Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Маленькая лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Телопроводность" для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-poznavatelnoe_napravlenie_-_kopiya_3.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
«Маленькая лаборатория»
Класс: 4 класс
Тема занятия: «Теплопроводность»
Цель: Ознакомить детей с понятием «Теплопроводность» и научить выявлять различную теплопроводность материалов
Задачи:
- Образовательные: через практическую деятельность, определить сущность понятия теплопроводность, выявить различную теплопроводность материалов часто используемых в производстве термосов, выяснить каким образом, обладая этими знаниями, возможно сохранять тепло и холод.
- Развивающие: Определение причинно-следственных связей между качественными свойствами термоизоляционных материалов и способности удерживать тепло. Провести аналогию данных связей с жизнью.
- Воспитательные: продолжить формирование навыков работать в группе, проводить исследования, оформлять результаты практической работы.
Универсальные учебные действия:
- познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- осуществление анализа объектов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- регулятивные:
- способность к волевому усилию;
- принятие и сохранность учебной задачи;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- преобразование практической задачи в познавательную;
- адекватная оценка правильности выполнения действия;
- коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- учет возможности существования у людей различных точек зрения;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- постановка вопроса, необходимого для организации собственной деятельности;
- личностные:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
Орг. Момент | Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на занятие | Приветствуют учителя, настраиваются на занятие | Учитель включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, вызывает положительную эмоциональную направленность; повышает уровень учебной мотивации. | Личностные:
|
Создание проблемной ситуации | Рассказывает историю, задает вопросы | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы | Одному страннику необходимо было уехать, но денег на поезд у него не было, и тогда он договорился с проводниками ехать в вагоне с животными, либо с северными оленями, либо со свиньями, либо с зайцами. Дело было зимой. И тут он начал рассуждать: «Свиньи не живут в холоде, наверно я с ними замерзну, зайцы сильно маленькие от них толку мало. А поеду ка я с северными оленями, они ведь живут в холодных условиях, значит с ними будет тепло». И поехал он в вагоне с оленями. А утром нашли его замерзшим. – Как вы думаете, почему так произошло?! (варианты выносятся на доску) – Как же тогда сохранить тепло? Если мы хотим сохранить пирог теплым, мы накрываем его полотенцем. То же самое и делают, например, с мороженым на пляже. Эти случаи очень схожи. Просто в одном нужно не дать теплу уйти наружу, а в другом проникнуть внутрь, ну или уйти холоду наружу. – Есть приспособления для сохранения в продуктах тепла и холода – термос, термокружки и т.д. (демонстрация разборной модели термоса) – А из каких материалов изготавливают термос? (стекло, металл (алюминий или железо) или пластмасса) – Сегодня мы с вами выясним, что же в этих материалах такого особенного. И почему в термосе горячее и холодное способно сохраняться дольше, чем в посуде из этих материалов. | Регулятивные:
Личностные:
|
Работа в группах | Организует работу в группах, раздает задания | Работают в группах, выполняют задания, предложенные учителем | - Ребята, а теперь давайте проведем несколько эксперементов. Но прежде давайте разобьемся на 4 группы. Каждой группе предлагается инструктивная карточка. Задание для первой группы: определить время нагревания различных материалов из которых изготавливают термосы. Оборудование: стальная, алюминиевая, пластмассовая ложки. Стеклянная палочка. Ход работы: Поместите в горячую воду материалы. Проверяя каждые 2 минуты, выясните порядок нагревания материалов (какой нагреется первым, вторым, третьим, четвертым). Поместить нагревшиеся материалы в холодную воду, провести такие же наблюдения. Оформить вывод. Задание для второй группы: выяснить какой материал дольше способен удерживать тепло. Оборудование: термометр, стаканчики: пластмассовый, стеклянный, алюминиевый, железный. Листки бумаги, для того, чтобы закрывать стаканчики. Измерить температуру воды. Наполнить стаканчики до половины горячей водой. Через каждые 2 минуты измерять температуру воды в течении 10–15 минут. Оформить вывод (о том, какой материал способен дольше удерживать тепло). Задание для третьей группы: определить действительно ли в термокружке тепло сохраняется дольше, чем в обычном стакане. Оборудование: алюминиевый стакан, термокружка, термометр Ход работы: Измерить температуру воды. Разлить воду до половины кружки и стакана. Каждые 2 минуты в течении 10-15 минут измерять температуру воды. Оформить вывод по полученным результатам. Задание для четвертой группы: сконструировать и проверить модель термоса Оборудование: 2 стеклянных, 2 алюминиевых, 2 пластмассовых стаканчика, термометр Ход работы: Собрать 3 различные модели термосов. Измерить температуру воды. Разлить во все модели воду и в течении 10-15 минут с промежутками в 2 минуты измерять температуру воды. Сделать вывод о том какая модель термоса получилась наиболее удачной. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Подведение итогов | Помогает детям оформить правильный вывод о проделанной работе | Предоставляют результаты проделанной работы, вступают в диалог с учителем | – А теперь расскажем о своих выводах друг другу. Группа №1. «Время нагревания разных материалов» Самой первой нагрелась алюминиевая ложка, потом стальная, стеклянная палочка, а пластмасса оставалась холодной до самого конца. Таким образом, пластмасса хуже всего нагревается. Группа №2. «Проводимость тепла разных материалов Медленнее всего остывает вода в пластмассовом стаканчике при этом он не нагревается, на втором месте стекло, на третьем алюминиевый стаканчик. Группа №3. Лабораторная работа «Выявление изменений температуры в термокружке и в обычном стакане» В термокружке температура воды сохраняется дольше. Скорее всего это связанно со строением стенок кружки, в них есть пространство, которое не пропускает тепло. Группа №4 Лабораторная работа «Сборка модели термоса» 3 модели: 1) металлический стаканчик + стеклянный стаканчик, 2). пластмассовый стаканчик + стеклянный стаканчик, 3) пластмассовый стаканчик + металлический стаканчик. Лучше всего температура сохраняется в модели №2. В итоге на доске остаются следующие записи: Материал, который медленнее нагревается – пластмасса, стекло, сталь В каком материале медленнее остывает вода? – пластмасса и стекло В термокружке вода остывает медленнее – в связи со строением стенок кружки (полые стенки) Какая модель термоса является наиболее удачной? – стекло-пластмасса – Так все-таки почему в термосе дольше сохраняется тепло? (потому что термос изготавливается из материалов с низкой теплопроводностью) - А только ли это? (учитель начинает наводить детей на второй вывод). Ведь, если вспомнить историю с северными оленями? У них ведь нет пластмассы в теле, но они смогли не отдать тепло! Подумайте, что еще есть в слоях термоса? (Воздух) – Значит, чем является воздух? (Плохим проводником тепла) – Таким образом, общий вывод нашего занятия следующий: есть материалы которые хорошо проводят тепло (металл, стекло) и материалы которые плохо проводят (пластмасса, воздух). Способность проводить тепло называется теплопроводностью. За счет плохой теплопроводности воздуха возможно более долгое удержание тепла. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу Творческая мастерская.
Разработка внеурочного занятия по теме Свойства бумаги....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: "Создание электронной презентации по произведениям В. Осеевой"
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Создание электронной презентации"...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»
Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоанализу, умение отвечать за сво...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению
Технологическая карта внеурочной деятельности для 4 класса по теме: "Я памятник себе воздвиг..."...