Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 «е» классе
МБОУ «СОШ №1»
Учитель:Бондаренко Г.А.
Класс: 3 «е»
Предметная область: окружающий мир, УМК «Планета знаний»
Тип:Комбинированный урок
Тема:Ветер. Значение воздуха.
Цель:сформироватьнаучное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, значении воздуха.
Задачи:
Предметные:объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выяснить взаимосвязи между явлениями природы и человеком.
Личностные:осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.
Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: история.
Ресурсы: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир, карточки умной совы, презентация к уроку, карточки, видео
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самоопределе ние к деятельности. 1 мин. | -Ребята, сегодня у нас в гостях учителя. Повернитесь к ним, подарите улыбку и поприветствуйте . А сейчас повернитесь обратно и тихонько присядьте на свои места. - Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы.слайд 1 | Дети приветствуют учителя, настраиваются на работу. Правила работы в группах на слайде |
2. Актуализация знаний. 5 мин. | - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? -Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним все ваши знания по теме «Свойства воздуха». - Это будет блиц-опрос в виде игры «Что? Где? Когда?» . Каждая группа ответит на 3 вопроса. За каждый правильный ответ будет вручаться сова- символ мудрости. 1. Мы не видим воздуха, потому что…( воздух прозрачен) 2.Атмосфера это -…(мощный воздушный слой, окружающий планету Земля) 3. Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ и другие газы) 4. Больше всего в составе воздуха какого газа? ( азота) 5. Какое количество времени может прожить человек без воздуха? (несколько минут) 6. Воздух- хороший проводник? (нет, воздух, как и вода плохо проводит тепло) 7. Какой газ нужен для дыхания человеку и другим живым организмам? (кислород) 8. Где происходят такие явления природы, как дождь, снег, ветер, гроза, метель, радуга? (в атмосфере) 9. Какие газы не поддерживают горение? (углекислый газ и азот не поддерживают горения) 10. Внутри многих тел живой и неживой природы находится воздух. Правильное ли это утверждение? Как проверить? (да, верно, внутри многих тел находится воздух.При опускании в воду из них начинают выходить пузырьки воздуха) 11. Почему небо голубое? ( мельчайшие частицы воздуха- молекулы газов, льдинки пылинки отражают в основном голубые лучи солнечного цвета и окрашивают воздух в голубой цвет) 12. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (расширяется, а при охлаждении сжимается.Теплый воздух занимает места больше, чем холодный). | Чему-то научиться Нужно учить новое, не забывая старого, уметь наблюдать за происходящим |
3. Постановка учебной задачи. Формулировка темы и целей урока. 3 мин 4. Выдвижение гипотезы. 2 мин 6. Открытие новых знаний 20 мин Физкультминутка 1 мин | - Какое природное явление основано на этом свойстве? - Давайте откроем учебники на стр.54 и проверим наши предположения? Он на улице живёт, - Верно. Тема нашего урока «Ветер» слайд 2 -Обсудите в группах вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ по этой теме.слайд 3 -Что такое ветер? -Причины образования ветра. -Свойства ветра. -Значение ветра. -Никто и никогда не видел ветер. Но когда мы слышим шум леса или видим, как колышутся в озере камыши, мы знаем, это работа ветра. Ветер приносит прохладу, дождь, умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса, может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья. - Ребята, а как мы можем получить ветер? (подуть - и ощутим ветерок; помахать листом бумаги перед лицом - и почувствуем ветерок.) - Как еще можно получит ветер? -Это ветер, созданный искусственно. -А теперь послушайте два небольших стихотворения о ветре в природе. Какой образ ветра себе представили? Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы. С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Растрепал зеленый ельник, В щели узкие проник. Что он делает, бездельник, Ошалелый озорник? Ветер, ветер, где ты был? В поле мельницу крутил, Перенес пыльцу с цветов, Поиграл меж облаков. С ребятишками я в парке Наигрался в догонялки. В море паруса поднял, В город дождик я пригнал. Много за день я успел. Отдохнуть хочу от дел.
