Конспект урока по окружающему миру "Наши четвероногие друзья"
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс)
- Познакомить с многообразием собак.
- Обучать правилам ухода и безопасного общения с собаками.
- Научить на основе сравнения различать породы собак (классифицировать их)
- Подвести детей к выводу о недопустимости жестокого отношения к животным и внимательного ухода за ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_pro_sobak.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Цели :
- Знакомство с ролью собаки в жизни человека.
- Воспитание гуманного отношения к животным.
- Развитие мыслительных навыков учащихся.
Задачи
- Познакомить с многообразием собак.
- Обучать правилам ухода и безопасного общения с собаками.
- Научить на основе сравнения различать породы собак (классифицировать их)
- Подвести детей к выводу о недопустимости жестокого отношения к животным и внимательного ухода за ними.
- .
Материалы
- Инвентарь: ошейник, поводок, намордник.
- Практический материал мини-спектакля: подставка, 2 миски, говяжья мозговая кость, резиновый мяч, 2 хозяйственные сумки, уличные тапочки.
- Аптечка с набором предметов для оказания доврачебной помощи.
- Косметический набор: расческа, щетка, ножницы.
- Книжки-малютки в подарок ученикам, гостям.
- Вступительное слово учителя (презентация, вернисаж)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о четвероногих друзьях, о братьях меньших, о собаках.
Тысячи лет рядом с человеком живет собака – верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водят по улицам потерявших зрение людей, служит ученым, космонавтам (ведь в космос полетели первые дворняжки Белка и Стрелка).
Известны собаки – почтальоны, пожарные. Описаны много случаев участия собаки в спасении людей от неминуемой гибели, они способны предчувствовать приближение землетрясения. Отлично показали себя сенбернары, немецкие овчарки при розыске людей, погребенных во время землетрясений мексиканской столицы. Эти собаки были доставлены из Франции, Швейцарии, Германии.
Собаки стали первыми животными, которых человек начал использовать на цирковой арене в качестве дрессированных животных.
Собака больше чем какое-либо животное облегчает жизнь людей, которые работают в тяжелых условиях, например, на зимовке в Арктике в Антарктиде.
Исключительного размаха достигло применение служебных собак в период I и II мировых войн. На фронт были направлены четвероногие «воины». Они подносили боеприпасы, подрывали танки и эшелоны с боевой техникой и живой силой противника, вытаскивали с поля боя раненых солдат.
За период ВОВ собаки санитары с поля боя вывезли семьсот тысяч бойцов (это по численности почти три города как Балаково).
Многие воинские части содержали собак для души, для снятия страха, вместо лекарства.
И в мирное время четвероногие спутники выступают в роли лекаря. Наблюдения показывают, что люди, которые любят животных, обладают крепким здоровьем, ровным характером, быстрее выздоравливают, дольше живут.
На улицах нашего города часто можно встретить гуляющих людей с собаками разных пород.
Вывод учителя: Кинологами выведено более семисот пород.
- Беседа по иллюстративному материалу.
- Какие породы собак вы можете назвать?
- По использованию человеком собак можно разделить на три группы:
(презентация, слайд 41 - схема)
Служебные
Восточно-европ. овчарка,
сенбернар, лайка Охотничьи русская борзая,
эрдельтерьер
Декоративные спаниель,
такса, пудель
- Мини-спектакль «Эрдельтерьер и дворняжка»
- Учитель: Представьте себе, что в вашей семье появился четвероногий друг. А как за ним ухаживать? Ответ на этот вопрос получим, прослушав мини-спектакль «Эрдельтерьер и дворняжка».
Вывод: назовите правила ухода за собакой.
V. Памятники собакам.
Этим замечательным животным сооружены памятники. В России по настоянию великого русского ученого поставлены памятники в Ленинграде, Сухуми, Алупке. Памятники воздвигнуты и во многих других странах: во Франции, Италии, Японии, Германии, Австралии. Очень подробно об этом рассказано в книге «От кота до кита».
В Америке есть памятник, который воздвигнут на средства собранные школьникам.
Какой собаке, за какой подвиг был сооружен этот памятник, мы узнаем, прослушав выступление ребят.
За спасение больных
Это случилось в начале нашего века на севере Аляски. Здесь неожиданно началась эпидемия опасного заболевания - дифтерита. Больных с каждым днем становилось все больше и больше. Многим грозила смерть.
Поселковый доктор ничего не мог поделать. У него не оказалось сыворотки. Нужно было послать за ней в город. До ближайшего города можно было добраться только на собаках. Путь в оба конца – шестьсот километров.
С рассветом упряжка помчалась в далекий снежный путь. Заносы замели все дороги и тропы. Пришлось положиться на чутье собак. Они бежали уверенно и быстро.
