Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Баркова Наталья Васильевна

Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающего мира, 2 класс123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34

с углубленным изучением отдельных предметов»

Петропавловск – Камчатского городского округа

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока

по окружающему миру «Посмотри вокруг»

2 класс, УМК «Школа России»

Конспект составил учитель начальных классов

Баркова Наталья Васильевна

г. Петропавловск – Камчатский

2020 г.

Тема урока: «Посмотри вокруг» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: формирование представлений о горизонте и линии горизонта;

Задачи: познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать стороны горизонта на схеме, дать представление об умении ориентироваться - находить главные направления: север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой работы.

1. Самоопределение к деятельности.

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать!

- Начинаем наш урок окружающего мира.

2. Целеполагание

- Ребята, в конце учебного года, в мае, мы планируем с вами, сходить в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нам нужны определенные знания.

3. Актуализация знаний и мотивация на урок.

-Какие знания и умения нам понадобятся в походе?

1)  - Отгадайте загадку-помощницу:

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…

2) Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока.

(На доске ребусы - горизонт, компас, юг, восток, север.)

-Ребусы помогут вам определить тему и цели урока. Отгадайте их.

- Молодцы, справились с заданием.

-Как вы думаете, а чему самому главному, мы должны будем научиться?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Высказывания детей)

-  Какова же цель нашего урока? Ваши предположения.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 70. Прочитайте какие цели ставит перед нами Муравьишка.

 Узнать, что такое горизонт и линия горизонта.

 Узнать стороны горизонта.

 Научиться обозначать стороны горизонта на схеме.

Учитель открывает на доске карточки-цели.

3) Открытие новых знаний. Использование презентации.

Слайд 1

- В древности мудрецы думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане.

- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?

- Какую же форму имеет Земля?

- Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю и убедится, что она имеет форму шара? (Предположения детей.)

Слайд 2

- Люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям,

Слайд 3

они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.

- Как вы думаете, почему так происходило?

Слайд 4

-  Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны.

 - Что доказало это путешествие? какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?  (Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.) 

Работа с учебником.

- Откройте учебник стр. 72- 73

- Прочитайте рассказ «Как выглядит Земля».

- Так какую же форму имеет Земля?
  слайд 5

Работа с учебником стр. 70

-Откройте страницу 70 и посмотрите на фотографии. -- -----    

-Подумайте, чем они различаются?

-  Что между ними общего?

- Поверхность Земли велика, и человек видит лишь малую ее часть. При взгляде вдаль в любом направлении, даже на ровном месте наш взгляд упирается в какую-то преграду, где земля сливается с небом. Дальше мы не видим.

-Как вы думаете, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (высказывания)

- Обратимся к словарю Ожегова.

Слайд 6

«Горизонт - видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей».

-Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя.

Слайд 7

- Земную поверхность, которую они увидели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

- Предположите, что такое линия горизонта? Хочу услышать ваше мнение.

-Прочитаем определения в учебнике. Стр. 70 внизу  

- Линия горизонта — это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.

Слайд 8

-Что же называют горизонтом? 

- Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)

Учебник
- Покажите еще раз друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике

 - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? 

- Почему нельзя? (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия. 
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта?

(На открытых поверхностях Земли)

- Сделайте вывод: Можно ли дойти до линии горизонта?

- Послушайте сказку.

Сказка о горизонте

Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла. Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему, ни на шаг.

-Зря только тратишь время и силы, - говорили человеку самые мудрые люди. - Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.

Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял. Горизонт всюду! На каждом шагу. И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить. Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.

- Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? - сказал человек.

- Какой цели урока достигли.

- Кто/что помог нам достичь этой цели.

4) Физкультминутка:

- Мы сейчас все дружно встанем

И немного отдохнём.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

5) Первичное закрепление во внешней речи.

-  Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле.

 - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?

 -Как же они находили дорогу домой?  
Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.

-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит? (восток)

- Где заходит? (запад)

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

Слайд 9

То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух.

(Щелчок)

Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. 

Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Всё это объединили в схему.

(Щелчок) 

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

-Посмотрите на схему (доска)

- На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

 -Как обозначаются названия сторон горизонта на русском языке?

-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?

6) Инсценировка сказки (заранее подготовленные ученики)

 -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценированние сказки)

Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

Восток: - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!

Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!

 -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?

 -Какие стороны горизонта вы узнали?

-Зачем нужно их знать? (Чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой) 

- Какой цели урока достигли.

- Кто/что помог нам достичь этой цели.

7) Включение в систему знаний. Работа в малых группах.

Слайд 10     Работа в малых группах

-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы.

- Какое слово у вас получилось? (горизонт)

8) Включение в систему знаний. Закрепление. Групповая работа.

- Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.

Групповая работа

- Обозначьте основные стороны горизонта.

-А потом подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

СЗ – северо-запад     ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток       ЮВ – юго-восток

Проверка по образцу

Слайд 11

 - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.

9) Итог урока.

- Закончите вслед за мной предложения.

-Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется -                         (горизонт) 

-Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта) 
-Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 
-Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток) 
-Земля имеет форму (шара)

 -Это доказал - … (Ф. Магеллан) 

- Всех ли целей вы достигли на уроке?

- Чему научились?

10) Рефлексия деятельности. 

- На слайде закончите предложения:

Урок помог мне…

Мне понравилось ….

Для меня было сложным …

- С помощью смайликов покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.

Домашнее задание

- Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).

- Я думаю, что в конце учебного года мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс « Посмотри вокруг. Стороны горизонта»

Цели  и  задачи урока:предметные:-познакомить  учащихся  с  понятиями «горизонт», «линия  горизонта», «основные  и промежуточные стороны   горизонта»...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Луг и его обитатели»

Технологическая карта урока«Луг и его обитателиПредмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Луг и его обитатели»Цели урока:  начать знакомство с лугом как с природным сообществом; обобщить и сис...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Зачем и как люди заботятся о почве»

Технологическая карта урока«Зачем и как люди заботятся о почве»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Зачем и как люди заботятся о почве»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Температура воздуха»

Технологическая карта урока«Температура воздуха» Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Температура воздуха»Цели урока: пояснить учащимся, почему земная поверхность нагревается неодинаково...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Посмотри вокруг" 2 класс (конспект+презентация)

Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Посмотри вокруг"Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия "горизонт", "линия горизонта".Планир...

Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"

В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"...