План-конспект урока окружающего мира в 3 классе "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Корлякова Ирина Викторовна

Урок окружающего мира "Закрепление и обобщение знаний по теме "От зимы к весне" представляет собой урок подведения итогов работы обучающихся в группах. Работа ведётся по 3 направлениям: 1- сбор материала об особенностях месяца февраль и его древнерусских названиях, 2- сбор материала об особенностях месяца март и его древнерусских названиях, 3- сбор материала о русском народном празднике "Масленица". Отчёт групп проходит не только в виде рассказа, выполнения разнообразных заданий, но и элементов театрализации эпизодов  празднования "Масленицы". При подготовке этого урока обучающиеся получают навыки элементов исследовательской деятельности, учатся преподносить подготовленный материал слушателям, а также развивают своё актёрское мастерство.  Материал данного урока может быть использован не только на уроке окружающего мира, но и при подготовке внеклассного мероприятия.  Данный урок способствует воспитанию внимательного и бережного отношения к природе, интереса к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

в 3 классе

Обобщение и закрепление знаний по теме

"От зимы к весне"

                                                                                                 

                                                           

                                                   

                                                             Корлякова И.В.

                        учитель   начальных классов                                    

                                                             МОУ СШ №92                                                                                          

                                                                                     

                                                                                                 

Тема урока:  Обобщение и закрепление знаний по теме"От зимы к весне"

   

     Цель урока: доказать, что в феврале и марте присутствуют зимние и весенние природные явления, исследовать причину этого явления.

   

     Задачи урока:

- формировать умение обобщать и проводить сравнительный анализ наблюдений.

- развивать навыки исследовательской деятельности; доказывать свою точку зрения, слушать собеседника.

- развивать мышление, память, внимание, наблюдательность.

- воспитывать интерес к традициям наших предков, уважительное отношение к старинным обычаям.

     

     Оборудование:

- карточки - указатели, опорные схемы и плакаты для организации групповой работы.

- рисунки детей по теме "Февраль", "Март", "Масленица".

- аудиозапись музыкальных фрагментов песен, частушек, закличек.

- конверты с заданиями для групповой работы

                                                Ход урока.

 I. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение стихотворения наизусть "Уходи, зима седая"

Проворчав еще немножко,

Прихватив свою клюкву,

Захромала по дорожке,

Разметала снег на льду.

Уходи, зима седая!

Пусть красавица весна

С соловьями погуляет,

Вся светла, свежа, добра.

И красавица-девица

На поляну полетела

С ручейками порезвиться

И за дело взяться смело.

У- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?

Д- …

У- Тема сегодняшнего урока "От зимы к весне". Попробуйте определить задачи урока.

Д- 1)обобщить наблюдения о феврале;

     2)рассказать о наблюдениях в природе в марте;

     3)познакомиться со старинным обычаем проводов зимы.

У - Готовясь к этому уроку, вы разделились на группы, каждая из которых занималась своим исследованием. Сегодня мы подведём итог вашей работе. Предлагаю поделиться своими открытиями.

 II Обобщение и закрепление изученных знаний.

 1.Отчёт первой группы "Февраль".

У - Ребята, какую цель вы ставили в своём исследовании?

Д - Наша группа ставила перед собой цель: доказать, что в феврале присутствуют и зимние, и весенние признаки. В этом месяце мы наблюдали и морозы, и снегопад, и оттепель, дули сильные ветры. Несколько дней мела метель. В старину говорили: "В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга". Я узнал, что метель бывает разная. Позёмка - это слабая метель, когда ветер метёт снег по земле. При среднем ветре бывает низовая метель, а при сильном - верховая метель, при которой снегом заносит деревья и дома. Но к концу февраля чаще были солнечные дни, появились сосульки, зазвенела капель.

Д - Из энциклопедии я узнал, что животных февраль - самый страшный и голодный месяц. Почти все запасы съедены, птицы питаются теперь, чем придётся, чаще наведываются к кормушкам.  А вот у клестов еда пока ещё есть, в еловых шишках много для них семян. У зверей месяц февраль - свадебник, они разбиваются парами. Волки устраивают логовища, рыжая лисица вместе с лисом обустраивают нору. У медведицы рождаются медвежата.

Д - Мы знаем, что февраль так назвали в честь бога Фебруса, Но на Руси у февраля были свои названия. Давайте вспомним их и попробуем объяснить: "снежень"- выпадало много снега; "вьюговей" - часто бывали метели; "сретенье" - 15 февраля зима встречается с весною; "бокогрей" - вконце февраля начинает пригревать солнце. Эти древнерусские названия тоже указывают, что в феврале присутствуют признаки зимы и весны.

У - Так какой же вы сделали вывод?

Д - Наблюдая за погодой в феврале, мы сделали вывод, что в этом месяце присутствуют как зимние,  так и весенние признаки. А как вы думаете , почему? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем выполнить задание: определить этапы зимы. (Раздают задание.)

