Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бартенёва Татьяна Тимофеевна

Урок  "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nevidimye_niti_v_zhivoy_prirode_3_klass.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология: проблемное обучение в  системно-деятельностном подходе

Цель

Познакомить учащихся с особенностями питания животных (растительноядные, насекомоядные, всеядные), определить понятие «цепь питания».

Предметные результаты:

  • классифицировать животных по особенностям питания;
  • приводить примеры растительноядных, всеядных, хищных животных;
  • прослеживать по схемам цепи питания.
  • Самостоятельно моделировать цепи питания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

  • структурирование знаний.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные результаты:  

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  желание больше узнать;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Технологическая карта урока:

Этапы урока

Содержание учебного

материала                  

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Мотивационный

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Добрый день! Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник и письменные принадлежности.

-Сегодняшний урок хочу начать со слов замечательного детского писателя Виталия Бианки.  D:\My Document\аттестация 22\невидимые нити\10_mini.jpg

 «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». 

-Кто помнит, чем отличаются его произведения?

- Сегодня мы тоже  отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

Ответы учащихся

(Он писал о природе и животных).

Волевая саморегуля

ция, смыслообразование

Актуализация знаний и постановка темы и целей урока.

Составление кластера на доске:

 группы животных

насекомые  птицы  рыбы

звери  паукообразные земноводные пресмыкающиеся

На прошлом уроке мы  с вами говорили о разнообразии животных.

Вспомните, какие группы ученые выделяют среди животных?

Назовите основные особенности каждой группы животных.

Приведите примеры животных каждой группы.

За что получили название земноводные?

За что получили название пресмыкающиеся?

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Оцените свои знания групп животных в листе самооценки

используя знаки !,?,-

!- я знаю и могу назвать все группы животных. Нет никаких вопросов.

? -  я не смог самостоятельно назвать 1-2 группы животных.

-  я не смог назвать  3-4-5 групп животных.

Возвращаемся к нашей схеме. А как вы думаете,  эти группы животных как-нибудь связаны друг с другом?

Как мы называем с вами такие связи?

Эти невидимые нити – связи только между животными?

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Исходя из темы, чему сегодня на уроке мы будем учиться?

А как называется этот способ познания окружающего мира?

Ответы учащихся

Насекомые - 6 лап, птицы - тело покрыто перьями,

рыбы - тело покрыто чешуей,

звери - тело покрыто шерстью,

паукообразные - 8 ног,

земноводные - голая нежная кожа (лягушки, жабы, тритоны), пресмыкающиеся - тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы).

Учащиеся заполняют в листе самооценки первый столбик.

Ответы учащихся.

В природе одни животные поедают других.

Такие связи мы называем невидимые нити.

Нет, не только. Между животными и растениями, между животными и животными, между животными, растениями и человеком.

«Невидимые нити в живой природе»

Научимся видеть эти нити-связи и сами составлять их.

Это называется МОДЕЛИРОВАНИЕ

Структурирование знаний, классифика-ция объектов

Самооценка

Анализ объектов с целью выявления признаков

Самостоятельное выделение и формулирование познаватель

ной цели.

Этап постановки проблемы и фиксации затруднения

Совместное открытие знаний.

Распределение животных на группы

  1. Заяц, лось
  2. Сова, змея, волк
  3. Трясогузка, ласточка, богомол
  4. Барсук, медведь

Составление схемы.

           Животные

Растительноядные

 заяц

лось      Насекомоядные

трясогузка

                 ласточка                      Хищные

волк

змея

сова        Всеядные

                    медведь

                   барсук

Составление схемы:

1звено          Растения       

2 звено

Растительноядные  животные

 3 звено

  Насекомоядные или хищные животные                  

Сейчас мы тоже будем учиться классифицировать животных по способу питания.

 Для работы вам надо будет объединиться в группы по рядам и распределить картинки животных по признаку кто, чем питается.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Учитель раздает наборы картинок

(Заяц, лось, барсук, медведь, ласточка, трясогузка, сова, змея, волк, богомол)

Сколько групп у вас получилось?

По какому признаку вы разбили животных на такие группы?

Всех животных перечислить и сказать чем они питаются невозможно. Ученые разделили их на группы в зависимости от того, чем они питаются.