- Какие образы вы себе представили? - Но у меня возник вопрос «Ветер друг или враг человеку?» - Ваши мнения разделились. В конце урока мы вернёмся к этому вопросу. -Чтобы ответить на 1-й вопрос, обратимся к учебнику, на с.54, где дано определение слову «Ветер». - Что такое ветер? -Воздух постоянно перемещается над поверхностью воды и суши. Иногда это движение бывает едва заметным .Временами же ветер достигает такой силы, что ломает деревья и сносит крыши с домов. - Чтобы ответить на 2-й вопрос, давайте посмотрим небольшой видеосюжет. Видео 1 Физкультминутка Выросли деревья в поле. Свойства ветра - Мы часто слушаем прогноз погоды. Вы обращали внимание на то, что говорят о ветре? - Давайте заполним кластер «Свойства ветра»( карточка №1) 1. Направление ветра - Как выдумаете, ветер дует в одном направление? Какое название получает ветер в зависимости от своего направления? Прочитайте об этом в учебнике (стр.54) -Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры. - Знаете ли вы как можно определить направление ветра? слайд 4 -Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью прибора. Знаете ли вы, как называется этот прибор? слайд 5 Флюгер – приспособление для определения направления и силы ветра.История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрёл флюгер – доподлинно неизвестно. 2. Сила ветра. - Скажите, находясь дома или в школе, как вы узнаете о том, какой силы ветер?слайд 6 Анемометр-это метеорологический прибор, при помощи которого измеряют скорость ветра. Был изобретён в 1667 году. Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для оценки скорости ветра.слайд 7 - По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы. О таких ветрах нам расскажут представители групп.слайд 8 3. Влажность ветра. - По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе. 4. Температура ветра. - Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре. Значение ветра.Слайд 9- 12 - Посмотрите на иллюстрации на ваших столах, посоветуйтесь и расскажите, каково значение ветра. В то время, когда представитель группы отвечает, все остальные заполняют таблицу «Значение ветра» ( карточка №2) 1 –я группа- Наши далекие предки уже много веков назад умели использовать энергию ветра. Они строили ветряные мельницы и молотили на них зерна. В наши дни ветряные мельницы часто являются охраняемыми конструкциями, так как была признана их историческая ценность. Хотя, из 10 000 ветряных мельниц, используемых в Нидерландах,около 1000 до сих пор находятся в рабочем состоянии. 2-я группа- Так же в некоторых странах есть ветряные двигатели. Ветер вращает лопасти ветряного двигателя. От них движение передается к турбине, а от нее к генератору, дающему электрический ток. При этом ветродвигатели совсем не засоряют воздух. 3-я группа- Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой. И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи. 4-я группа-А еще ветер очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. А также ветер участвует в образовании и передвижении облаков, океанических течений, помогает тем, кто ходит по морям под парусами.слайд 13 -Приносит ливетер вред окружающему нас миру, людям? Какой? Значит, как мы теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока «Ветер друг или враг человеку?» ? -Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности. | Варианты ответов по группам Дети отгадывают загадку Вывешиваю на доску Вентилятор, фен, кондиционер Формулируют тему и цели урока (по 1 от группы) Движение воздуха над поверхностью земли Делают физкультминутку - Говоря о ветре, называют несколько свойств: направление, влажность, силу и температуру. -Ветер часто меняет направление. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Смотрим на деревья. Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья. А если ветер сильный, то деревья гнутся, ломаются. Выступления детей от каждой группы о губительных ветрах Теплые, холодные ответы учащихся по фото Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.) |
7. Первичное закрепление 5 мин | Тест (Приложение) | Должно получиться слово «молодец» |
6. Подведение итога урока. Рефлексия. 1- 2 мин | - Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали. - Мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока ? - Вспомните все, о чем узнали сегодня на уроке и закончите любое из предложений.слайд 16 Я сегодня узнал: Мне было интересно: Мне было трудно: Я расскажу родителям: -Молодцы ребята, спасибо вам за урок. - Предлагаю каждому из вас оценить свою деятельность на уроке с помощью диаграммы.слайд 17 - Запишите дом.задание в дневники на следующий урок окружающего мира: учебник с. 54-55пересказ, творческое задание – найти пословицы о ветре | Ответы детей Рефлексия деят-ти |
Приложение
- Что такое ветер?
М. Это движение теплых и холодных воздушных масс.
Т. Это движение холодных масс.
А. Это движение теплых масс.
- Направление и сила ветра определяется прибором:
Г. Барометр
О. Флюгер
Д. Гигрометр
- Как называется ветер, поднимающий высокие волны в море?
Б. Штиль
О. Киль
Г. Шкот
Л. Шторм
- Куда движется тёплый воздух?
А. Вправо
Д. Влево
О. Вверх
Н. Вниз
- Как называется прибор для измерения силы ветра?
Д. Анемометр
К. Термометр
Р. Бриз
- Когда перемещаются воздушные массы?
В. Весной и осенью
М. Днём и ночью
Р. Зимой и летом
Е. Постоянно
- Что несёт с потоком воздуха буран?
Н. Пыль
Ц. Снег
С. Росу
Е. Песок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"
этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...
Конспект урока окружающего мира "Скелет", 3 класс, УМК "Планета знаний"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока окружающего мира "Дыхание", 3 класс, УМК "Планета знаний"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока окружающего мира "Питание", 3 класс, УМК "Планета знаний"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира "Культура 19 века" (Планета знаний, 4 класс)
урок окружающего мира для обучающихся 4 класса по программе "Планета знаний" Тема: Культура 19века....
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне"
Урок окружающего мира "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне" представляет собой урок подведения итогов работы обучающихся в группах. Работа ведётся по 3 направлениям:...