Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живет семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся отгадывают загадку про семью, дают определение этому понятию, сравнивают его с толкованием в словаре. В ходе урока  учитель с реятами обсуждает, что значит  счастливая семья, строят дом счастливой семьи, знакомят класс со своим семьями. На этапе закрепления учебного материала проводятся игры "Кто кому кто", "Чем заняты мои родственники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivet_semya.docx195.94 КБ
Файл kak_zhivet_semya.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  УРОКА

 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«КАК ЖИВЁТ СЕМЬЯ?»400919554-1024x576.jpg

     Тема: Как живет семья? Проект «моя семья»

Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать  познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические  сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»

Ход урока

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II.Мотивация учебной деятельности

     Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Учитель: Кто догадался? Ответы детей.

           У меня есть мама, у меня есть папа,

У меня есть дедушка, у меня есть бабушка,

А у них есть я. Что это? СЕМЬЯ.  (Слайд 1)

III. Сообщение темы урока

   Учитель: Молодцы, а каковы  ЦЕЛИ  нашего сегодняшнего урока. (Предположения  детей)

IV. Изучение нового материала

1.Беседа по теме урока. Работа с презентацией (Слайд 2)

Учитель: Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.

Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу 1 человека найти в словаре это понятие.  Как вы понимаете слово семья?  (ответы детей)

Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.

С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.

                        2. объединение людей, сплочённых общими интересами.

Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и  ближних родственников,  

                       живущих вместе.

Это интересно  (слайд 3):

 Слайд 4. Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"  Как вы понимаете эти слова?

Учитель:  СЛАЙД 5  Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете? Вместе мы будем искать ответ на еще один вопрос. Что нужно, чтобы  у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?

Учитель: -  А сейчас  мы с вами  построим  ДОМ  СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?

      Строительство дома начинается с закладки фундамента. Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.

Учитель:  В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги? Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)  Это и будет фундаментом нашего дома. Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья,  живущая в этом доме была бы дружной? (Дети  из кирпичиков строят дом своей мечты)

ЛЕНЬ

   ГРУБОСТЬ

ЛЮБОВЬ

ПОНИМАНИЕ

ДОВЕРИЕ

ЖАДНОСТЬ

ЛОЖЬ  И ССОРЫ

ПОМОЩЬ

ЗЛОБА

ЗАБОТА

ДРУЖБА

ЗАВИСТЬ

ДОБРОТА


Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

Дом  счастливой семьи (слайд )

-Давайте ещё раз повторим, что должно быть в дружном доме (понимание, любовь, забота, доверие, дружба, доброта, помощь)

Физкультминутка

Наша дружная семья:  (марш на месте)

Мама, папа, брат и я.  (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)

Спортом любим заниматься,  (рывки руками перед грудью)

И, конечно, закаляться.  (рывки руками вверх-вниз)

Мы - счастливая семья,  (прыжки на месте)

Мама, папа, брат и я.  (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).

Учитель:  А  о чьей семье говорилось в физкультминутке, вы узнаете, открыв учебник на стр.56-57.

– Познакомимся с семьями Даши и Алеши.

Составьте небольшой рассказ по плану:

ПЛАН

1. В семье ___ … человек.

2.Маму зовут … Ей нравится…

3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...

4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…

Учитель:   А сейчас мы познакомимся  с вашими семьями, расскажите о том, с кем вы живете, как зовут ваших родственников, чем они занимаются. (Ребята рассказывают по фотографиям  о своих семьях по желанию)

   В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.  Выполним несколько упражнений – игр.

Игра " Кто кому кто?"

– Алина, ты кто для мамы? (дочь)

– Семен, кто называет тебя сыном? (папа)

– Давид, ты кто для бабушки? (внук)

– Катя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Милана, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Лиза, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?     (двоюродные братья и сестры)

     Слайды  8,9,10  А сейчас мы поиграем  в игру «Чем заняты мои родственники» Один из учеников получает карточку с заданием и показывает «Дедушка читает газету», «Мама моет посуду»,

«Бабушка печет пирожки») 

физминутка

V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».

1. Посмотрите на слайд 11. Что вы здесь увидели. Для чего нужны фотографии?

Учитель. Посмотрите на фото, о каких событиях из жизни семей они нам рассказывают?

Учитель. Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?

Ученики. Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.

Как же будет выглядеть ваш проект?

 

VI. Рефлексия.   

Учитель. Что такое семья?

Ученики. Это самые близкие люди.C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Учитель. Как относятся друг к другу члены семьи?

Ученики. С любовью и уважением, проявляя заботу.

Подарок гостям – солнечное тепло с пожеланием.

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

НИ  Е  ПО  НИ  МА

ДЕДУШКА

ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ

МАМА

МОЕТ ПОСУДУ

БАБУШКА

 ПЕЧЕТ ПИРОЖКИ

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда

                      своих близких любить,
Ведь только в семье

                       мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной

                           чашей ваш дом!

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда

                      своих близких любить,
Ведь только в семье

                       мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной

                           чашей ваш дом!

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда

                      своих близких любить,
Ведь только в семье

                       мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной

                           чашей ваш дом!

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда

                      своих близких любить,
Ведь только в семье

                       мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной

                           чашей ваш дом!

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда

                      своих близких любить,
Ведь только в семье

                       мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной

                           чашей ваш дом!

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg

ЖАДНОСТЬ

   ЗАВИСТЬ    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Как живёт семья»

Слайд 2

СЕМЬЯ

Слайд 3

БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЕЙ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ РОДИЛА ЖЕНА ФЁДОРА ВАСИЛЬЕВА. ЗА 40 ЛЕТ ОНА РОЖАЛА 27 РАЗ. У НЕЁ РОДИЛОСЬ 69 ДЕТЕЙ. КРЕСТЬЯНКА НИ РАЗУ НЕ РОЖАЛА ПО 1 РЕБЕНКУ. У НЕЁ БЫЛО 16 ДВОЙНЯШЕК, 7 –ТРОЙНЯШЕК И 4 -ЧЕТВЕРНЯШКИ

Слайд 4

«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ У СЕБЯ ДОМА» Л.Н. Толстой

Слайд 5

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЛЮДЕЙ НА ФОТОГРАФИИ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЁЙ?

Слайд 6

ДОМ МЕЧТЫ ЛЮБОВЬ ДОБРОТА ПОМОЩЬ ЗАБОТА ДОВЕРИЕ ДРУЖБА понимание

Слайд 7

Составьте небольшой рассказ по плану: 1 . В семье ___ … человек. 2.Маму зовут … Ей нравится… 3. Папу (дедушку) зовут … Он любит... 4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…

Слайд 11

хранение семейных фотографий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

Конспект урока по окружающему миру "Нет в России семьи такой", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;Уметь: находить аргументы и делать выводы.     Личностные:принимать и ос...

Конспект урока по окружающему миру: "Как живет семья?"

Конспект урока.Предмет: окружающий мир.1 класс.УМК "Школа России".Тема: "Как живет семья?" Планируемые результаты:Предметные:·...

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живет семья?" (Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об истории семьи, о роли в семье.Планируемые результатыПредметные:Знать:- что такое семья;- имена и фамилии членов своей семьи.Уметь:- рассказыв...

Конспект урока по Окружающему миру 2 класс тема : "Семья"

 Данный урок выполнен по направлению - «Начальная школа». Предмет – окружающий мир    по   теме «Семья. Родители и дети» УМК «Ш...