 А на какие группы вы узнаете,  самостоятельно прочитав материал на стр.96

На какие группы делятся животные?

Приведите примеры растительноядных животных? Насекомоядных? Хищных? Всеядных? Докажите.

(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Давайте оценим себя с помощью листа самооценки, используя знаки !,?,-

!- если все понятно. Нет никаких вопросов.

?- остались вопросы, не могу самостоятельно определить в какую группу отнести животное.

- мне трудно разобраться, я практически ничего не понял

Возвращаемся к нашей теме «Невидимые нити в живой природе»

Предположите, о каких невидимых нитях идет речь.

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

 ЦЕПЬ.  Как вы понимаете это слово?  Что такое цепь?

Любая цепь – это несколько звеньев, соединенных между собой последовательно – одно за другим.

Давайте разобраться, что такое цепь питания и из чего она состоит.

Возмите в руки листочек голубого цвета.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Рассмотрите внимательно цепи питания. Проанализируйте все  цепи. Какие общие признаки увидите. Обсудите эти особенности с соседом по парте

 

.

С чего начинается любая цепь питания?

А как вы думаете почему?

Какое это будет звено?

Кто будет вторым в цепи питания?

Почему?

Какие животные будут третьим звеном в цепи питания?

Почему?

Сколько может быть звеньев в цепи питания?

Правила:

1 голова хорошо, а две или 5 лучше

1.В группе должен быть руководитель.

2.Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Если не понял,  переспроси.

Учащиеся работают в группах

Распределение животных на группы

Заяц, лось.

Сова, змея,волк

Трясогузка, ласточка, богомол.

Барсук, медведь.

Ответы детей и фиксация затруднения.

1 группа – животные, которые питаются растениями.

2 группа – животные, которые питаются другими животными.

3 группа – животные, которые питаются насекомыми.

4 группа – животные, которые питаются и растениями и другими животными

Чтение учащимися материала на стр. 96

Составление схемы-кластера

Растительноядные

Насекомоядные

Хищные

Всеядные

Учащиеся приводят примеры и заполняют схему на доске

Учащиеся оценивают себя во второй графе листа самооценки.

Предположения детей

Ответы учащихся

Работают в паре, рассматривают цепи питания, находят общие закорномерности.

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

Растительноядные животные.

Насекомоядные или  хищные животные.

Классифицировать животных по особенностям питания и фиксация затруднения в классифика

ции

Умение работать в группах, слушать других, формулиро

вать собственное мнение

 

Самостоятельный поиск информации в учебнике.

Самооценка

Выдвижение гипотез и их обоснование

Анализ объектов с целью выявления общих закономерностей

Физ. минутка

Учитель проводит физ.минутку

рыбы –плывут

птицы – летят

звери – бегут на месте

земноводные – подпрыгиваем

пресмыкающиеся – приседаем

Медведь, окунь, лебедь, жираф, жаба, гадюка, утка, ёж.

Дети выполняют движения

Аналитичес

кий этап

Первичное закрепление

Включение в систему знаний.

проверка по эталону

Анализ цепей питания

Моделирование

цепей питания:

кедровые орехи          белка   -    соболь

водросли         рачок эпишура          рыба голомянка        байкальская нерпа

Рассмотрите цепи питания в учебнике на с.97. Объясните их.

 

А что может произойти, если мы уберем одно звено из цепи питания?

 

Это называется «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»

Можно ли нарушать экологическое равновесие?

Давайте учиться составлять цепи питания. Выполните работу на  зелёном листе бумаги. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Назовите звенья первой цепи.

В каком порядке расставили? Почему?

Назовите звенья второй цепи. В каком порядке расставили. Почему? Назовите третье звено. Почему? Если четвертое звено?

( проверка проводится по эталону - презентации)

Оцените выполнение этого задания в листе самооценки.

Давайте оценим себя с помощью листа самооценки, используя знаки !,+,-

!- сам составил обе цепи питания. Нет никаких вопросов.

+- было трудно. Составил цепь с помощью соседа или других учеников.

- мне трудно разобраться, я сам не смог составить цепь питания.

Рассматривают цепи питания.

