Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мотвиенко Ирина Юрьевна

В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posmotri_vokrug.docx33.45 КБ
Office presentation icon posmotri_vokrug.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мотвиенко И.Ю.учитель начальных классов МБОУ СОШ№1 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ Республики Башкортостан

Предмет, класс: Окружающий  мир – 2В  класс

УМК «Школа  России», автор – Плешаков А. А.

Тема  урока: « Путешествия. Посмотри  вокруг»

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме,  дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие  познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Оборудование: ПК, интерактивная доска,  физическая карта мира, тетради   «Окружающий мир» 2 класс часть 2, глобус,  памятки                        « Подготовка к походу», кораблик, листы самооценки.

Приложение:  презентация в программе Power Point

Этапы  урока

Ход  урока:

Формирование универсальных  учебных  действий

1.Организационный  момент

(Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

Посмотри вокруг. Ты видишь?
Как прекрасен цвет заката,
Как звучит дождя стакатто,
Отбивая ритм по крышам.

Посмотри вокруг. На горы,
На цветы, на лес, на ветер.
Посмотри, как чист и светел
Лик луны, тонущей в море.

-Ребята давайте сегодня на уроке, мы порассуждаем, подумаем, узнаем…и посмотрим вокруг. Я думаю, много интересного мы увидим.

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

 (управление своей деятельностью).

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

3 Актуализация знаний, определение темы и постановка цели урока

- Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы  нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться.

-Какие знания и умения нам понадобятся в походе?

(Знать, что взять с собой в поход, что нужно сделать, чтобы не заблудиться и т.п.

Ну что ж начнем подготовку к нашему путешествию прямо сейчас.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование,   волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

(Слайд №2) - Мы  с  вами  живём  на  большой  красивой  планете. Как  она  называется?

Учитель обращает внимание на рисунки детей на тему «Наша планета»

- Ребята, дома вы нарисовали свою планету.  Какую форму  имеет  планета  Земля?

Но не всегда люди так думали.

1ученик:

(Слайд №3,4) - Уже  в  древности  мудрецы  размышляли  о форме нашей планеты . Они  думали, что  Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

- Как  вы  думаете, правы  ли  были  мудрецы?

- Какую же форму  имеет  Земля? (Слайд №4)  

2ученик:

(Слайд №5) - Прошло  много  лет  с  тех  пор, как  отважный капитан   Фернан  Магеллан  и  его  товарищи отправились  в  кругосветное  путешествие.

- Всё  время  они  плыли  в  одну  и  ту  же сторону  на  парусных  кораблях  в  течение  трёх долгих  лет  и  возвратились  домой  с противоположной  стороны.

- Что  доказало  это  путешествие?

- Как вы  думаете, какой вывод о форме Земли  можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это  путешествие  ещё раз доказало,

  что  Земля  имеет  форму  шара.

 - В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди убедились  задолго до  того, как  поднялись  в космос.  

- Подумайте, как, какими  способами  люди могли  исследовать  Землю?

-Давайте воспользуемся  глобусом и корабликом.(Вызывается ребенок и проводит кораблик по глобусу демонстрируя, как можно вернуться к начальной точки)

Ученик3:

(Слайд №6) -  Слайд №7) -  Когда  люди  научились  строить  парусные корабли  и  стали  плавать  по  морям, они заметили  одну интересную особенность: когда мореплаватели  встречали  другой  корабль, то вначале  они видели  лишь  флаг  на верхушке мачты, затем  мачту  корабля, а  лишь  потом  и  весь  корабль. - Как  вы  думаете, почему  так  происходило?

Учитель:

- (Слайд №8)-Отправляясь в путешествие, люди  узнавали  всё  больше  нового. Они видели земную  поверхность  вокруг  себя и дали ей название. Как называется эта поверхность? (Горизонт).Люди стали  называть  горизонтом. Так какова тема нашего урока?. Какие цели мы поставим?

