Окружающий мир 3 класс "Невидимые нити в живой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: ОНЗ
Урок построен в русле критического мышления. На уроке используется прослушивание, составление кластера, составление плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_moy_urok_.docx | 59.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
3 класс
Учитель: Кадрян Светлана Равильевна
Тема: Невидимые нити в живой природе.
Тип урока: ОНЗ
Целевые установки урока:
Предметные:
- Иметь представление о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных;
- Знать основные группы животных по способу питания;
- Приводить примеры животных этих групп;
- Находить в атласе- определителе примеры животных разных групп по способу питания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов;
- понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов;
- классифицировать животных по особенностям питания;
- прослеживать по схемам цепи питания;
- моделировать цепи питания с помощью схем- аппликаций;
- выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные УУД:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Средства обучения:
А.А .Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир: Учебник для 3 класса Ч-1-Москва «Просвещение» 2013год, рабочая тетрадь ч-1 (УМК Перспектива)
Компьютерная презентация.
Технологическая карта урока:
Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
| Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе. | Какой у нас сейчас урок? Я знаю, что этот предмет любят многие из вас. А почему? Для чего мы изучаем окружающий мир? Где пригодятся полученные знания? Сегодня мы побываем в гостях. А вот куда мы отправимся, расскажут вам мои помощники. Куда мы сегодня отправимся? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? | Урок окружающего мира. На окружающем мире идет связь с жизнью. Чтобы знать, что нас окружает. 1уч. Заглянем с вами в лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”). Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.– 2 уч. У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А в стволе дерева, под корой, проедает – пропиливает свой ход личинка жука-короеда. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается. 3 уч. Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах да ягодах и говорить нечего. И, кажется, если дать им волю – они весь лес съедят! Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо птенцов кормить.. Но и за синицами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Соколам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, а гусеницам – без листьев, всем вместе без леса. Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.
Предположения детей | Личностные (планировать организацию учебной деятельности) |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Составление кластера на доске: Питание животных растения животные насекомые | Один из выдающихся врачей древности как-то сказал: Мы состоим из того, что едим». Что он имел в виду?
Все живое питается, чтобы жить. Если животное несколько дней не будет есть, то оно погибнет. -Чем питается растение? А чем питаются животные? | Предположения детей Из воды с растворенными в ней солями и углекислого газа она «готовит» сахар и крахмал. -ответы детей У разных животных пища бывает разная. | Познавательные УУД Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД Ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
Совместное открытие знаний. | Тема урока: Невидимые нити в живой природе. Составление плана: План: 1.Кто чем питается. 2.Невидимые нити. 3.Добывание пищи 4. Защита от врагов. Животные Растительноядные Корова Коза Насекомоядные трясогузка ласточка Хищные лев тигр Всеядные Ежик Собака барсук Составление схемы: 1цепь ---- 2 цепь Растения растит. Живот. 3 цепь Насекомоядные или хищные животные | Раз мы заговорили о пище животных, Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? 1.Кто чем питается. Прочитайте тему урока на стр. 94 ( учитель вывешивает тему урока) Что мы называем невидимыми нитями? 2 в нашем плане: 2. Невидимые нити. А как пища попадает к животным? 3. поговорим о том, как животные добывают пищу. Что должно уметь каждое животное? 4. Защита от врагов. Всех животных перечислить и сказать чем они питаются невозможно. Ученые разделили их на группы в зависимости от того, чем они питаются. А на какие группы вы узнаете, прочитав материал на стр.94 На какие группы делятся животные? Приведите примеры растительноядных животных? Насекомоядных? Хищных? Всеядных? Докажите. Рассмотрите таблицу стр.94. Скажите, к каким группам по особенностям питания можно отнести этих животных. 1.трясогузка. Чем она питается? В какую группу ее можно отнести? Почему? Мы ответили на первый вопрос плана?+ Давайте оценим себя с помощью листа самооценки, используя знаки !,+,- !- если все понятно. Нет никаких вопросов. +- остались вопросы, не могу самостоятельно определить в какую группу отнести животное. - мне трудно разобраться, я практически ничего не понял Переходим к следующему пункту плана Предположите, о каких невидимых нитях идет речь. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы научимся видеть и составлять цепи питания. Стр. 95 прочитайте про себя С чего начинается любая цепь питания? А как вы думаете почему? Какое это будет звено? Кто будет вторым в цепи питания? Почему? Какие животные будут третьим звеном в цепи питания? Почему? | О питании животных Кто чем питается Невидимые нити в живой природе. Что на первый взгляд увидеть нельзя. Они ее добывают Защищаться от врагов. Чтение учащимися материала на стр. 94 Составление кластера Растительноядные Насекомоядные Хищные Всеядные Учащиеся приводят примеры и заполняют схему. Ответы учащихся насекомыми насекомоядным она питается насекомыми Ответы учащихся Учащиеся оценивают себя Невидимые нити Предположения детей Самостоятельное чтение учащимися Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества. Растительноядные животные. Насекомоядные или хищные животные. | Познавательные УУД Сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов. - классифицировать животных по особенностям питания. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире. |
