Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока можно использовать во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy_i_gnezda.docx | 29.49 КБ |
prezentaciya_pticy.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Наши пернатые друзья
Цель мероприятия:
закрепить знания о птицах, о пользе, которая приносится человеку птицами.
сформировать у учащихся бережное отношение к птицам и родной природе.
Оборудование:
Презентация, выставка детских рисунков, аппликаций, поделок.
Ход занятия
(Выходит Слава, одетый в пальто, галоши и шапку.)
Слава:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
(Выходят две девочки: Юля и Оля. Юля в костюме "Солнышко". Девочки подходят к Славе, удивляются, смеются,.)
Оля: Знаете что, снимите пальто!
Солнышко: Ваши галоши снимайте тоже.
Оля: А то знаете что? Они надоели.
Солнышко: Знаете что? Дни потеплели.
Оля: Знаете что? Они прилетели.
Солнышко: Знаете что? Они просвистели.
Оля: Знаете что? Снимите пальто. (Э. Мошковская )
(Оля и Солнышко помогают Славе снять галоши и пальто.)
Слава:
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
Оля: Перелетные птицы возвращаются к нам с приходом весны.
Учитель:
Какие перелетные птицы прилетают к нам раньше остальных?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица...
(Грач).
Учитель:
Кто прилетает за грачами?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей...
(Скворец).
(На сцену входит Дима, который играет роль скворца.)
Скворец:
-Привет, ребята! Узнали меня? Разрешите представиться тем, кто меня не узнал..
Я очень полезная птица, извольте со мной подружиться. Годами и веками живу я рядом с вами. Селюсь рядом с садами, слежу я за полями. Защищаю от букашек, молодой весны гонец. И поэтому зовусь я птицей славною..!
Все: скворец!
Учитель:
Ребята, а вы знаете весенние приметы? Давайте проверим это. Я начну, а вы продолжите:
- Грачи и жаворонки прилетают рано к: (тёплой весне)
- Если синицы долго остаются рядом с жилищем человека - : (весна будет холодной)
- Жаворонок летит - к теплу, зяблик к: (стуже)
- Журавли летят низко, молча, быстро, - жди: (скорого ненастья)
- Грачи летят на гнездо к: (дружной весне)
- После того, как прилетят дрозды заморозки случаются очень: (редко)
Оля: Март - первый весенний месяц.
Слава: Март - утро года, начало чудесной теплой поры.
Оля: - В марте природа пробуждается ото сна..
Солнышко:
Иногда в марте может подуть холодный ветер, тучи закроют небо, снег посыпется с неба большими белыми хлопьями, метель поднимется за окном, кажется, что весна вернулась. Но ненадолго. Скоро тучи рассеются и снова покажется солнце.
(Выходит Катя в костюме Весны. Она держит цветы в руках.)
Весна:
Я весна - красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу -
Людям радость я несу:
(Весна разбрасывает цветы по сцене . Солнышко танцует вокруг неё . На сцене появляется мальчик, одетый в костюм сугроба .)
Сугроб:
Я отсырел! Едва дышу! Закройте солнце, я прошу!
Оля (подходит к сугробу):
Молчи сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь
И прямо в речку убежишь!
Сугроб:
А что мне делать старику?
И в самом деле утеку!
Помогите мне ребята,
Разгадать загадки надо:
1.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец
Скворец
2.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Воробей
3.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица
4.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Соловей
5.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Сова
6.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока
7.
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим их сбуду.
Кукушка
8.
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится.
Грач
(Сугроб сбрасывает с себя белое одеяло и накидывает голубое . Он стал ручейком.)
(Слайд с изображением гнезда жаворонка):
Иногда голосистые жаворонки прилетают в то же время, что и скворцы. Найдёт жаворонок где-нибудь в поле ямку - вот тебе и гнездо. Такие же гнёзда в полях строят и перепелки, и куропатки
Слайд с изображением гнезда ласточки):
С юга ласточки явились,
Прилетели к нам весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Твить-ти-вить - снуют проворно.
День, другой, ещё денёк, -
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок.
Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей -
Малышам нужна еда.
(Слайд с изображением гнезда иволги):
Птичьи гнезда отличаются большим разнообразием. У многих они похожи на детскую колыбельку, в которой выкармливают беспомощных птенцов. Например, иволга строит гнездо похожее на гамачок для своих деток.
( Слайд с изображением гнезда грача):
Грач строит своё гнездо на верхушках деревьев. Так же просто поступают вороны и галки.
Весна:
К встрече наших пернатых друзей надо подготовиться. День, когда перелетные птицы возвращаются и обретают гнездо, называется Днем Птиц. На Руси это день праздновался 9 марта и назывался обретение.
Ребята, вам известно, какую пользу приносят нам птицы?
Учитель рассказывает интересные факты о птицах.
Дятлы, синицы и скворцы истребляют вредных насекомых. Синица за сутки съедает количество насекомых, равное своему весу. Семья скворцов за один день уничтожает 350 улиток и гусениц.
Грач может за день уничтожить 400 червей, способных серьезно навредить растениям. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных майских жуков и гусениц. А семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
. Обмен информацией, организация фактов
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Ребята по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах. Садят птичку в гнездо.
Сводная таблица птичьих гнёзд :
Название птицы | Форма гнезда | Материал | Местонахождение |
Ласточка – Касаточка | Шаро образные | кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом | Под крышей домов, Берег водоёма |
Ремез | Дом- Рукавичка | Пух, законопачивая щели землей и слюной | на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы |
Грач | Чаше образное | Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти | Деревья |
Жаворонок | Ямка | Луг ,травянистая опушка стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом | на земле |
Лебедь | в виде большой рыхлой кучи- плотик | сухие стебли тростника, камыша, сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количеством пуха | На воде |
Дрозд | Чаше образное | плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной | Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов |
Зяблик | Круглое | глубокое , облицовано кусочками коры, лишайниками | на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола |
Прuмечанuе. Заполнять таблицу лучше всего с последних строк - с тех птиц, гнёзда которых расположены на земле, а затем располагать названия других птиц по мере возрастания высоты гнездования.
4. Связывание информации, формулирование вывода.
у ч и те ль. Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Какое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?
Дети под руководством учителя формулируют обобщение урока: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.
5. Постановка проблемы домашнего задания (Доклад ребенка)
- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства или стреляя разоряют птичьи гнезда.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.
1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО - Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.
2) Красная Книга - список животных и растений, нуждающихся в охране.
Чёрная Книга - список исчезнувших видов животных и растений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скворец
Воробей
Синица
Соловей
Сова
Сорока
Кукушка
Грач
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
Тема: Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...
план-конспект урока по окружающему миру для начальных классов
Разработка урока раскрывает материал по изучению планет солнечной системы....
Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов.
В данном материале содержится конспект (технологическая карта) урока окружающего мира 4 класс по теме: "Кожа" ( ФГОС). В данном конспекте выдержаны все этапы урока....
Конспект урока по окружающему миру 2класс "Начальная школа 21 век"
конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»
Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....
Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.
Цели:Образовательные: -Формирование у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"
Конспект занятия по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе.Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Ра...