У - Какой 1 этап, 2 этап, 3 этап? Так почему же в феврале присутствуют и зимние, и весенние признаки?

Д - …потому что февраль относится и к коренной зиме, и к перелому зимы.

У - Оказывается, в марте ещё идёт третий этап зимы. Думаю ребята 2 группы расскажут нам много интересного об этом месяце.

 2. Отчет 2 группы «Март»

У - Какую цель вы поставили в своей работе?

Д- Ребята нашей группы ставили перед собой цель- выявить отличительные признаки природных явлений в марте. Сначала я узнавала, что свое имя март получил от римлян, которые назвали этот месяц в честь Марса (бога войны). Но на Руси у марта были свои названия:

Зимобор                  Протальник                Капельник

У - А какие изменения происходят в марте у растений?

Д - Чтобы узнать, какие изменения происходят в живой природе в марте, мы обратились к литературе и выяснили, что весну не зря называют утром года. Хоть еще и холодно, но в марте на солнечное тепло отзываются деревья и кустарники. Если присмотреться к ним, то у берез, верб и лип можно увидеть красноватый цвет коры, кора деревьев становится яркой. У растений начинается сокодвижение. На проталинах появляются подснежники. Природа начинает просыпаться.

У - А у животных, какие изменения происходят в марте?

Д- Я узнала, что у животных в марте начинается линька. Птицы радуются этому и таскают волос животных в свои гнезда. У лосей растут новые рога. Рыбы, почуяв тепло, поднимаются из омутов и зимоватых ям на мелководье. У зайцев появляются зайчата - настовики.

Д- В марте зима еще борется с весной. По календарю весна наступает 1 марта, а по солнцу 21 марта, в день весеннего равноденствия. В марте еще холодно, бывают морозы, иногда может выпасть снег. Но все чаще выглядывает солнце. Оно поднимается все выше и выше. Звенит капель, появляются проталины, бегут ручьи. По небу бегут кучевые облака. В марте больше солнечных дней, увеличивается световой день, и вот, наконец, 21 марта наступает весна света, когда день становится равным ночи.

У - Какой же вывод можно сделать?

Д - Анализируя природные явления в марте, можно сделать вывод, что в этом месяце тоже присутствуют и признаки зимы, и признаки весны. Природные явления в марте нам еще предстоит наблюдать. А сейчас я предлагаю отдохнуть, а заодно проверить знания зимних и весенних явлений природы. Если услышите зимнее-  присесть, весеннее- хлопок над головой.

(Капель, мороз, иней, проталины, метель, ледостав, ледоход, бегут ручьи, снегопад, листопад.)

У - Молодцы, ребята! Хорошо различаете признаки зимы и весны. Давайте вспомним, какую цель ставили ребята 1 и 2 группы?

Д - …доказать, что в феврале и марте наблюдаются признаки и зимы, и весны.

 3. Выполнение задания №2.

У - Попробуйте и вы это доказать, выполнив задание №2. Возьмите конверт, распределите признаки зимы и весны по месяцам февраль, март.

- Проверим. Мне помогут… .

(вывешиваются на доску для февраля….и для марта….)

- Сделайте вывод. Почему встречаются одинаковые признаки и в феврале, и в марте?

Д - Признаки весны и зимы присутствуют в феврале и в марте, потому что часть февраля и марта относятся к 3 этапу зимы "Перелом зимы".

 4. Отчёт 3 и 4 групп по теме "Масленица".

У - Так уж устроена природа, что на смену одному времени года приходит другое. А на Руси издавна повелось всенародно отмечать смену времён года разнообразными праздниками. С особым торжеством провожали зиму и встречали весну. Как назывался этот праздник? Масленицу называли "всемирным" , так как гуляли всем миром, всей деревней, всем городом. Считалось, что если плохо проведёшь масленую неделю, то будет в твоей семье горе и голод. Дошла Масленица и до наших времён. На прошлой неделе вы наблюдали этот праздник в своих семьях. Что же вы увидели и узнали? …

У - А вот ребята из 3 и 4 групп решили выбрать для исследования именно эту тему. Почему?

Д - Мы заинтересовались, как на Руси провожали зиму и встречали весну, и почему этот праздник имел большое значение для людей. Послушайте сообщения ребят и попробуйте ответить на вопрос: "Почему Масленице на Руси придавали большое значение? ".

Д - Наши ребята ставили перед собой цель: узнать, как на Руси провожали зиму и встречали весну. Мы решили рассказать и даже показать элементы праздника. Для этого мы обратились к книгам, нашим родителям, бабушкам и дедушкам и узнали много интересного.

