Конспект урока по окружающему миру: "Как живет семья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока.

Предмет: окружающий мир.

1 класс.

УМК "Школа России".

Тема: "Как живет семья?" 

Планируемые результаты:

Предметные:

·          называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи;

·          рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи, о праздниках и традициях;

Метапредметные:

Регулятивные:

·         планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

·         активное использовать речевые средства для выполнения учебный действия;

·         осуществлять логические действия (синтез - собирание пословиц из частей, собирание пазла), выстраивать рассуждения с использованием понятий и терминов;

·         контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные:

·         строить речевое высказывание в устной и письменной форме (поздравления маме, ответы на вопросы);

·         осуществлять синтез как составление целого из частей; анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации;

Коммуникативные:

·         принимать активное участие в работе в парах,

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (вежливое и уважительное отношение к собеседнику);

Личностные:

·         оценивать значение семьи для человека и общества;

Формировать уважительное отношение к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22.11.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

1-1

Тема урока:

Как живет семья?

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

Деятельностная: создать условия для овладения понятием «семья»

Воспитательная: формирование положительного отношения к своей семье

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи;
  •  рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи, о праздниках и традициях;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
  • активное использовать речевые средства для выполнения учебный действия;
  • осуществлять логические действия (синтез - собирание пословиц из частей, собирание пазла), выстраивать рассуждения с использованием понятий и терминов;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме (поздравления маме, ответы на вопросы);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей; анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации;

Коммуникативные:

  • принимать активное участие в работе в парах,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (вежливое и уважительное отношение к собеседнику);

Личностные:

  • оценивать значение семьи для человека и общества;
  • Формировать уважительное отношение к своей семье.

Основные понятия и термины:

Семья, члены семьи; любовь и уважение, забота, помощь.

Оборудование:

Доска меловая, доска SMART Board, проектор мультимедийный, учебник окружающего мира для 1 класса, 1 часть. Авторы – А.А. Плешаков, раздаточный материал: заготовки открыток из картона и цветной бумаги, пазл в конвертах, цветные полоски с пословицами о семье, мешок с различными предметами.

Материалы:

Цветные карандаши, клей-карандаш, ручка.

Наглядно-демонстрационный материал:

Пример готовой работы (открытка), выполненная педагогом, презентация, выставка рисунков «Моя семья».

Этапы урока:

  1. Организационный этап – 3 минуты
  2. Актуализация знаний и пробного учебного действия – 3 минуты
  3. Самоопределение к деятельности -
  4. Изучение новых знаний -
  5. Физкультминутка -
  6. Продолжение работы по теме урока (практическая работа) –
  7. Закрепление изученного материала -
  8. Подведение итогов уроков –
  9. Рефлексия -

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный этап – 2-3 минуты

Цель этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, создать доброжелательную атмосферу

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, мотивирует на активную работу.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Организовывают рабочее место, приветствуют учителя и членов комиссии.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия – 3 минуты

Цель этапа:

Какой раздел мы закончили изучать, как он назывался?

Какая тема вам показалась более интересной?

Какие знания и умения вы приобрели? Какие помощники были с нами?

Что и кто?

(Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? и др.)

Научились различать флаг и герб России, узнавать некоторые достопримечательности столицы, проводить наблюдения в окружающем мире, различать изученные камни, растения, животных, созвездия и др.

С нами были Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

  1. Этап самоопределения к деятельности

Цель этапа:

Дорогие ребята, сегодня на урок к нам вновь пришли гости: Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик. Мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего учебника.

Кто сможет прочитать нам его название? Для этого откройте учебники на с. 55.  На какие вопросы мы будем отвечать, изучая темы этого раздела?

Чему будем учиться?

Муравьишка вопросик интересуется, знают ли первоклассники полное имя, отчество и фамилию.  Назови свои ФИО.

А кто из вас знает ФИО ваших родителей? А других родственников (бабушка, дедушка, брат, сестра и др.)?