До города упряжка добралась удачно, и охотник, получив драгоценное лекарство, тут же отправился в обратный путь.
Когда до поселка оставалось примерно сто километров, началась сильная пурга, животные стали выбиваться из сил.
Настала ночь. До поселка было еще далеко. Ослабевшие собаки, падая, уже не могли подняться.
И вот из всей упряжки остался вожак – Бальт. Это он шел впереди, он был самым сильным. Охотник решил пустить Бальта одного. Он привязал ему на спину пакет с сывороткой и дал большой кусок мяса. Охотник ласково обнял собаку и скомандовал:
- Вперед! Домой!
Бальт посмотрел на своего хозяина и все понял. Надо во что бы то ни стало доставить пакет домой.
Охотник с тревогой посмотрел ему вслед. «Только бы не сбился с пути, и хватило сил добежать». Напрягая последние силы, Бальт пришел в поселок и своим лаем оповестил жителей.
Прошли минуты, и доктор уже обходил дома и вводил целебную жидкость больным.
Прошло совсем немного времени, и люди поселка соорудили замечательной собаке бронзовый памятник. Бальт изображен в постромках, гордо идущим впереди.
Вывод: -Какой собаке был поставлен памятник?
-За какой подвиг?
VI .Правила безопасного поведения при встрече с собакой
Учитель: Порой поведение собак бывает непредсказуемым, тому есть причины. Собака никогда не нападает первой. Виноват, часто бывает сам человек, потому что неправильно себя ведет.
Что делать, если на вас напала собака?
- Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна;
- встаньте боком к собаке;
- твердым голосом отдайте несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»);
- не делая резких движений, позовите хозяина;
- если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага;
- не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от неё, не смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на активные действия;
- если собака приседает – она готова прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть);
- если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь в травмпункт.
VII. Проверка изученного на уроке.
Учитель:- Мы познакомились с правилами безопасного поведения при встрече человека с незнакомой собакой. Я предлагаю ситуацию:
«Вы гуляете зимой рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.»
-На листочках предполагаемые варианты ваших действий, зачеркните те предложения-действия, которые делать нельзя при встрече с собакой..
- Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.
- Убежать от неё.
- Закричать, отгоняя её клюшкой, бросить в неё сумкой.
- Упасть на землю.
- Остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота.
- Подразнить собаку.
- Громко позвать хозяина.
- При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой.
- Сохранять спокойствие.
- При укусах промыть рану, отправиться в травпункт по месту жительства.
(Ответ: 5, 9, 7, 8, 10)
Самопроверка: Сравните ваши ответы с правильными на слайде!
VIII. Итог урока:- Что нового узнали на уроке?
- Какие виды работы понравились?
-Я буду рада, если знания, полученные на уроке пригодятся вам в жизни.
И помните: что мы в ответе за тех, кого приручили!
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Если бы у меня была собака».
Вопросы к сочинению.
- Какой породы ты хотел бы иметь собаку?
- Какую кличку выберешь своему любимцу?
- Какие обязанности по уходу за собакой ты возьмешь на себя, а какие поручишь брату (сестре), маме, папе, бабушке?
- Как изменится твой распорядок дня после приобретения собаки?
- Сможешь ли ты расстаться со своим четвероногим другом?
Литература:
- Плешаков А.А. «Окружающий мир», 3 класс, 2007г.
- Дмитриева Н. Я., Товпинец И. П. «Естествознание», 1 класс с 116-123.
- Журнал «Начальная школа», № 2, 2004г.
- Детская энциклопедия «Домашние животные», № 2.
- Бульванкер В. «От кота до кита».
- Корнеев Л. «Слово о собаке».
- Пшеничная Н. «Ваша собака».
- Журнал «Свиристель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"
Конспект урока можно использовать во внеурочной деятельности...
Конспект урока по Окружающему миру Ты и твои друзья 2 класс
План-конспект урока Окружающий мир по теме "Ты и твои друзья"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Правила вежливости» и «Ты и твои друзья»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Правила вежливости» и «Ты и твои друзья»...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Ты и твои друзья.»
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Ты и твои друзья.»Цели урока: Формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ты и твои друзья"
Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:«Ты и твои друзья» Цели урока: познакомить с правилами дружбы, с правилами поведения в гостях, за столом ;учить ценить и принимать такие базовые ценности, как ...
Конспект урока по окружающему миру "Твои друзья" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс "Твои друзья"...
Конспект урока по окружающему миру на тему ты и твои друзья. ШР 2 класс
конспект урока по окружающему миру на тему ты и твои друзья. ШР 2 класс...