Ответы уч-ся.1 в цепи питания осина, т.к. это растение,

2 – заяц, он питается корой, веточками осины; 3 – волк т.к. он питается зайцами

Нарушатся все связи в природе. Животные не могут без растений, а растения без животных. Животные и растения могут погибнуть

  Экологическое равновесие нарушать нельзя!!!

Работают в паре. Составляют цепи питания

кедровые орехи – белка-соболь

водросли-рачок эпишура-рыба голомянка-байкальская нерпа

Учащиеся оценивают себя в третьей графе листа самооценки.

Понимание цепей питания как способ организации сообщества живых организмов

Моделирование цепей питания с помощью схем

Самооценка

Рефлексия.

Рефлексия

Назовите тему нашего урока.

Какую цель мы перед собой поставили?

Используя схему, расскажите про эти группы.

О каких невидимых нитях в живой природе мы узнали?

С чего начинается любая цепь питания? Второе звено цепи питания? Третье звено? Бывает ли четвертое звено?

Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

«Невидимые нити в живой природе»

Научились распределять животных по типу питания

Рассказывают по схеме.

Любая цепь питания начинается с растения.

Второе звено – это растительноядное животное.

третье и четвертое звенья – это хищные животные

Ответы учащихся.

.

Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

.

Подведение итогов урока

Оценка деятельности.

Подведем итоги.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?  

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Оцените свою работу с помощью листа самооценки.

Покажите, на какой ступени вы находитесь.

Если у вас в листе самооценки все восклицательные знаки или есть несколько плюсов. То вы находитесь на самой высокой первой ступени. Если у вас плюсы и есть один минус, то вы на второй ступени. А если больше минусов, то вы на третьей ступени.

  

Возвращаюсь к словам писателя Бианки : «Весь огромный

мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь,

потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». 
    Хочется закончить урок следующими пожеланиями:

любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу,

 и любовь эта возвратится к вам. 

Окончен урок и выполнен план, 
Спасибо, ребята, огромное вам, 
За то, что упорно и дружно трудились, 
Что мне и друг другу вы так пригодились
.

Учащиеся оценивают себя в листе самооценки в последней графе.

Осуществлять контроль по результату и способу действия

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание  стр. 96-99 читать текст, пересказать, используя схему.

Р.т. стр.66 №1,2,3,4

Записывают домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.____________________________________

Условные обозначения:

                                        Все понятно. Нет никаких воросов ( ! )

                                         Думаю, что знаю, но сомневаюсь. Остались вопросы ( ? )

                                        Мне трудно разобраться. Я практически ничего не понял ( - )

Проверка домашнего задания

Группы животных

Работа в группах

Классификация животных по типу питания

Работа в парах

Моделирование цепей питания

Подведение итогов урока

Оценивание работы на уроке

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.____________________________________

Условные обозначения:

                                        Все понятно. Нет никаких воросов ( ! )

                                         Думаю, что знаю, но сомневаюсь. Остались вопросы ( ? )

                                        Мне трудно разобраться. Я практически ничего не понял ( - )

Проверка домашнего задания

Группы животных

Работа в группах

Классификация животных по типу питания

Работа в парах

Моделирование цепей питания

Подведение итогов урока

Оценивание работы на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли –  Карась –  Щука

Сосна – Жук-короед – Дятел

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Лист – Гусеница – Воробей

Водоросли –  Карась –  Щука

Сосна – Жук-короед - Дятел

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: соболь, кедровые орехи, белка.

                

б) Впиши в нужном порядке:  байкальская нерпа, водоросли, рачок эпишура, рыба голомянка. Проведи стрелки.

Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: соболь, кедровые орехи, белка.

                

б) Впиши в нужном порядке:  байкальская нерпа, водоросли, рачок эпишура, рыба голомянка. Проведи стрелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру УМК " Школа России" 2 класс Тема: "Невидимые нити"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема урока " Невидимые нити"  . В конспекте указаны планируемые образовательные результаты....

Урок по окружающему миру "Четыре царства живой природы", 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, УМК "Планета знаний" (урок изучения нового материала)...

Конспект урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки природы, уст...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; выделение признаков, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Пла...

Конспект урока по окружающему миру "Неживая и живая природа" 2 класс

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«Животные живого уголка». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животнымиПланируемые результатыПредметные:Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование ...