Конспект урока по окружающему миру 2 класс « Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Цели  и  задачи урока:

предметные:

-познакомить  учащихся  с  понятиями «горизонт», «линия  горизонта», «основные  и промежуточные стороны 

  горизонта», учить  определять  стороны  горизонта

метапредметные:

-развивать  устную  речь, расширять  кругозор  учащихся, пополнять  словарный  запас,

- способствовать  воспитанию  интереса  к  предмету

Планируемые  результаты:

- уч-ся должны знать названия сторон  горизонта, уметь определять их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx659.21 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Замулина Наталья Васильевна

Предмет, класс: Окружающий  мир - 2  класс

УМК «Школа  России», автор – Плешаков А. А.

Тема  урока: « Посмотри  вокруг. Стороны  горизонта»

Цели  и  задачи урока:

предметные:

-познакомить  учащихся  с  понятиями «горизонт», «линия  горизонта», «основные  и промежуточные стороны  

  горизонта», учить  определять  стороны  горизонта

метапредметные:

-развивать  устную  речь, расширять  кругозор  учащихся, пополнять  словарный  запас,

- способствовать  воспитанию  интереса  к  предмету

Планируемые  результаты:

- уч-ся должны знать названия сторон  горизонта, уметь определять их

Ресурсы:  мяч, индивидуальные  рабочие  листы  для  учащихся, учебники, таблички  со  словами,

                   слайды  для  интерактивной  доски

Этапы  урока

Ход  урока:

Формирование универсальных  учебных  действий

Организационный  момент

- Добрый день, дорогие ребята !

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

Начинается  урок,

Он  пойдет  ребятам  впрок.

Постарайтесь   всё  понять,

Что-то  новое  узнать!

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

 (управление своей деятельностью).

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

Учебная  ситуация

Целеполагание

- Ребята, на  летних  каникулах  мы  планируем  с  вами  пойти  в поход. Но  чтобы  в  походе нам  не  заблудиться, не  сбиться  с  пути, дойти  до  нужной  цели, нужно  уже  сегодня  начать  к  нему  готовиться.

-Какие знания  и  умения  нам  понадобятся  в

  походе?

-Как  вы  думаете, а что будет самым

  главным, чему  мы  должны  научиться?

- Какова  же  цель  нашего  урока?

- Назовите  тему  нашего  урока.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование,   волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

Получение новых  знаний

- Мы  с  вами  живём  на  большой  красивой  планете. Как  она  называется?

- А  задумывались  ли  вы  над  тем, какую форму  имеет  планета  Земля?

- Уже  в  древности  мудрецы  размышляли  об  этом. Они  думали, что  Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\IMGпрагоегшен.jpg

- Как  вы  думаете, правы  ли  были  мудрецы?

 - Какую же форму  имеет  Земля?

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG.jpg

- В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди

   убедились  задолго до  того, как  поднялись  в

   космос.  

- Подумайте, как, какими  способами  люди

  могли  исследовать  Землю?

-  Когда  люди  научились  строить  парусные

   корабли  и  стали  плавать  по  морям, они

   заметили  одну интересную особенность: когда

   мореплаватели  встречали  другой  корабль, то

   вначале  они видели  лишь  флаг  на верхушке

   мачты, затем  мачту  корабля, а  лишь  потом  и  

   весь  корабль.

- Как  вы  думаете, почему  так  происходило?

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG_0001.jpg

- Прошло  много  лет  с  тех  пор, как  отважный

  капитан   Фернан  Магеллан  и  его  товарищи

  отправились  в  кругосветное  путешествие.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG_0002.jpg

- Всё  время  они  плыли  в  одну  и  ту  же

  сторону  на  парусных  кораблях  в  течение  трёх

  долгих  лет  и  возвратились  домой  с

  противоположной  стороны.

- Что  доказало  это  путешествие?

- Как вы  думаете, какой вывод о форме Земли  можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это  путешествие  ещё раз доказало,

  что  Земля  имеет  форму  шара.

- Отправляясь  в  путешествие, люди  узнавали  

  всё  больше  нового. Земную  поверхность,

  которую  они  видели  вокруг  себя,  люди стали  называть  горизонтом.

- Откройте  учебник  на  странице 70  и  найдите  в нём  определение  горизонта, прочитайте.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG_0003.jpg

- Прочитайте  определение, которое  даётся  в  учебнике.

-Проведём  опыт. Какую  форму  имеет  планета

  Земля?

- Для  опыта  возьмём  мяч, который  имеет

  почти  такую  же  форму.

- Представьте, что  вы   стоите  на  огромном-

   преогромном  шаре. Вы  не можете  сразу

   увидеть  всю  его поверхность, а только  ту    

   часть, которая  находится  с  вашей  стороны,

   вокруг  вас.

- Вы  увидите  новые  поверхности, но  никогда  не  закончите  своё   путешествие. Ведь  по  шару, как  по  кольцу,  можно  ходить  бесконечно.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-Что  же  называют  горизонтом?

- А  как  будет  называться  линия, где   небо

  как  бы  сходится   с  землёй?

- Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до

  линии  горизонта?

-Что  вы  увидите, если  будете  двигаться  в  каком – нибудь  направлении?

- Сделайте  вывод. Можно  ли  дойти  до  линии  горизонта?

- Послушайте  загадку, о  чём  она?

-  Он  и  летом  и  зимой  

   Между  небом и  землёй.

