Методическая разработка
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Захарчук Наталья Викторовна

Методическая разработка

Окружающий мир

 «Если хочешь быть здоров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_hochesh_byt_zdorov.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                               СОГЛАСОВАНО:                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО                            Зам. директора по УВР                   Директор МОУ «Средняя

учителей начальной школы               __________Стадник Т.В.               общеобразовательная

Руководитель   ШМО                                                                                    школа № 2» г. Истра

_______Салычева Л.В..                  « ___» _________2019 г.                 ____________Власов И.И.

«____» _________2019 г.                                                                             « ____» __________2019 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

Методическая разработка

Окружающий мир

 «Если хочешь быть здоров»

 

Составила:

 Захарчук Н. В.,

учитель начальных классов

2019г.

Тема урока: Если хочешь быть здоров

Цели: 

образовательная: обобщение знаний учащихся о правилах сохранения и укрепления здоровья;

развивающая: развитие культуры здоровьесбережения через приобщение к здоровому образу жизни, формированию положительных привычек и выработку навыков правильного питания;

воспитательная: воспитание стремления соблюдать правила ЗОЖ, воли, умения сдерживать себя.

Задачи:

  1. закреплять навыки гигиены;
  2. научить правильному распределению времени работы и отдыха (режим дня);
  3. развивать речь, внимание, мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);
  4. учить само- и взаимооценке, терпимости, умению работать в группе;
  5. формировать УУД.

Основные термины, понятия: здоровье, режим дня, гигиена, двигательная активность, правильное питание.

Межпредметные связи: окружающий мир, физкультура, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Если хочешь быть здоров…», музыкальная физминутка, сигнальные карточки, карточки с заданиями для работы в парах, книжная выставка по теме «ЗОЖ», список художественной литературы по ЗОЖ, карточки для доски  с выводами, сказочные персонажи (мягкие игрушки), распечатанные карточки с изображением продуктов, микроскоп, влажные салфетки, картонная модель часов.

Ход урока

1.Орг. момент.

Внимательно слушайте – и всё услышите!

Внимательно смотрите -  и всё увидите!

Думайте – и всё обязательно получится!

Пусть эти слова будут напутствием на уроке!

2. Актуализация знаний.

   - Какой раздел начали изучать? (Здоровье и безопасность)

     - Что мы уже знаем? ( Строение тела человека)

     - Сегодня на уроке мы продолжим изучать этот важный раздел, но сначала проверим, как вы знаете свой организм.

 Задание1.  Работа в парах.

     -Посоветовавшись с соседом, распределите части тела на две группы.

     - Какие группы вы знаете? ( Внешнее строение и внутренне строение тела человека) Проверка: назвать устно.

Задание 2.

Вам нужно соединить название и орган. Проверка:  у доски двое ребят по очереди называют внутренние органы человека.( Слайд)

     -Какую функцию в организме выполняет сердце? Желудок?

     - Что управляет работой всего нашего организма? (Мозг)

Молодцы!

3. Самоопределение к деятельности.

   - Подумайте, зачем вам нужно знать, как устроен и работает ваш организм? ( Ответы детей)

   - Как называют человека, у которого ничего не болит? (Здоровый)

   - Поднимите руку, кто никогда не болел? А кто хотел бы всегда быть здоровым?

 Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.

    - Какие задачи ставим перед собой? ( Узнать, что необходимо для сохранения здоровья,  и научиться беречь своё здоровье)

   - А что такое здоровье? (Варианты ответов детей) Из словаря Ожегова здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Как это понимаете? (Ответы ребят)

Задание 3. Возьмите жёлтые листочки, составьте и прочитайте первую пословицу.

«Береги здоровье смолоду»

   - Что значит смолоду?

   - Почему именно сейчас важно беречь здоровье, учиться заботиться о нём?

(Организм растёт, увеличивается нагрузка)

   - Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болит горло, уши, зубы и т.д.)

   - Почему люди простужаются? (Одеваются не по погоде)

Игра.  Мы сейчас попробуем  одеть ребят правильно по погоде. По сигналу двое ребят одевают двух других: одного – по зимнему, другого – по летнему.

