Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posmotri_vokrug.docx | 33.45 КБ |
posmotri_vokrug.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Мотвиенко И.Ю.учитель начальных классов МБОУ СОШ№1 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ Республики Башкортостан
Предмет, класс: Окружающий мир – 2В класс
УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.
Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в паре.
Умение слушать и понимать других.
Предметные:
Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: ПК, интерактивная доска, физическая карта мира, тетради «Окружающий мир» 2 класс часть 2, глобус, памятки « Подготовка к походу», кораблик, листы самооценки.
Приложение: презентация в программе Power Point
Этапы урока | Ход урока: | Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный момент | (Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь! Посмотри вокруг. Ты видишь? -Ребята давайте сегодня на уроке, мы порассуждаем, подумаем, узнаем…и посмотрим вокруг. Я думаю, много интересного мы увидим. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем |
3 Актуализация знаний, определение темы и постановка цели урока | - Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться. -Какие знания и умения нам понадобятся в походе? (Знать, что взять с собой в поход, что нужно сделать, чтобы не заблудиться и т.п. Ну что ж начнем подготовку к нашему путешествию прямо сейчас. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
(Слайд №2) - Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? Учитель обращает внимание на рисунки детей на тему «Наша планета» - Ребята, дома вы нарисовали свою планету. Какую форму имеет планета Земля? Но не всегда люди так думали. 1ученик: (Слайд №3,4) - Уже в древности мудрецы размышляли о форме нашей планеты . Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. - Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4) 2ученик: (Слайд №5) - Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие? - Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. - Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю? -Давайте воспользуемся глобусом и корабликом.(Вызывается ребенок и проводит кораблик по глобусу демонстрируя, как можно вернуться к начальной точки) Ученик3: (Слайд №6) - Слайд №7) - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. - Как вы думаете, почему так происходило? Учитель: - (Слайд №8)-Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Они видели земную поверхность вокруг себя и дали ей название. Как называется эта поверхность? (Горизонт).Люди стали называть горизонтом. Так какова тема нашего урока?. Какие цели мы поставим? Учитель: _-Кто может нам сказать, что такое горизонт? А где можно найти информацию?(В учебнике, толковом словаре, энциклопедии) -У каждого на парте есть источники информации найдите ответ на вопрос: «Что такое горизонт?» Запишите определение в тетрадь. -Что же называют горизонтом? Ответы детей. Слайд №9 -А кто попробует предположить или знает из своего жизненного опыта, что такое линия горизонта? -На каких уроках мы говорили о горизонте, о линии горизонта? (Работа с источниками информации, если дети не смогут дать ответ) - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта. -Накануне урока мы провели эксперимент, результаты которого я просила записать.. Кто нам скажет какую цель мы поставили?(Мы должны были определить как изменялось, то что мы видим вокруг поднимаясь все выше и выше.) Я попрошу детей озвучить результаты ваших наблюдений. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
4. Физкультминутка | «Солнышко» Физминутка для глаз | Коммуникативные |
5.Работа по новой теме 6.Работа в рабочих тетрадях | - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении? -Не заблудиться им помогало Солнце. Давайте поиграем в игру «Я начну, вы продолжите» - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу стороны света. То направление, где Солнце поднимается выше всего и греет сильнее назвали –юг, противоположное направление, где Солнце никогда не появляется и оттуда дуют холодные ветра назвали –север. Там, где солнце всходит люди назвали восток, а заходит –запад. Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Знает ли кто из вас, как обозначаются названия сторон горизонта? -Посмотрите на схему. Слайд№ 10 - На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Показ карты и схемы. Один ученик подходит к доске и показывает на карте стороны горизонта. -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -В рабочих тетрадях есть схемы, но на них не указаны стороны горизонта. Используя полученные сведения, попробуйте определить стороны горизонта и записать их где нужно. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке |
7.Первичное закрепление Физминутка. | - В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание. Прежде, чем начать игру давайте вспомним, могли ли мы находясь в нашем классе наблюдать восход солнца? (дети указывают рукой в ту сторону, где всходит солнце) -Как будет называться эта сторона горизонта? - И так повернитесь лицом на восток. - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади –запад, слева – север, справа – юг) Повернитесь лицом на запад, юг восток ,север . Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично - левую). - Молодцы, все были внимательными. | |