Аналитический этап | Работа по учебнику стр.95 Работа в рабочей тетради в парах (стр.66 №3) | Рассмотрите цепи питания. Объясните их. ( Работа проводится в парах.) Какая пара готова отвечать? 1 в цепи питания осина, т.к. это растение, 2 – заяц, он питается корой, веточками осины; 3 – волк т.к.он питается зайцами Давайте проверим себя выполнив работу в рабочей тетради. Назовите звенья первой цепи. В каком порядке расставили? Почему? Назовите звенья второй цепи. В каком порядке расставили. Почему? ( проверка проводится по слайдам) А что дальше? Можем мы перейти к следующему пункту плана? Может нам необходимо закрепить полученные знания? Давайте подумаем, как можно организовать эту работу? - поработаем в группах. Чем удобна работа в группах? Давайте повторим правила работы в группе. | Рассматривают цепи питания. Обсуждают. Ответы уч-ся.1 в цепи питания осина, т.к. это растение, 2 – заяц, он питается корой, веточками осины; 3 – волк т.к.он питается зайцами Взаимопроверка (оценивание с помощью знаков !, +, _) Выставление в лист самооценки Ответы уч-ся. В группах 1 голова хорошо, а две или 5 лучше 1.В группе должен быть ответственный. 2.Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Если не понял переспроси. | Познавательные УУД Понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов; Моделировать цепи питания с помощью схем – аппликаций; - выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. |
Физкультминутка | Запретные движения | |||
Аналитический этап | Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается карточка с текстом и картинки для составления схем. Работа в группе по карточкам. 1 карточка В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы. 2 карточка В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. 3 карточка Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения. 4 карточка В Китайской провинции расправились с воробьями. В результате развелось много гусениц и они быстро объели листву на деревьях. Работа по учебнику стр.96 | Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей . Обратите внимание на направление стрелок. Не забывайте о правилах работы в группе. Когда закончите работу, вы можете занять свои места. Оказывает помощь, если она не обходима. Как вы думаете можно вмешиваться в цепи питания, которые создала природа? Почему? Оцените себя с помощью знаков. Что у нас дальше по плану? На вопросы поможет ответить статья на тему « Кто как приспособился» на стр.96 Как приспособились хищники к добыванию пищи? Как приспособились животные защищаться от хищников? А что дальше? | Работа в группе Презентация проделанной работы. Дубы шелкопряд Птицы Презентация проделанной работы. молодые деревья козы волки. Деревца---- мыши----ежи Барсуки Деревья-----гусеницы---------------воробьи. Ответы уч-ся. Уч-ся работают с листком самооценки Добывание пищи Защита от врагов. Чтение статьи Лиса - тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова бесшумный полет благодаря мягкому оперению, огромные глаза, острые когти и т.д. Заяц – быстрые ноги, цвет шерсти. Еж – иголки и т.д. Надо поработать самостоятельно. | Коммуникативные УУД Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Рефлексия. | Выполнение заданий в рабочей тетради №5 стр.67 Проверка проводится по слайдам. | Самостоятельная работа. Проверка. Оцените себя с помощью знаков (!,+,-) Проверим себя? Рублика «Проверим себя» стр. 97. Вам помогла схема, которую мы составили? Давайте попробуем сделать вывод используя схему и сравнить его с выводом в учебнике. Чтение вывода на стр.97 учебника. Где еще можно использовать схему? Ответили на все вопросы плана? Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено? Как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей? Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа. Итак, с чего начинается цепь питания? Чем она заканчивается? Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. Подведем итоги. | Самостоятельная работа уч-ся Ответы на вопросы Животные делятся на несколько групп: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные. Невидимые нити в живой природе – цепи питания При составлении цепей питания, при подготовке домашнего задания. Ответы учащихся С растений Грибами и бактериями. Ответы детей. | Регулятивные УУД Осуществлять контроль по результату и способу действия Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Подведение итогов урока | Чтение стихотворения ученицей. Оценка деятельности. | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? Оцените свою работу с помощью листа самооценки. Покажите, на какой ступени вы находитесь. Если у вас в листе самооценки все восклицательные знаки или есть несколько плюсов. То вы находитесь на самой высокой ступени. Если у вас плюсы и есть один минус, то вы на второй ступени. А если больше минусов. То вы на первой ступени. Закончим урок замечательным стихотворением, которое прочитает моя помощница. | Оценивание. Все – все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых! Нужны все на свете, Нужны все подряд – Кто делает мед И кто делает яд. Плохие дела Укошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Да, если мы с кем – то Не очень дружны – Мы все – таки очень Друг другу нужны. А если нам кто – нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется. | Регулятивные УУД Осуществлять контроль по результату и способу действия Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | Стр. 94-97 читать текст, пересказать используя схему. Р.т. стр.66 №1,2,4 Найдите информацию об одном растительноядном или хищном животном. Сделайте сообщение классу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"
Цели:Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;составление цепей питания и установление взаимосвязей;обоснование необходимости поддержания человеком природных цепе...
Тест по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в живой природе"
Тест по теме "Невидимые нити в ждивой природе" 3 класс...
Презентация. Невидимые нити в живой природе. Окружающий мир. А.А. Плешаков 3 кл
Тест для проверки знаний по теме Невилимые нити. Окружающий мир. А.А. Плешаков. ...
УМК "Перспектива". Окружающий мир, 3 класс. Урок "Невидимые нити в живой природе".
Окружающий мир.Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 классУМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. НовицкаяЦель: формировать умение классифицировать животных по типу питания; с...
Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс
Урок "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения...
Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...