Вопрос к классу: верно ли одеты ребята?

   - Зачем летом надевать панаму (Ответы)

   - Почему необходимы эти вещи зимой?

   Значит, каково одно из условий сохранения здоровья?   Одеваться по погоде. (Вывесить на доске карточку – надпись)

   - Молодцы!

      - Иногда дети жалуются, что «болит голова». Почему может появиться головная боль? (Устал, поздно лёг спать, не гуляет, дыша свежим воздухом, не соблюдает режим дня)

   - Правильный ответ на этот вопрос поможет найти Софья. Послушайте стихотворение Светланы Лесниковой и подумайте, что нам хотел сказать автор?

Ученица читает стихотворение.

Кто жить умеет по часам

и ценит каждый час,
того не надо по утрам
будить по десять раз.
И он не станет говорить,
что лень ему вставать,
зарядку делать ,руки мыть
и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
умыться и поесть,
успеет встать он за станок,
за парту в школе сесть.

    – Чему учит это стихотворение?  (все дела должны протекать в определённом порядке)

   - Кто знает, как называется распорядок действий,  которые мы совершаем в течение дня?

   -Правильно: режим дня. (Вывешивается карточка : соблюдать режим дня).

Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни».

Режим дня – это распорядок всей дел и действий, которые тебе нужно совершить в течение дня.

    - Рассмотри рисунки в учебнике на стр… Прочитай задание. Что важного пропущено в режиме дня Серёжи? Зачем человеку нужен сон? (Чтобы восстановить свои силы)

   - Сколько часов в сутки нужно человеку для сна? Взрослым нужно спать не менее 7 часов в сутки, а детям – не менее 9 . Повторите, пожалуйста.

   - Расскажите о своём начале дня до завтрака. (Рассказы 2-3 ребят)

    -Если вам нужно встать в семь, во сколько нужно лечь спать? Покажите на модели часов (У доски на картонной модели часов). Поговорить о второй смене…

   -Организм человека обладает способностью привыкать к соблюдению внутреннего расписания и не любит, когда его нарушают.

   -Какой вывод должны сделать из всего нами сказанного? (Живём по режиму дня)

   -Составьте следующую пословицу на зелёном листочке. « Быстрого и ловкого болезнь не догонит».

   -Как понимаете её?

   - Когда человек становится быстрым и ловким? (Когда занимается спортом, двигается)

   - Кто из ребят будет более здоров: тот, кто любит всё время лежать на диване или Даня, у которого высокая двигательная активность (Мальчик, занимающийся спортом)?

   -Значит, что необходимо, чтобы быть бодрым? (нужна достаточная двигательная активность)

   - А в чём она проявляется? (В зарядке, физминутке, дороге до школы пешком, на уроке физкультуры, прогулке на свежем воздухе и т.д.)

   Какое ещё одно из условий сохранения здоровья? ( двигательная активность – вывешивается карточка).

   Пора и нам прерваться на физминутку.

4.Продолжим наш урок. Сядьте ровно, выпрямите спинки. Ребята, а можно ли заболеть от грязи? Может быть одной из причин – грязные руки?

   - Ребята, вы сегодня выполняли грязную работу: копали картошку? Возились в земле? Давайте сейчас проверим, чистые ли у вас руки? У вас на столе лежат влажные салфетки. Достаньте их и протрите свои руки. Какой стала салфетка? (Серой, грязной, не такой белой, как была)

   - Что на ней?  Положим эту салфетку под микроскоп и рассмотрим.(На ней грязь, бактерии, которые были у нас на руках)

   - Какой вывод мы сделаем из увиденного? (Нужно мыть руки, особенно  перед едой, после посещения туалета, общения с животными, уборки комнаты, прихода с улицы и после поездки на транспорте)

   - Сделайте вывод (Соблюдать правила личной гигиены – вывесить на доске карточку)

   - Назовите предметы гигиены. Они должны быть общими для всей семьи или могут быть и личными?

 Игра. На доске – карточки с предметами гигиены чистой стороной к классу. Два ряда (две команды) по очереди выходят , переворачивают, объясняют к какой группе- общей или личной – относится предмет. (Выполнять нужно быстро)

   Молодцы!

