Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира, 2 класс | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34
с углубленным изучением отдельных предметов»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока
по окружающему миру «Посмотри вокруг»
2 класс, УМК «Школа России»
Конспект составил учитель начальных классов
Баркова Наталья Васильевна
г. Петропавловск – Камчатский
2020 г.
Тема урока: «Посмотри вокруг» (2 класс, УМК «Школа России»)
Цель урока: формирование представлений о горизонте и линии горизонта;
Задачи: познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать стороны горизонта на схеме, дать представление об умении ориентироваться - находить главные направления: север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Умение слушать и понимать других.
Предметные:
Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой работы.
1. Самоопределение к деятельности.
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать!
- Начинаем наш урок окружающего мира.
2. Целеполагание
- Ребята, в конце учебного года, в мае, мы планируем с вами, сходить в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нам нужны определенные знания.
3. Актуализация знаний и мотивация на урок.
-Какие знания и умения нам понадобятся в походе?
1) - Отгадайте загадку-помощницу:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
2) Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока.
(На доске ребусы - горизонт, компас, юг, восток, север.)
-Ребусы помогут вам определить тему и цели урока. Отгадайте их.
- Молодцы, справились с заданием.
-Как вы думаете, а чему самому главному, мы должны будем научиться?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Высказывания детей)
- Какова же цель нашего урока? Ваши предположения.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 70. Прочитайте какие цели ставит перед нами Муравьишка.
Узнать, что такое горизонт и линия горизонта.
Узнать стороны горизонта.
Научиться обозначать стороны горизонта на схеме.
Учитель открывает на доске карточки-цели.
3) Открытие новых знаний. Использование презентации.
Слайд 1
- В древности мудрецы думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане.
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?
- Какую же форму имеет Земля?
- Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю и убедится, что она имеет форму шара? (Предположения детей.)
Слайд 2
- Люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям,
Слайд 3
они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль.
- Как вы думаете, почему так происходило?
Слайд 4
- Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны.
- Что доказало это путешествие? какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? (Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.)
Работа с учебником.
- Откройте учебник стр. 72- 73
- Прочитайте рассказ «Как выглядит Земля».
- Так какую же форму имеет Земля?
слайд 5
Работа с учебником стр. 70
-Откройте страницу 70 и посмотрите на фотографии. -- -----
-Подумайте, чем они различаются?
- Что между ними общего?
- Поверхность Земли велика, и человек видит лишь малую ее часть. При взгляде вдаль в любом направлении, даже на ровном месте наш взгляд упирается в какую-то преграду, где земля сливается с небом. Дальше мы не видим.
-Как вы думаете, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (высказывания)
- Обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 6
«Горизонт - видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей».
-Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя.
Слайд 7
- Земную поверхность, которую они увидели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
- Предположите, что такое линия горизонта? Хочу услышать ваше мнение.
-Прочитаем определения в учебнике. Стр. 70 внизу
- Линия горизонта — это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.
Слайд 8
-Что же называют горизонтом?
- Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)
Учебник
- Покажите еще раз друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
- Почему нельзя? (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия.
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта?
(На открытых поверхностях Земли)
- Сделайте вывод: Можно ли дойти до линии горизонта?
- Послушайте сказку.
Сказка о горизонте
Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла. Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему, ни на шаг.
-Зря только тратишь время и силы, - говорили человеку самые мудрые люди. - Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.
Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял. Горизонт всюду! На каждом шагу. И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить. Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.
- Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? - сказал человек.
- Какой цели урока достигли.
- Кто/что помог нам достичь этой цели.
4) Физкультминутка:
- Мы сейчас все дружно встанем
И немного отдохнём.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
5) Первичное закрепление во внешней речи.
- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле.
- Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?
-Как же они находили дорогу домой?
Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.
Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.
-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит? (восток)
- Где заходит? (запад)
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
Слайд 9
То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух.
(Щелчок)
Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.
Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Всё это объединили в схему.
(Щелчок)
Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.
-Посмотрите на схему (доска)
- На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
-Как обозначаются названия сторон горизонта на русском языке?
-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?
6) Инсценировка сказки (заранее подготовленные ученики)
-Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценированние сказки)
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток: - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?
-Какие стороны горизонта вы узнали?
-Зачем нужно их знать? (Чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой)
- Какой цели урока достигли.
- Кто/что помог нам достичь этой цели.
7) Включение в систему знаний. Работа в малых группах.
Слайд 10 Работа в малых группах
-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы.
- Какое слово у вас получилось? (горизонт)
8) Включение в систему знаний. Закрепление. Групповая работа.
- Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.
Групповая работа
- Обозначьте основные стороны горизонта.
-А потом подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?
СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад
СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток
Проверка по образцу
Слайд 11
- Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.
9) Итог урока.
- Закончите вслед за мной предложения.
-Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - (горизонт)
-Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта)
-Можно ли доехать или дойти до линии горизонта?
-Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток)
-Земля имеет форму (шара)
-Это доказал - … (Ф. Магеллан)
- Всех ли целей вы достигли на уроке?
- Чему научились?
10) Рефлексия деятельности.
- На слайде закончите предложения:
Урок помог мне…
Мне понравилось ….
Для меня было сложным …
- С помощью смайликов покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.
Домашнее задание
- Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).
- Я думаю, что в конце учебного года мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 2 класс « Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
Цели и задачи урока:предметные:-познакомить учащихся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»...
Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Луг и его обитатели»
Технологическая карта урока«Луг и его обитателиПредмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Луг и его обитатели»Цели урока: начать знакомство с лугом как с природным сообществом; обобщить и сис...
Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Зачем и как люди заботятся о почве»
Технологическая карта урока«Зачем и как люди заботятся о почве»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Зачем и как люди заботятся о почве»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить...
Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Температура воздуха»
Технологическая карта урока«Температура воздуха» Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Температура воздуха»Цели урока: пояснить учащимся, почему земная поверхность нагревается неодинаково...
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Посмотри вокруг" 2 класс (конспект+презентация)
Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Посмотри вокруг"Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия "горизонт", "линия горизонта".Планир...
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...
Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"
В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"...