9.Работа по новой теме | (Слайд №11) Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. - Предположите, как могут называться промежуточные стороны горизонта? -Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? Посоветуйтесь с товарищем по парте.(Работа со схемой в рабочих тетрадях) СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток (Слайд №11) - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах. | |
11.Решение задач | Ребята, задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи. Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться? Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться? Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться? | Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности. |
12.Итог урока Домашнее задание | - С какими новыми словами познакомились на уроке? Дети называют только слова: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта и т.д. -Ребята, знания о сторонах горизонта, вы добыли. Но вот понадобятся ли они лично вам в жизни?(Примерные ответы детей: «Я научился определять стороны горизонта по солнцу. Мне это в жизни пригодится для того, чтобы не заблудиться, если я смогу определить где находиться мой город , то мне легко его будет найти») -А теперь, вспомним самое начало нашего урока. - Какие знания и умения, понадобятся в походе? -Я предлагаю вам поработать над памяткой. Предложите свой алгоритм подготовки к походу, расставь порядок выполнения мероприятий цифрами.(Вспоминаем, что такое алгоритм) Следует определить маршрут путешествия. Следует спросить разрешения у родителей пойти в поход. Надо запомнить направление движения, используя стороны горизонта. Нужно купить продукты питания в дорогу. Возвращаться по компасу надо в противоположную сторону. Нужно взять с собой теплые вещи и плащ от дождя. Нужно позвать в поход родителей. Несколько детей зачитывают памятки. -Возникли ли у вас вопросы? (Да, мы не знаем, что такое компас) - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Ученикам, у которых возник вопрос по поводу компаса, дается задание подготовить сообщение об этом приборе. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. | Личностные: Развитие осознания необходимости в изучении данной темы |
Рефлексия | -А сейчас оценим свою работу на уроке. У каждого из вас на парте листы самооценки, оцените свою работу на уроке. | Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению) |
Что такое горизонт?
Что такое линия горизонта?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы с вами живём на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете.
Рассмотрите рисунки и расскажите, как в древности люди представляли себе нашу Землю. Правы ли они были?
Почти 5 веков назад отважный капитан Фернан Магеллан плыл в одном и том же направлении на своём парусном корабле в течение нескольких лет.
В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились тогда, когда научились строить парусные корабли и стали плавать по морю .
Люди заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Затем появлялись паруса. Лишь при его приближении становился виден весь корабль.
Прошло много времени, и люди поняли, что такое может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.
Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом . Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.
Стороны горизонта. Отправляясь в далёкие путешествия, люди ориентируются по сторонам горизонта. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ. Ю Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали СЕВЕРОМ. С На ВОСТОКЕ Солнце всходит, А на ЗАПАДЕ садится. З В На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад слева, восток – справа.
Стороны горизонта. Кроме основных сторон горизонта есть ещё и промежуточные: северо-восток , северо-запад , юго-восток , юго-запад . С З В Ю С-З С-В Ю-З Ю-В Записывают название сторон горизонта сокращённо. Основные – одной буквой, промежуточные – двумя.
Молодцы!
Мотвиенко Ирнина Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ№1ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан 2016год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...
Разработка урока по программе А.А.Плешакова " Мир вокруг нас"
Формы земной поверхности. Водоёмы. Туманова Н.П...
Презентация по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" - Мир вокруг нас. Кто такие рыбы.
Очень удобно знакомить младших школьников с разнообразием окружающего мира, используя данную презентацию....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»
Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...
Презентация и конспект по окружающему миру КВН “Природа вокруг нас” ( 3-4 класс)
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях; формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, воспитывать любовь к природе.Добрый день, дорогие друз...
Разработка и презентация урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экологическая безопасность» по курсу «Окружающий мир»; автор А. А. Плешаков
Разработка и презентация урока "Экологическая безопасность" в 3 классе по курсу "Окружающий мир" А. А. Плешакова с вопросами и предполагаемыми ответами обучающихся....
Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".
Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России"....