Урок по окружающему миру "Как живет семья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Калашникова Надежда Александровна

Цель: Закрепить знания по истории своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_jivet_semja.docx129.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему

Как живет семья?

                                  Подготовила :

учитель начальных классов

                                                      Калашникова Н. А

2017 г

Цель деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи;

Задачи: развивать  познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические  сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»

Ход урока

  1. Организационный момент

Прием «Поделись теплотой» (становятся в круг и делятся теплом)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II.Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

Учитель: Кто догадался? Ответы детей. Слайд 1

III. Сообщение темы урока

   

Учитель: - У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

-Итак, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить? Прочитайте этот вопрос . (Как живёт семья?)

IV. Изучение нового материала

  1. Беседа по теме урока

Учитель:  Что же такое семья?

Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу девочек найти в словаре Ожегова  и Ушакова эти понятия.

Как вы понимаете слово семья?

( ответы детей)

Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.

Слайд2

С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.

    Слайд 3                      2. объединение людей, сплочённых общими интересами.

Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и            ближних родственников, живущих вместе.

Слайд 4

714479_795849

Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:

Слайд 5

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Учитель:  Как вы понимаете эти слова? Слайд 6

Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете?

  1. Практическое задание в группах. Строительство Дома Мечты

Учитель:   Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.

Слайд 7

Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.

Слайд 8,9. 10

Учитель:  В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Слайд 11

Это и будет фундаментом нашего дома.

Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы  семья,  живущая в этом доме была бы дружной?

( Дети по группам из кирпичиков строят дом своей мечты

лень

грубость

ложь

ссоры

жадность

злоба

  равнодушие

труд

любовь

  вежливость

честность

помощь

дисциплина

дружба

Слайд 12

3. Физкультминутка Слайд 13

Наша дружная семья:  (марш на месте)

Мама, папа, брат и я.  (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)

Спортом любим заниматься,  (рывки руками перед грудью)

И, конечно, закаляться.  (рывки руками вверх-вниз)

Мы - счастливая семья,  (прыжки на месте)

Мама, папа, брат и я.  (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).

   

4. Рассказы учащихся о членах семьи (по желанию) по рисункам. (На доске оформлена выставка рисунков учащихся «Моя семья».)

- Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему ? Я думаю каждый из вас гордится своей семьёй и с удовольствием расскажет нам о ней ,открыв учебник на стр.56-57.

Составьте небольшой рассказ по плану   Слайд 14

ПЛАН

1. В семье ___ … человек.

2.Маму зовут … Ей нравится…

3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...

4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…

5. Разгадывание ребуса.

А что же объединяет всех членов семьи?

Разгадайте ребус.

(Фамилия) Слайд 15

5.  Игра «Собери пословицу» (Работа в парах.)

- Очень много пословиц есть о семье. Пословица – это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу.» (Пословицы разделены на две части по цвету, учащиеся собирают пословицу, рассказывают, как понимают её смысл.)

Пословицы о семье:

1. Согласную семью и горе не берёт.

2. Вся семья вместе, и душа на месте.

3. Не будет добра, коли в семье вражда.

4. Семья в куче – не страшна и туча.

5. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

6. Работа в тетрадях.

 V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».

1. Знакомство с материалами учебника (с. 58–59).

Учитель. Благодаря чему вы узнали о важных и памятных событиях в жизни вашей семьи?

Ученики. Благодаря  фотографиям из семейного альбома.

Учитель. Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?

Ученики. Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.

Как же будет выглядеть ваш проект?

(На примере семьи ученика 5 класса)   

3. Семейный фотоальбом «Моя семья – моё богатство».

- Семья сильна не только любовью, уважением, традициями, но и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. И сейчас мы с вами перелистаем страницы нашего семейного альбома. 

VI. Рефлексия.  

Подведение итогов.

-Что нового узнали? Чему научились?

Самооценивание смайликами 

Гостям – солнечное тепло с пожеланием.

C:\Documents and Settings\LENA\Desktop\raskraska-solnce-3.jpg 

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...

Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"

Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"...

Урок по окружающему миру: «Моя семья», 1 класс

В доступной форме перед детьми раскрывается смысл понятия "Моя семья". Дети вместе с родителями защищают проекты по данной теме. Рассуждают, объясняют смысл пословиц.Говорят о семейных ценностях....

Урок по окружающему миру "Моя семья"

Данный урок проводился по программе "Перспектива" в 3 классе....

Урок по окружающему миру. Тема «Семья. Семейные традиции»

Ввести понятие «семейные традиции» путём совместного обсуждения, показать значимость соблюдения традиций для укрепления семьи....

Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».

На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья&q...