Учитель:

_-Кто может нам сказать, что такое горизонт?

А где можно найти информацию?(В учебнике, толковом словаре, энциклопедии)

-У каждого на парте есть источники информации найдите ответ на вопрос: «Что такое горизонт?»

Запишите определение в тетрадь.

-Что  же  называют  горизонтом?

Ответы детей.

Слайд №9

-А кто попробует предположить или знает из своего жизненного опыта, что такое линия горизонта?

-На каких уроках мы говорили о горизонте, о линии горизонта?

(Работа с источниками информации, если дети не смогут дать ответ)

- Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до линии  горизонта?

- Сделайте  вывод. Можно  ли  дойти  до  линии горизонта.

-Накануне урока мы провели эксперимент, результаты которого я просила записать.. Кто нам скажет какую цель мы поставили?(Мы должны были определить как изменялось, то что мы видим вокруг поднимаясь все выше и выше.) Я попрошу детей озвучить результаты ваших наблюдений.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Физкультминутка

«Солнышко» Физминутка для глаз

Коммуникативные

5.Работа по новой теме

6.Работа в рабочих тетрадях

- Как  в  старину  мореходам  удавалось  плыть  всё  время  в  нужном  направлении?

-Не  заблудиться  им  помогало Солнце.

Давайте поиграем в игру «Я начну, вы продолжите»

- Ещё  в  глубокой  древности  люди  научились определять  по Солнцу   стороны  света. То направление, где Солнце поднимается выше всего и греет сильнее назвали –юг, противоположное направление, где Солнце никогда не появляется и оттуда дуют холодные ветра назвали –север. Там, где солнце всходит люди назвали восток, а заходит –запад. Это  четыре  основных  направления, их  называют  стороны  света  или  стороны  горизонта.

-Знает ли кто из вас, как обозначаются названия сторон горизонта?

-Посмотрите  на  схему. Слайд№ 10

- На  схемах  и  картах  север  всегда  вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Показ карты и схемы. Один ученик  подходит к доске и показывает на карте стороны горизонта.

-Как  вы  думаете, какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-Послушайте  сказку.

Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.

(инсценирование  сказки)

Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.

Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый главный! Я  всех  заморозить  могу!

Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.

Восток : - Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый главный  из вас – я!

Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит, больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!

Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:

Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!

-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-В рабочих тетрадях есть схемы, но на них не указаны стороны горизонта. Используя полученные сведения, попробуйте определить стороны горизонта и записать их где нужно.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке

7.Первичное  закрепление

Физминутка.

- В  походе  нам  нужно  быть  внимательными. Проведём  игру  на  внимание. Прежде, чем начать игру давайте вспомним, могли ли мы находясь  в нашем классе наблюдать восход солнца? (дети указывают рукой в ту сторону, где всходит солнце)

-Как будет называться эта сторона горизонта?

- И так повернитесь лицом на восток.

 - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади –запад, слева – север, справа – юг)

 Повернитесь лицом на запад, юг восток ,север .

 Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично - левую).

- Молодцы, все  были  внимательными.

9.Работа по новой теме

(Слайд №11) Расстояние  от  одной  стороны  горизонта  до  другой  довольно  велико. Это  создавало  трудности в  ориентировании. Тогда  люди  договорились  дать  названия  промежуточным  сторонам  и обозначить  их  двумя  словами  и  буквами.

- Предположите, как могут называться промежуточные стороны горизонта?

-Подумайте, какая  сторона  горизонта  будет

находиться  между  севером  и  западом, севером  и  востоком, югом  и  западом, югом и востоком? Посоветуйтесь с товарищем по парте.(Работа со схемой в рабочих тетрадях)

СЗ – северо-запад                         ЮЗ - юго-запад

СВ  – северо-восток                      ЮВ – юго-восток

(Слайд №11)

- Это  промежуточные  стороны  горизонта. Подробнее вы  будете их  изучать  на  уроках  географии  в  старших    классах.

