звери выкармливают детенышей молоком
9.Плавники нужны рыбам для дыхания.
Учитель: - Проверьте по эталону. Оцените свою работу.
1)Х, 2)О, 3)О, 4)Х, 5)Х, 6)О, 7)Х, 8)Х, 9)О
Учитель: - Кто доволен своим результатом?
3. Открытие новых знаний. Выявление места и причин затруднения
Учитель: - Ребята, представьте себе, что животные умеют разговаривать. Мы наденем, шапки-невидимки и послушаем разговор зайца Коськи, мышки Маши и лисы Алисы.
(Трое детей надевают маски зверей и выходят к доске, разыгрывают сценку.)
Коська: Как здорово убежать далеко в лес в солнечный денёк (принюхивается). Что это за странный запах. Это не запах травы.
Маша: Не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня я вовсе не хотела, забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою.
Коська: Так, так, так. Это значит я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.
Маша: О, да! Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не такие вкусные, как травка.
Коська: Ну об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да я не смог бы съесть мышку даже, если бы захотел.
Маша: Не смог бы? Почему?
Коська: Ты когда нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.
Маша: Тогда для чего они предназначены?
Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть травку, листья, кору, т.е растения.
Маша: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг, побегать.
Коська: Пожалуйста, сколько хочешь, пока.
(Мышка убегает)
Коська: Может я должен, был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знал, что эта лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.
(Убегает)
Маша: Я еще поиграю, мне не надо никого бояться. А кто это там? Это лиса! Больше я её не боюсь. Она, наверное, тоже не сможет съесть меня, побегу к ней и поздороваюсь.
(Бежит)
Алиса: Ничего себе! Что ты здесь гуляешь? Знаешь ли, что я могу тебя в один миг съесть?
Маша: Ты не сможешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц Коська сказал, что зубы предназначены для того, чтобы пережёвывать зелёные растения, а не мышей.
Алиса: Его зубы – да, а мои – для того, чтобы есть животных, таких, как зайцы и мыши.
Маша: Ты п-п-полагаешь, что с-сможешь с-с-съесть меня? Ай!
(Убегает)
Алиса: Ха! Мышке повезло, я не голодна.
(Уходит, появляются мышка и заяц)
Коська: О! Я рад, что нашёл тебя.
Маша: Почему ты, не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?
Коська: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные, зайцы – травоядные. Плотоядные едят других животных. Зубы у них острые, клыки развитые. А у травоядных зубы широкие, плоские, приспособлены для пережёвывания травы. Кто, что любит!
Маша: Теперь я поняла!
Коська: Обращайся ко мне, а сейчас бежим, а то лиса вернётся.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: - Понравились вам животные, которых мы случайно подслушали?
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Ученик: - о питание животных.
Учитель: - Правильно.
На доске изображения осины, зайца, лисы.
– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)
– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём пойдет речь на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам? (на доске запись: Невидимые нити )
– Какая цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
- Какие цели ставите перед собой?
- Какие средства помогут нам открыть новые знания на уроке? Откуда вы сможете получить эту информацию?
- Вернёмся к нашей проблеме.
- Откройте учебник на стр. 64. Прочитайте какие цели ставит перед нами Муравьишка. ( будем учиться находить связи в природе, между природой и человеком; научимся изображать изученные связи с помощью моделей)
– Что такое МОДЕЛЬ? (на доске запись: МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления).
– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера).
5.Работа с учебником.
Учитель:-Наши герои из учебника Серёжа и Надя в одной из книжек прочитали интересный рассказ, давайте его прочитаем (стр.64,читают хорошо читающие ученики).
-О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (о связях в окружающем мире)
- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
6.Реализация построенного проекта.
Учитель: - Чтобы проследить разные цепи питания, нужно знать, кто как питается.
Учитель: - Давайте вспомним «маленькие открытия», которые мы сделали о мыши Маше, лисе Алисе, зайце Коське. Чем питаются эти животные? Чем питается мышь?
Ученик: Мышь питается семенами.
Учитель: - Что можно сказать о зайчике?
Ученик: - Его зубы приспособлены, чтобы есть траву. Он питается растениями. Значит растительноядный.
Учитель: - Молодец! А какое открытие вы сделали про лисичку?
Ученик: - У лисы зубы развиты, есть клыки, чтобы разгрызать других животных. Это хищники. Они питаются животными.
Учитель: - Правильно и называются они еще плотоядными, едят другую плоть. А чем питается медведь.
Ученик: - Медведь питается всем: насекомыми, зайцами, червями, мёдом.
Учитель: - Сделайте вывод, к какому типу питания относится медведь.
Ученик: - Он всеядный.
Учитель: А как будут называться животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные)
7.Динамическая пауза
Учитель: - Сейчас мы с вами отдохнём. А помогут нам в этом лиса Алиса, мышка Маша и заяц Коська.
(Под музыку из передачи «В мире животных» дети повторяют движения за лисой Алисой, мышкой Машей и зайцем Коськой).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: - Сегодня мы научимся видеть и составлять цепи питания.
-С чего начинается любая цепь питания? (Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества). _
-Кто будет вторым звеном цепи питания? (Растительноядные животные) -Какие животные будут третьим звеном цепи питания? (Насекомоядные или хищные животные)
Учитель:- А сейчас предлагаю вам поработать в группах по рядам составить цепи питания. У вас на столе три полоски: зелёная – сосна, красная – дятел, жёлтая – жук-короед. Соедините степлером полоски, чтобы у вас получилась цепочка. В какой последовательности вы это сделаете? Как по цвету будет выглядеть ваша цепочка?
Ученик: - Зелёная, жёлтая, красная.
Учитель: - А что произойдёт, если уберём одно звено цепочки? Например насекомых?
Ученик: - Дятлу нечем будет питаться. Значит, он погибнет, а за ним и деревья, так как их съест жук-короед.
Учитель: - Молодцы ребята. Вы сами сделали ещё одно маленькое открытие для себя. Нельзя нарушать экологическое равновесие.
Учитель: - Ребята, какое же первое звено в цепи питания? А какое последнее?
Ученик: - Первое – растения, последнее – хищники.
Дети работают в группах .
1 ряд. Составить цепь питания.
Волк, дуб, кабан.
2 ряд. Продолжить цепочку.
Орешник, мышь,…..
3 ряд. Найди ошибку.
Мышь, рожь, змеи, орёл.
Прочитаем статью «Кто как приспособился». -Как приспособились хищники к добыванию пищи? -А как приспособились животные защищаться от хищников?
Выполним задание в рабочей тетради. Кто как приспособился?
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, кто может ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока. Какой это вопрос?
Ученик: - Что такое невидимые нити?
Учитель: - Правильно. Что такое невидимые нити?
Ученик:- Это связи в окружающем мире: в природе, между природой и человеком. Их можно изобразить с помощью моделей.
Учитель:-А сейчас ребята из нашего класса Горбунова Снежана и Скворцов Арсений расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете».
Учитель: - Молодцы ребята. Сегодня вы получили только хорошие оценки.
А ещё я хочу поблагодарить наиболее активно работающих детей и поставить им за урок отличные оценки. Раз мы изучали питание, вы, наверное проголодались. Вам небольшие шоколадки.
11. Домашние задание.
Учитель : стр.64-67 вопросы, рабочая тетрадь стр.45-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Насекомые - часть живой природы."
Урок для учащихся 1 класса...
Конспект урока окружающего мира"В мире живой природы"
Урок окружающего мира во 2 классе построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-комунникативных технологий...
Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"
На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."...
Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...
Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о неживой и живой природе и связи между ними....