Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

Рябова Вера Михайловна

Конспект урока  можно использовать во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy_i_gnezda.docx29.49 КБ
Файл prezentaciya_pticy.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

                                        Наши пернатые друзья

Цель мероприятия:

закрепить знания о птицах, о пользе, которая приносится человеку птицами.

сформировать у учащихся бережное отношение к птицам и родной природе.

Оборудование:

Презентация, выставка детских рисунков, аппликаций, поделок.

Ход занятия

(Выходит Слава,  одетый в пальто,  галоши и шапку.)

Слава:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
 

(Выходят две девочки: Юля и Оля. Юля в костюме "Солнышко". Девочки подходят к Славе, удивляются, смеются,.)

Оля:  Знаете что, снимите пальто!

Солнышко:  Ваши галоши снимайте тоже.

Оля:  А то знаете что? Они надоели.

Солнышко:  Знаете что? Дни потеплели.

Оля:  Знаете что? Они прилетели.

Солнышко:  Знаете что? Они просвистели.

Оля:  Знаете что? Снимите пальто. (Э. Мошковская )

(Оля и Солнышко помогают Славе снять галоши и пальто.)

Слава:

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

Оля: Перелетные птицы возвращаются к нам с приходом весны.

Учитель:

 Какие перелетные птицы прилетают к нам раньше остальных?

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица...

(Грач).

Учитель:

Кто прилетает за грачами?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей...

(Скворец).

(На сцену входит Дима, который играет роль скворца.)

Скворец:

-Привет, ребята! Узнали меня? Разрешите представиться тем, кто меня не узнал..

Я очень полезная птица, извольте со мной подружиться.  Годами и веками живу я рядом с вами. Селюсь рядом с садами, слежу я за полями. Защищаю от  букашек, молодой весны гонец. И поэтому зовусь я птицей славною..!

Все: скворец!

Учитель:

Ребята, а вы знаете весенние приметы? Давайте проверим это. Я начну, а вы продолжите:

  • Грачи и жаворонки прилетают рано к: (тёплой весне)
  • Если синицы долго остаются рядом с жилищем человека - : (весна будет холодной)
  • Жаворонок летит - к теплу, зяблик к: (стуже)
  • Журавли летят низко, молча, быстро,  - жди: (скорого ненастья)
  • Грачи летят на гнездо  к: (дружной весне)
  • После того, как прилетят дрозды заморозки случаются очень: (редко)

Оля:  Март - первый весенний месяц.

Слава:  Март - утро года, начало чудесной теплой поры.

Оля: - В марте природа пробуждается ото сна..

Солнышко:

Иногда в  марте может подуть холодный ветер,  тучи закроют небо, снег посыпется с неба большими белыми хлопьями, метель поднимется за окном, кажется, что весна вернулась. Но ненадолго. Скоро тучи рассеются и снова покажется солнце.

(Выходит Катя в костюме Весны. Она держит цветы в руках.)

Весна:

Я весна - красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу -
Людям радость я несу:

(Весна разбрасывает цветы по сцене . Солнышко танцует вокруг неё . На сцене появляется мальчик, одетый в костюм сугроба .)

Сугроб:

Я отсырел! Едва дышу! Закройте солнце, я прошу!

Оля  (подходит к сугробу):

Молчи сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь
И прямо в речку убежишь!
Сугроб:

А что мне делать старику?
И в самом деле утеку!
Помогите мне ребята,
Разгадать загадки надо:

1.

На шесте - дворец,
Во дворце - певец
Скворец

2.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Воробей

3.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица

4.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Соловей

5.

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Сова

6.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока

7.

Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим их сбуду.
Кукушка

8.

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится.

Грач

(Сугроб сбрасывает с себя белое одеяло и накидывает  голубое . Он стал ручейком.)

(Слайд с изображением гнезда жаворонка):

Иногда голосистые жаворонки прилетают в то же время, что и скворцы. Найдёт жаворонок где-нибудь в поле ямку  - вот тебе и гнездо. Такие же гнёзда в полях строят и перепелки, и куропатки

Слайд с изображением гнезда ласточки):

С юга ласточки явились,
Прилетели к нам весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Твить-ти-вить - снуют проворно.
День, другой, ещё денёк, -
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок.
Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей -
Малышам нужна еда.

(Слайд с изображением гнезда иволги):

Птичьи гнезда отличаются большим разнообразием. У многих они похожи на детскую колыбельку, в которой выкармливают беспомощных птенцов. Например, иволга строит гнездо похожее на гамачок для своих деток.

( Слайд с изображением гнезда грача):

Грач строит своё гнездо на верхушках деревьев. Так же просто поступают вороны и галки.

Весна:

К встрече наших пернатых друзей надо подготовиться. День, когда перелетные птицы возвращаются и обретают гнездо, называется Днем Птиц. На Руси это день праздновался 9 марта и назывался обретение.

Ребята, вам известно, какую пользу приносят нам птицы?

Учитель рассказывает интересные факты о птицах.

Дятлы, синицы и скворцы истребляют вредных насекомых. Синица за сутки съедает количество насекомых, равное своему весу. Семья скворцов за один день уничтожает 350 улиток и гусениц.

Грач  может за день уничтожить 400 червей, способных серьезно навредить растениям. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных майских жуков  и гусениц. А семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

. Обмен информацией, организация фактов

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Ребята по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах. Садят птичку в гнездо. 

Сводная  таблица птичьих гнёзд :

Название птицы

Форма гнезда

Материал

Местонахождение

Ласточка –

Касаточка

Шаро

образные

кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом

Под крышей домов,

Берег водоёма

Ремез

Дом-

Рукавичка

Пух, законопачивая щели землей и слюной

на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы

Грач

Чаше

образное

Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти

Деревья

Жаворонок

Ямка

Луг ,травянистая опушка стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом

на земле

Лебедь

в виде большой рыхлой кучи- плотик

сухие стебли тростника, камыша,  сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количеством пуха

На воде

Дрозд

Чаше

образное

плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной

Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов

Зяблик

Круглое

глубокое , облицовано кусочками коры, лишайниками

на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола

Прuмечанuе. Заполнять таблицу лучше всего с последних строк - с тех птиц, гнёзда которых расположены на земле, а затем располагать названия других птиц по мере возрастания высоты гнездования.

4. Связывание информации, формулирование вывода.

у ч и те ль. Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Какое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?

Дети под руководством учителя формулируют обобщение урока: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.

5. Постановка проблемы домашнего задания (Доклад ребенка)

- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства или стреляя разоряют птичьи гнезда.

Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:

ГРИНПИС;

МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.

СИПО - Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга - список животных и растений, нуждающихся в охране.

Чёрная Книга - список исчезнувших видов животных и растений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила учитель начальных классов Рябова В.М.

Слайд 2

Скворец

Слайд 3

Воробей

Слайд 4

Синица

Слайд 5

Соловей

Слайд 6

Сова

Слайд 7

Сорока

Слайд 8

Кукушка

Слайд 9

Грач

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

план-конспект урока по окружающему миру для начальных классов

Разработка урока раскрывает материал  по изучению планет солнечной системы....

Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов.

В данном материале содержится конспект (технологическая карта) урока окружающего мира 4 класс по теме: "Кожа" ( ФГОС). В данном конспекте выдержаны все этапы урока....

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».  Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"

Конспект занятия по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе.Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Ра...