11.Решение задач

Ребята,  задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи.

Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?

Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?

Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

12.Итог  урока

Домашнее  задание

- С  какими  новыми словами  познакомились  на  уроке?

Дети называют только слова: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта и т.д.

-Ребята, знания о сторонах горизонта, вы добыли. Но вот понадобятся ли они лично вам в жизни?(Примерные ответы детей: «Я научился определять стороны горизонта по солнцу. Мне это в жизни пригодится для того, чтобы не заблудиться, если я смогу определить где находиться мой город , то мне легко его будет найти»)

-А теперь, вспомним самое начало нашего урока.

- Какие  знания и  умения,   понадобятся  в  походе?

-Я предлагаю вам поработать над памяткой. Предложите свой алгоритм подготовки к походу, расставь порядок выполнения мероприятий цифрами.(Вспоминаем, что такое алгоритм)

Следует определить маршрут путешествия.

Следует спросить разрешения у родителей пойти в поход.

Надо запомнить  направление движения, используя стороны горизонта.

Нужно купить продукты питания в дорогу.

Возвращаться по компасу надо в противоположную сторону.

Нужно взять с собой теплые вещи и плащ от дождя.

Нужно позвать в поход  родителей.

Несколько детей зачитывают памятки.

-Возникли ли у вас вопросы? (Да, мы не знаем, что такое компас)

- Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Ученикам, у которых возник вопрос по поводу компаса, дается задание подготовить сообщение об этом приборе. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу.

 Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос.

Личностные:

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы

Рефлексия

-А сейчас оценим свою работу на уроке. У каждого из вас на парте листы самооценки, оцените свою работу на уроке.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)

Что такое горизонт?

Что такое линия горизонта?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Посмотри вокруг...

Слайд 2

Мы с вами живём на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете.

Слайд 3

Рассмотрите рисунки и расскажите, как в древности люди представляли себе нашу Землю. Правы ли они были?

Слайд 4

Почти 5 веков назад отважный капитан Фернан Магеллан плыл в одном и том же направлении на своём парусном корабле в течение нескольких лет.

Слайд 5

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились тогда, когда научились строить парусные корабли и стали плавать по морю .

Слайд 6

Люди заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Затем появлялись паруса. Лишь при его приближении становился виден весь корабль.

Слайд 7

Прошло много времени, и люди поняли, что такое может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Слайд 8

Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом . Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Слайд 9

Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Слайд 10

Стороны горизонта. Отправляясь в далёкие путешествия, люди ориентируются по сторонам горизонта. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ. Ю Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали СЕВЕРОМ. С На ВОСТОКЕ Солнце всходит, А на ЗАПАДЕ садится. З В На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад слева, восток – справа.

Слайд 11

Стороны горизонта. Кроме основных сторон горизонта есть ещё и промежуточные: северо-восток , северо-запад , юго-восток , юго-запад . С З В Ю С-З С-В Ю-З Ю-В Записывают название сторон горизонта сокращённо. Основные – одной буквой, промежуточные – двумя.

Слайд 12

Молодцы!

Слайд 13

Мотвиенко Ирнина Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ№1ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан 2016год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Разработка урока по программе А.А.Плешакова " Мир вокруг нас"

Формы земной поверхности. Водоёмы. Туманова Н.П...

Презентация по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" - Мир вокруг нас. Кто такие рыбы.

Очень удобно знакомить младших школьников с разнообразием окружающего мира, используя данную презентацию....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...

Презентация и конспект по окружающему миру КВН “Природа вокруг нас” ( 3-4 класс)

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях; формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, воспитывать любовь к природе.Добрый день, дорогие друз...

Разработка и презентация урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экологическая безопасность» по курсу «Окружающий мир»; автор А. А. Плешаков

Разработка  и презентация урока "Экологическая безопасность" в 3 классе по курсу "Окружающий мир" А. А. Плешакова с вопросами и предполагаемыми ответами обучающихся....

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".

Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России"....