Муравьишка просит помочь ответить на вопросы, которые приготовила для вас Мудрая Черепаха.

— Догадайтесь, о ком речь?

(по мере того, как дети называют тех, о ком идет речь, на доску прикрепляются эти слова)

1 Самые родные люди для ребёнка, кто это? (Мама и папа.)

2. Самый младший член семьи. (Ребёнок.)

3. Мне она сестра, а моей маме…(дочь).

4. У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (Дед)

5. Моему папе он папа, а мне …(Дедушка)

6. Все нарядные с утра: я, братишка и … (Сестра).

-Назовите одним словом всех этих людей.

Ребята, предположите, какая тема урока сегодня? Чему мы научимся?

Прочитайте тему урока и учебные задачи на с. 56 учебника.

с. 55

Как, откуда и куда?

Отвечают на вопросы.

Семья.

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, затем читают тему и учебные задачи на с. 56.

  1. Этап изучения новых знаний

Цель этапа:

В любой семье происходит много интересных событий. Происходят эти события и в дружных семьях первоклассников Даши и Алеши. Посмотрите, семьи этих героев изображены в учебнике на с. 56-57, но Муравьишка подготовил для вас интересное задание. Откройте конверты и соберите пазл.

(Обсуждение правил работы в парах: работать вместе, распределить обязанности, выбрать отвечающего, несогласие высказывать вежливо)

-Назовите членов семьи Даши (обозначены синим цветом). Знаем ли мы фамилию этой семьи? Назовите по имени и отчеству детей в этой семье.

Чем занимается каждый член семьи?

-Назовите членов семьи Алеши. Какое у Алеши полное имя? Знаем ли мы фамилию семьи? Отчество Алеши?

Какой праздник изобразил автор?

Кто еще есть в семье Алеши?

Какие еще интересные события могут происходить в жизни

семьи?

Муравьишка Вопросик очень доволен вашими ответами и хочет, чтобы вы показали, как занимаетесь спортом вместе со свей семьей.

-Собирают пазл (работа в парах), показывают готовность совместно поднятыми руками, называют имена и отчества членов семей, рассказывают по рисункам о событиях в жизни семей.

Семья Даши очень дружная. Она состоит из Даши (Дарья Сергеевна, Петр Сергеевич), ее брата – Пети, папы – Сергея Викторовича (дочь и сын), и мамы Ирины Алексеевны. Дашина семья часто ездит на дачу. Там папа занимается строительством бани, мама ухаживает за огородом, поливает растения, а Петя учит Дашу кататься на велосипеде. Фамилию этой семьи мы не знаем.

Семья Алеши (Алексея) тоже очень дружная. Она состоит из Алеши, мамы Татьяны Ивановны, бабушки Веры Васильевны и дедушки Ивана Александровича. Алеша – сын и внук.

Отчество Алеши мы не знаем, т.к. на иллюстрации (пазле) нет папы.

Любимый праздник в семье Алеши – его день рождения. Бабушка готовит пирог, а мама снимает все на камеру.

А еще в семье Алеши есть кот, которого все любят.

Праздники, дни рождения, юбилеи, поездки на дачу и на природу, походу в музеи и кино, различные игры, прогулки и т.д.

  1. Этап – физкультминутка

Цель этапа:

Чтобы дальше заниматься,

Необходимо нам размяться!

Сначала надо потянуться (сидя)

И, конечно, улыбнуться!

Давайте покажем Муравьишке, какие вы спортивные!

Для этого необходимо встать,

За мной движения повторять.

Повторяют упражнения под музыку.

  1. Продолжение работы по теме урока (практическая работа)

Цель этапа:

А теперь мы с вами немного поиграем!

Давайте выясним, чем еще занимается каждый из членов семьи. Угадайте, какому члену семьи может принадлежать данный предмет? (Учитель проходит по рядам с мешочком).