   - Подумайте, о чём идёт речь: когда мы едим, они работают, когда не едим – они отдыхают, не будем чистить – они заболеют. (Ответы)

   -Прочитайте текст на стр.11 учебника о том, как нужно ухаживать за зубами.

   - Так как правильно ухаживать за зубами? ( Чистить 2 раза в день – утром и вечером, меньше есть сладкого, больше фруктов и овощей, ходить к стоматологу 2 раза в год)

   - Мы уже знаем и соблюдаем многие правила гигиены.  Сейчас проверим себя и закончим правила, данные в учебнике на стр.10 (работа с учебником)

   - Какое правило имеет два варианта ответа и почему? (Для тех, кто пишет правой рукой свет должен падать слева, а для левши – справа.)

   - Ребята, Незнайка передал нам письмо ( открыть конверт) :

 «Я питался очень вкусно, ел самые любимые продукты: конфеты-ириски, карамельки, шоколадки, пирожки с вареньем, булочки, крендельки, бублики, сушки, кексы, ватрушки. Слойки с повидлом… Но почему-то заболел»

   - Как думаете, куда попал Незнайка?

   -Почему он туда попал? Объясните свой ответ.

   Каким должно быть питание? (Пища должна быть разнообразной и полезной) Правильное питание – очень важная составляющая крепкого здоровья и долголетия. Вместе с пищей человек получает все ценные вещества, которые помогают ему полноценно работать.

   - Назовите, какие продукты по вашему полезны для здоровья. Какие вредны?

   -Какое правило для сохранения здоровья мы выведем? (карточка: питаться разнообразной пищей )

   - Сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на уроке и всё ли запомнили. Поработайте в группах. О каких правилах работы в группах мы не должны забывать? (работать дружно, всем принимать участие, не ссориться, советоваться с товарищами, работать тихо, не мешать другим группам)

   - Прочитайте задание, обсудите и дайте ответы.

Задание для 1 группы. Прочитайте стихотворение, найдите и выделите признаки, по которым мальчик понял, что заболел.

У меня печальный вид -
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это - грипп.
Не румяный гриб
в лесу,
А поганый грипп
в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели -
Мне положено болеть.
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: "Терпи, отличник!"
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.

День лежу, второй лежу,
Третий - в школу не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу!..

- Как дела, неугомонный?
Как здоровье? Спишь, больной?
Это - лечащий, районный
Врач склонился надо мной.

                                     С. Михалков

Задание для 2 группы.

   Выбрать верное поведение, если ты заболел. Объяснить, почему нужно сделать именно так.

   - нужно пригласить как можно больше людей и здорово повеселиться;

   - срочно идти в поликлинику и по пути заразить как можно больше людей;

   - вызвать врача на дом;

   -лечь в постель;

   -когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы брызги летели во все стороны;

   -есть побольше мороженого;

   - принимай лекарства, которые сам нашёл в аптечке;

   -принимай лекарства, назначенные врачом;

   -пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости; это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру;

   -отправляйся в гости к другу – ты так давно у него не был!

Задание для 3 группы.

 Разложить в 2 корзины продукты питания: полезные для здоровья и вредные.

Молодцы, ребята, все группы справились с заданием.

Итог урока.

- Вспомните, какой проблемный вопрос ставили в начале урока?

 - Какие правила для сохранения здоровья сегодня узнали? (Чтение правил с карточек на доске)

 -Что такое режим дня?

 - Что такое личная гигиена?

 -Почему человеку нужно активно двигаться?

  - Что такое правильное питание?

 - что делать, если ты всё таки заболел?

 Рефлексия.

 - Поднимите руку, кому сегодняшний урок был полезен?

 - Что нового вы узнали на уроке?

-За что можете себя похвалить?

 Выполните последнее на сегодня задание:  выберите из конверта того человечка, на которого хотите быть похожим и прикрепите его к доске.

 Спасибо за урок.

 Дом задание: составить режим дня с указанием времени. В этом вам поможет тетрадь стр….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...