Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живет семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся отгадывают загадку про семью, дают определение этому понятию, сравнивают его с толкованием в словаре. В ходе урока учитель с реятами обсуждает, что значит счастливая семья, строят дом счастливой семьи, знакомят класс со своим семьями. На этапе закрепления учебного материала проводятся игры "Кто кому кто", "Чем заняты мои родственники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivet_semya.docx | 195.94 КБ |
kak_zhivet_semya.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«КАК ЖИВЁТ СЕМЬЯ?»
Тема: Как живет семья? Проект «моя семья»
Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
Учитель: Кто догадался? Ответы детей.
У меня есть мама, у меня есть папа,
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка,
А у них есть я. Что это? СЕМЬЯ. (Слайд 1)
III. Сообщение темы урока
Учитель: Молодцы, а каковы ЦЕЛИ нашего сегодняшнего урока. (Предположения детей)
IV. Изучение нового материала
1.Беседа по теме урока. Работа с презентацией (Слайд 2)
Учитель: Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.
Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу 1 человека найти в словаре это понятие. Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников,
живущих вместе.
Это интересно (слайд 3):
Слайд 4. Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" Как вы понимаете эти слова?
Учитель: СЛАЙД 5 Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете? Вместе мы будем искать ответ на еще один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
Учитель: - А сейчас мы с вами построим ДОМ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?
Строительство дома начинается с закладки фундамента. Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.
Учитель: В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги? Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание») Это и будет фундаментом нашего дома. Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной? (Дети из кирпичиков строят дом своей мечты)
ЛЕНЬ | ГРУБОСТЬ |
ЛЮБОВЬ | ПОНИМАНИЕ |
ДОВЕРИЕ | ЖАДНОСТЬ |
ЛОЖЬ И ССОРЫ | ПОМОЩЬ |
ЗЛОБА | ЗАБОТА |
ДРУЖБА | ЗАВИСТЬ |
ДОБРОТА |
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Дом счастливой семьи (слайд )
-Давайте ещё раз повторим, что должно быть в дружном доме (понимание, любовь, забота, доверие, дружба, доброта, помощь)
Физкультминутка
Наша дружная семья: (марш на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)
Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы - счастливая семья, (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
Учитель: А о чьей семье говорилось в физкультминутке, вы узнаете, открыв учебник на стр.56-57.
– Познакомимся с семьями Даши и Алеши.
Составьте небольшой рассказ по плану:
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...
4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
Учитель: А сейчас мы познакомимся с вашими семьями, расскажите о том, с кем вы живете, как зовут ваших родственников, чем они занимаются. (Ребята рассказывают по фотографиям о своих семьях по желанию)
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
Игра " Кто кому кто?"
– Алина, ты кто для мамы? (дочь)
– Семен, кто называет тебя сыном? (папа)
– Давид, ты кто для бабушки? (внук)
– Катя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Милана, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Лиза, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Слайды 8,9,10 А сейчас мы поиграем в игру «Чем заняты мои родственники» Один из учеников получает карточку с заданием и показывает «Дедушка читает газету», «Мама моет посуду»,
«Бабушка печет пирожки»)
физминутка
V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
1. Посмотрите на слайд 11. Что вы здесь увидели. Для чего нужны фотографии?
Учитель. Посмотрите на фото, о каких событиях из жизни семей они нам рассказывают?
Учитель. Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?
Ученики. Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.
Как же будет выглядеть ваш проект?
VI. Рефлексия.
Учитель. Что такое семья?
Ученики. Это самые близкие люди.
Учитель. Как относятся друг к другу члены семьи?
Ученики. С любовью и уважением, проявляя заботу.
Подарок гостям – солнечное тепло с пожеланием.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
НИ Е ПО НИ МА
ДЕДУШКА ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ |
МАМА МОЕТ ПОСУДУ |
БАБУШКА ПЕЧЕТ ПИРОЖКИ |
Давайте семейные ценности чтить, своих близких любить, мы поддержку найдем, чашей ваш дом! | |
Давайте семейные ценности чтить, своих близких любить, мы поддержку найдем, чашей ваш дом! | |
Давайте семейные ценности чтить, своих близких любить, мы поддержку найдем, чашей ваш дом! | |
Давайте семейные ценности чтить, своих близких любить, мы поддержку найдем, чашей ваш дом! | |
Давайте семейные ценности чтить, своих близких любить, мы поддержку найдем, чашей ваш дом! |
ЖАДНОСТЬ
ЗАВИСТЬ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕМЬЯ
БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЕЙ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ РОДИЛА ЖЕНА ФЁДОРА ВАСИЛЬЕВА. ЗА 40 ЛЕТ ОНА РОЖАЛА 27 РАЗ. У НЕЁ РОДИЛОСЬ 69 ДЕТЕЙ. КРЕСТЬЯНКА НИ РАЗУ НЕ РОЖАЛА ПО 1 РЕБЕНКУ. У НЕЁ БЫЛО 16 ДВОЙНЯШЕК, 7 –ТРОЙНЯШЕК И 4 -ЧЕТВЕРНЯШКИ
«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ У СЕБЯ ДОМА» Л.Н. Толстой
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЛЮДЕЙ НА ФОТОГРАФИИ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЁЙ?
ДОМ МЕЧТЫ ЛЮБОВЬ ДОБРОТА ПОМОЩЬ ЗАБОТА ДОВЕРИЕ ДРУЖБА понимание
Составьте небольшой рассказ по плану: 1 . В семье ___ … человек. 2.Маму зовут … Ей нравится… 3. Папу (дедушку) зовут … Он любит... 4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
хранение семейных фотографий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья? Моя семья – моё богатство"
Данный урок разработан по программе "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».
На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...
Конспект урока по окружающему миру "Нет в России семьи такой", УМК "Перспектива", 4 класс
Предметные:Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;Уметь: находить аргументы и делать выводы. Личностные:принимать и ос...
Конспект урока по окружающему миру: "Как живет семья?"
Конспект урока.Предмет: окружающий мир.1 класс.УМК "Школа России".Тема: "Как живет семья?" Планируемые результаты:Предметные:·...
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....
конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живет семья?" (Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об истории семьи, о роли в семье.Планируемые результатыПредметные:Знать:- что такое семья;- имена и фамилии членов своей семьи.Уметь:- рассказыв...
Конспект урока по Окружающему миру 2 класс тема : "Семья"
Данный урок выполнен по направлению - «Начальная школа». Предмет – окружающий мир по теме «Семья. Родители и дети» УМК «Ш...