Вы подготовили замечательную выставку рисунков! Учитель называет по имени и отчеству ученика, просит назвать по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи.

Мы поговорили с вами о членах семьи, о том, чем занимается каждый человек в семье, какие события происходят в семье. А что такое семья? (Читают определение в учебнике)

Какое значение для вас имеет семья? Какой должна быть семья? Как вы считаете, кто главный в семье?

Каждый член семьи важен! Существуют даже праздники, связанные с семьей. Кто знает, какой праздник отмечают 8 июля?

А сейчас мы с вами остановимся на очень приятном событии, которое будет 24 ноября. Кто знает, что это за дата? Кого мы можем поздравить с этим праздником?

Муравьишка вопросик и Мудрая Черепах приготовили для вас задание: узнайте, есть ли еще праздники, посвященные членам семьи?

У вас на партах лежат подготовленные вами на уроке технологии открытки для мам.

Какие ласковые и нежные слова вы можете сказать своим мамам, которые любят вас, заботятся о вас, помогают и проводят с вами время? Прочитайте. (На партах лежат карточки со словами).

Напишите поздравление для своих мам в открытке. (Учитель показывает пример оформления поздравления).

Кто готов поделиться с нами тем, как вы будете поздравлять свою маму?

Проводят ассоциации: предмет-член семьи-чем занимается. (косметика – мама красится, инструменты – папа работает/чинит что-либо, очки и клубок со спицами – дедушка/бабушка читают, вяжут; игрушки – брат/сестра играют.)

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, читают определение в учебнике на с. 57

День семьи, любви и верности.

-День матери – 24 ноября (международный праздник в честь матерей).

Учащиеся читают подготовленные слова для поздравления, называют свои варианты поздравления.

Записывают поздравления в заранее подготовленные своими руками открытки.

Ответы детей.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Цель этапа:

Пришло время проверить, как вы запомнили членов семьи, а заодно вспомнить и других родственников.

Игра " Кто кому кто?"

– Варя, ты кто для мамы? (дочь) Назови ФИО своей мамы.

– Тимофей, кто называет тебя сыном? (папа) Назови ФИО папы.

– Святослав, ты кто для бабушки? (внук) Назови ФИО бабушки.

– Валя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) Назови ФИО бабушки.

– Амелия, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) Назови ФИО тети.

– Игорь, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры). Назови их имена.

-Отвечают на вопросы.

  1. Этап подведения итогов –

Цель этапа:

Что такое семья?

Что объединяет всех членов семьи?

Как относятся друг к другу члены семьи? Какие интересные события происходят в жизни семьи?

Семья – это самые близкие люди.

Их объединяют взаимные уважение и любовь, они вместе проводят время, отдыхают и трудятся. В семье все помогают друг другу и заботятся друг о друге.

Ответы детей.

  1. Рефлексия –

Цель этапа:

Прочитайте и продолжите фразы (на слайде): 

- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые ….
- Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям …
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать …
- Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …

У каждого человека должен быть дом, семья – уголок, где можно найти любовь, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует. Любой из нас хочет жить в дружной, благополучной семье, в семье, где царит счастье. Наш урок я бы хотела закончить сюрпризом.

Ответы детей.

Слайд-шоу с семейными фотографиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живет семья"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся отгадывают загадку про семью, дают определение этому понятию, сравнивают его с толкованием в словаре. В ходе урока  учитель с реятами о...

Урок по окружающему миру "Как живет семья"

Цель: Закрепить знания по истории своей семьи...

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живет семья?" (Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об истории семьи, о роли в семье.Планируемые результатыПредметные:Знать:- что такое семья;- имена и фамилии членов своей семьи.Уметь:- рассказыв...

Методическая разработка урока по окружающему миру. «Кто живет в парке» 1 класс

Плешаков А.А, Новицкая М.Ю., Учебник «Окружающий мир» (часть 1): 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012г.Ход урока:1. Организационный моментЦели и задачи этапа: Учащиеся...