Урок по окружающему миру "Как живет семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему
Как живет семья?
Подготовила :
учитель начальных классов
Калашникова Н. А
2017 г
Цель деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи;
Задачи: развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»
Ход урока
- Организационный момент
Прием «Поделись теплотой» (становятся в круг и делятся теплом)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
Учитель: Кто догадался? Ответы детей. Слайд 1
III. Сообщение темы урока
Учитель: - У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.
-Итак, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить? Прочитайте этот вопрос . (Как живёт семья?)
IV. Изучение нового материала
- Беседа по теме урока
Учитель: Что же такое семья?
Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу девочек найти в словаре Ожегова и Ушакова эти понятия.
Как вы понимаете слово семья?
( ответы детей)
Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.
Слайд2
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
Слайд 3 2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Слайд 4
Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:
Слайд 5
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Учитель: Как вы понимаете эти слова? Слайд 6
Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете?
- Практическое задание в группах. Строительство Дома Мечты
Учитель: Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.
Слайд 7
Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?
Но строительство дома начинается с закладки фундамента.
Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.
Слайд 8,9. 10
Учитель: В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Слайд 11
Это и будет фундаментом нашего дома.
Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной?
( Дети по группам из кирпичиков строят дом своей мечты
лень |
грубость |
ложь ссоры |
жадность |
злоба |
равнодушие |
труд |
любовь |
вежливость |
честность |
помощь |
дисциплина |
дружба |
Слайд 12
3. Физкультминутка Слайд 13
Наша дружная семья: (марш на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)
Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы - счастливая семья, (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
4. Рассказы учащихся о членах семьи (по желанию) по рисункам. (На доске оформлена выставка рисунков учащихся «Моя семья».)
- Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему ? Я думаю каждый из вас гордится своей семьёй и с удовольствием расскажет нам о ней ,открыв учебник на стр.56-57.
Составьте небольшой рассказ по плану Слайд 14
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...
4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
5. Разгадывание ребуса.
А что же объединяет всех членов семьи?
Разгадайте ребус.
(Фамилия) Слайд 15
5. Игра «Собери пословицу» (Работа в парах.)
- Очень много пословиц есть о семье. Пословица – это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу.» (Пословицы разделены на две части по цвету, учащиеся собирают пословицу, рассказывают, как понимают её смысл.)
Пословицы о семье:
1. Согласную семью и горе не берёт.
2. Вся семья вместе, и душа на месте.
3. Не будет добра, коли в семье вражда.
4. Семья в куче – не страшна и туча.
5. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
6. Работа в тетрадях.
V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
1. Знакомство с материалами учебника (с. 58–59).
Учитель. Благодаря чему вы узнали о важных и памятных событиях в жизни вашей семьи?
Ученики. Благодаря фотографиям из семейного альбома.
Учитель. Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?
Ученики. Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.
Как же будет выглядеть ваш проект?
(На примере семьи ученика 5 класса)
3. Семейный фотоальбом «Моя семья – моё богатство».
- Семья сильна не только любовью, уважением, традициями, но и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. И сейчас мы с вами перелистаем страницы нашего семейного альбома.
VI. Рефлексия.
Подведение итогов.
-Что нового узнали? Чему научились?
Самооценивание смайликами
Гостям – солнечное тепло с пожеланием.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...
Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"
Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"...
Урок по окружающему миру: «Моя семья», 1 класс
В доступной форме перед детьми раскрывается смысл понятия "Моя семья". Дети вместе с родителями защищают проекты по данной теме. Рассуждают, объясняют смысл пословиц.Говорят о семейных ценностях....
Урок по окружающему миру "Моя семья"
Данный урок проводился по программе "Перспектива" в 3 классе....
Урок по окружающему миру. Тема «Семья. Семейные традиции»
Ввести понятие «семейные традиции» путём совместного обсуждения, показать значимость соблюдения традиций для укрепления семьи....
Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».
На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья&q...