Конспект урока окружающего мира "Культура 19 века" (Планета знаний, 4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
урок окружающего мира для обучающихся 4 класса по программе "Планета знаний" Тема: Культура 19века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4_klass_planeta_znaniy_okr_mir.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (Планета знаний) 4 класс
Тема урока: Культура 19 века
Ход урока:
Орг.момент:
Искусство есть заражение чувствами других людей – Так говорил Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. Как вы понимаете это выражение? (Искусство помогает нам понять чувства и эмоции других людей, даже тех, кто жил давно).
Формулирование темы и задач урока.
Сегодня мы отправимся в прошлое, а поможет нам в этом как раз искусство. Назовите направления искусства, которые вы знаете. (Архитектура, музыка, живопись, театр, литература). Верно. Как мы с вами отметили ранее, особенности времени, состояния, чувства и эмоции сохраняются в произведениях искусства. Но, возможно ли развитие искусства без продвижения науки? (Нет, т.к. в искусстве и отражается это развитие и изменения). Скажите, как можно одним словом обозначить науку и искусство? (Кульутра).
Отлично, мы отправляемся на 2 века назад, во время расцвета Российской империи.
Пробуем сформулировать тему урока, начнем как раз с культуры, а раз врем на 2 века назад это - … (Культура 19 века). Что бы вы хотели узнать об этом времени?
(Познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими, узнать наиболее важные произведения искусства, которые создали в это время).
Действительно, тема урока – 19 век – золотой век русской культуры.
Предположите, почему «золотой»? (Потому что он был насыщен разными научными открытиями и стремительным развитием искусства).
Актуализация знаний:
Вспомните, какое главное событие было в 19 веке? (Отмена крепостного права в 1961 году, император Александр 2 подписал манифест об его отмене.) На какие сферы деятельности повлияла отмена крепостного права? (Торговля, промышленность и остальные.) Почему люди не занимались развитием во время крепостного права? (У них не было знаний и времени для их получения.)
Основной этап:
Да, действительно, крестьянский труд был очень тяжелым, поэтому людям было не до развития. После же отмены начался бурный рост ка промышленности, торговли, так и городов. А именно, Москва и Петербург стали центрами этого развития. А когда идет рост городов, тогда развивается и направление в искусстве – Архитектура.
Посмотрите на слайды, попробуйте ответить на вопрос, что отличает здания 19 века:
Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет.
Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота-почти 94 метра.
В Москве на Красной площади расположено здание грандиозного по своим размерам и красоте торгового центра.
В чем отличия архитектуры 19 века? Какие особенности вы заметили? (Большие размеры, монументальность, роскошь, богатство)
А сейчас я покажу вам изображение следующего здания, может кто – то его узнает (на слайде фото Государственной Третьяковской галереи). Узнаете? (Третьяковская галерея). Верно. дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем. Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников. А раз Третьяков смог собрать целую галерею картин, значит шло развитие какого направления искусства? (Изобразительного).
ШИШКИН (на слайдах портрет, годы жизни, репродукции картин «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу»)
- Мастер пейзажной живописи, художник русского леса. За его картины, его называли «Царём леса». Творчество Шишкина проникнуто утверждением красоты и силы природы родной страны.
ЛЕВИТАН «Берёзовая роща», «Осень», «Март»
- Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.
- Что вдохновляло художников создавать такие шедевры? (красота природы, любовь к родине)
Физкультминутка (проводят дети)
Продолжаем дальше. Красота природы и любовь к родине отражалась еще в 2х направлениях искусства. Например, послушайте строки: Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
Это произведение, известного нам поэта, Федора Ивановича Тютчева. А также, в 19 веке засветило солнце русской поэзии и создатель современного русского языка, о ком речь, узнаете? (Александр Сергеевич Пушкин) Конечно, вспоминайте, с каким фрагментом мы не так давно познакомились? («Руслан и Людмила»). Да. Я вам покажу несколько открыток, издательства «Изобразительное искусство», 1972 года. Все иллюстрации к произведению подписаны фрагментами из поэмы. Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра. Значит от развития одного направления искусства, начинало развиваться и другое. Как в этом случае, от литературы, начинает развиваться что? (Музыка).
Например, послушайте мелодию, попробуйте охарактеризовать ее. (Звучит пьеса «Апрель. Подснежник.»). (трепетная, как будто что – то пробуждается).
Чайковский Петр Ильич - Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года». Сейчас прозвучал фрагмент пьесы «Апрель. Подснежник», который действительно пробуждается в апреле месяце.
Закрепление (Работа в группах):
Задача следующая: каждая группа еще раз, поработав с учебником, по плану опишет особенности направлений искусства 19 века:
1 группа – Литература (с. 88-89)
2 группа – Живопись (с. 89-90)
3 группа – Музыка (с. 92)
План следующий:
- Направление
- Представители
- Произведения
- Особенности.
Рефлексия
Давайте поведем итог. Почему же 19 век называется «Золотым»? (Потому что в это время искусство и культура начали развиваться, появилось много разных произведений искусства и уровень культуры стал повышаться).
Назовите тех представителей и их направление, которые вам больше всего запомнились (Ответы детей).
Отличается ли современная культура от 19 века, ответьте кратко? Что бы хотели взять с собой в наше время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...
Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс
Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс...
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")
Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...
Конспект урока окружающего мира "Кровеносная система", 3 класс, УМК "Планета знаний"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....