   Хоть  всю  жизнь  к  нему  иди-

   Он всё будет  впереди.            ( горизонт)

- Как  догадались, что  загадка  о  горизонте?  

 - По  каким  словам?

Физкультминутка:

- Мы  сейчас  все  дружно  встанем

  И  немного   отдохнём.

  Вправо, влево  повернитесь,

  Наклонитесь, поклонитесь.

  Руки  вверх  и  руки  вбок

  И  на  месте  прыг  да  скок!

  А  теперь  бегом  вприпрыжку,

  Молодцы вы, ребятишки!

Получение новых  знаний

-Не  заблудиться  им  помогало Солнце. Ведь  оно  каждое  утро  восходит  с  одной стороны, а закатывается, садится  с противоположной.

- Ещё  в  глубокой  древности  люди  научились

  определять  по Солнцу  две  стороны  света –

  восток  и  запад, а  со  временем  ещё  две –

  север  и  юг.

-Это  четыре  основных  направления, их  

  называют  стороны  света  или  стороны

  горизонта.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG_0004.jpg

-Посмотрите  на  схему.

- На  схемах  и  картах  север  всегда  вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

-Послушайте  сказку.

Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.

(инсценирование  сказки)

Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.

Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый

 главный! Я  всех  заморозить  могу!

Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми

 ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.

Восток : - Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый

главный  из вас – я!

Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит,

Больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!

Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:

Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!

- Как  в  старину  мореходам  удавалось  плыть  всё  время  в  нужном  направлении, не  сбиваясь  с   пути?

-Подумайте, как  будет  называться  та  сторона, где  солнце  восходит, где  заходит?

-Как  обозначаются  название  сторон  горизонта  на  русском  языке?  

-Как  вы  думаете, какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-Какие  стороны  горизонта  вы  знаете?

-Зачем  нужно  их  знать?

Первичное  закрепление

- В  походе  нам  нужно  быть  внимательными. Проведём  игру  на  внимание.

- Встань, пожалуйста, Лиза.

- Поднимитесь те  ребята, которые  сидят  севернее  Лизы, южнее,  на  западе, на  востоке  от  неё.

- Молодцы, все  были  внимательными.

Самостоятельная  работа

- А  сейчас  я  предлагаю вам  поработать самостоятельно.

-Чтобы  в  буквах  не  заблудиться, нужно  двигаться  строго  по маршруту,  указанному  ниже. Один  шаг – одна  клетка. Движение

начинайте  от  стрелки  вверху  таблицы.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_19\IMG_0005.jpg

- Какое  слово  у  вас  получилось?

-Среди  этих  букв «спряталось» слово.

-Как  вы  думаете, как  его  отыскать?

 (самостоятельная  работа  учащихся с  

 самопроверкой  на индивидуальных  рабочих  листах)

- Как  вы  думаете, почему  именно  это  слово  

  «спряталось»?

Физкультминутка  под  музыку:

- Спал  цветок и  вдруг  проснулся,

   Больше  спать не  захотел.

   Лети, лети, лепесток, через  запад  на  восток,

   Через  север, через  юг,

   Возвращайся, сделав  круг,

   Лишь  коснёшься  ты  земли,

   Нам  за  парты  сесть вели.

- Через  какие  стороны  горизонта  летел  лепесток?

Получение  новых  знаний

- Расстояние  от  одной  стороны  горизонта  до  другой  довольно  велико. Это  создавало  трудности в  ориентировании. Тогда  люди  договорились  дать  названия  промежуточным  сторонам  и обозначить  их  двумя  словами  и  буквами.

-Подумайте, какая  сторона  горизонта  будет

находиться  между  севером  и  западом, севером  и  востоком, югом  и  западом, югом и востоком?

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2009_03_20\IMG.jpg

СЗ – северо-запад                         ЮЗ - юго-запад

СВ  – северо-восток                      ЮВ – юго-восток

- Это  промежуточные  стороны  горизонта. Подробнее вы  будете их  изучать  на  уроках  географии  в  старших    классах.

Домашнее  задание

- Дома  прочитайте  статью  в  учебнике (стр. 70 – 73).

 - Составьте  и нарисуйте  маршрут  вашего  движения  из  школы  домой.

-Что  нужно  знать, чтобы  правильно  выполнить  это  задание?

- Для  чего  выполняем  задания  дома?

Итог  урока

- Вот  и  подошёл  к  концу  наш  урок.

- Я  думаю, что  на  летних  каникулах  мы  можем  смело  отправляться  в поход. Ведь  у  нас  в классе  много  ребят, которые  показали  на  уроке, что  они  внимательные, наблюдательные,

знают  и  умеют  определять  стороны  горизонта, прокладывать  маршрут  движения.

- С  какими  новыми словами  познакомились  на  уроке?

- О  каких  знаниях и  умениях, которые  понадобятся  в  походе, говорили  на  уроке?

-Что  каждый  из  вас  узнал  сегодня  на  уроке?

- Где  сможем  применять свои  знания?

Рефлексия

- У  вас  на  партах  лежат  рисунки  с  изображением  нашей  красивой  планеты.

- Если  на  уроке  вам  было  интересно, вы  узнали  что-то  новое – покажите  мне  цветную  сторону  рисунка.

- Если  вам  было  неинтересно, вы  ничего  не  узнали – покажите  белую  сторону  рисунка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: окружающий мир Класс: 2

Тема: «Звёздное небо», урок № 1Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2013 г.Раздаточный матер...