     Главным событием конца февраля или начала марта была Масленица. Это древний славянский языческий праздник проводов зимы и встречи весны. В старину славяне верили многим богам. Чтобы боги были добрее к людям, они задабривали их дарами , устраивали в их честь праздники. Главному богу Солнца было посвящено несколько торжеств, один из них Масленица.

Д - Я узнала, что Масленица длится целую неделю. Вся неделя связана с играми, забавами, розыгрышами и обязательным объеданием. Основным блюдом были блины. Обычай печь блины сохранился с языческих времён, в честь бога Ярило. Круглые блины - это символ солнца, которое в конце февраля - начале марта разгоралось всё ярче. Блины - это символ солнечных дней, богатого урожая и здоровых детей.

Д - Каждый день Масленицы имел своё название и содержание. Ребята сейчас расскажут и покажут, как проходил праздник.

Понедельник - встреча Масленицы. Люди поднимались на высокое место, пели песни, зазывали весну закличками:

                 Зима в трубу - весна к порогу,

                  Согревает землю блин понемногу.

                 Приди, приди, весна - красна,

                 Дадим тебе хлеба и кросна. (Исполнение песни-заклички)

Д - Вторник - заигрыш. Люди наряжались в праздничные одежды или изображали животных , сказочных героев. Они ходили по улицам с песнями и хороводами. В этот день невесты выбирали себе женихов, а женихи - невест. В этот день устраивали много игр и состязаний. Одну из этих игр "Петушиные бои" мы сейчас покажем. ( Показ игры).

Д - Среда - лакомка, разгул. Тёщи приглашали зятьёв и родню в гости и угощали их на славу блинами со сметаной, с мёдом, вареньем. На стол выставляли самые разные и лучшие угощения. А сейчас отгадайте мои загадки:

1) На сковородку - ручейком, со сковородки  - солнышком.

2) Круглый, румяный, в рот просится. 3) Пол железный, половик нетканый.

Д - Четверг - широкий и разгульный день. Начиналось массовое катание на санях, на лошадях, проводились кулачные бои. Нарядно одетые люди выходили на улицу, чтобы повеселиться. Они славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами, трещотками. Этим они отгоняли беду, горе и несчастье от своей семьи.

( Исполняются частушки).

Д - Пятница - тещины вечерки: зятья приглашают тещ в гости, матери учили дочерей печь блины. Но главным событием было взятие снежного городка. Играющие делились на конницу и пехоту. Конница пыталась захватить город, а пехота отбивалась снежками. Снежный город строили заранее из снега и льда. Захват городка символизировал победу добра над злом.

Д - Суббота -  золовкины посиделки. В этот день приглашали в гости родню мужа, угощали, дарили подарки. Молодежь наряжалась в скоморох и веселила народ.

Д - Я узнала, что во время Масленицы было много развлечений. Катание с горы - это не просто забава, а старинный обряд: кто дальше с горы скатится - у того урожай будет больше. Во время кулачных боев выбирали самых выносливых бойцов, которые потом защищали Русь. Масленица не обходилась без "Медвежьей потехи". Это медвежье представление, где медведи показывали разные трюки. А в конце его вожак боролся с медведем. Для этого требовалась определенная ловкость, смелость и сила.

Воскресенье - прощеный день. В этот все просили прощенья друг у друга. Это последний день Масленицы, когда люди устраивали народные гулянья с обязательным сожжением чучела Зимы. Пепел от костра разбрасывали по полю, верили, что будет хороший урожай. Вокруг костра водили хороводы, пели песни, прощались с Зимой и славили Весну.

(песня)

Д - Ну вот вы и узнали как на Руси праздновали Масленицу. Так почему же этому празднику придавалось такое большое значение на Руси?

Д - Наша группа сделала вывод, что проводы зимы и встреча весны - это старинный русский обряд поклонения богу Солнца. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. Люди верили, что без этого праздника Солнце не согреет землю, и Весна не наступит.

 III Подведение итога урока.

У - Спасибо всем за интересную работу. Мы, будто, побывали на настоящем празднике. А как много интересного вы узнали о русском обычае! Но ведь не все ученики начальной школы об этом знают. Давайте подумаем, как поделиться своими знаниями с другими?

Д - …. Выпустить стенгазету.

У - Тогда я предлагаю продолжить эту работу в роли корреспондентов газеты и выполнить творческое задание: нарисовать рисунок или написать заметку на тему "Масленица".

У - А теперь давайте вернемся к началу урока. Вспомните, какую цель вы ставили на уроке?

Д - …

У - Как вы думаете, мы добились поставленной цели?

У - Готовясь к сегодняшнему уроку, Лена и Антон подобрали пословицы и поговорки о феврале и марте. Я предлагаю соединить верно части поговорок и объяснить о каких признаках месяца говориться в ней.

Февраль силен метелью…а март подберет.

Февраль воду подпустит…а март капелью.

У - Молодцы! Хорошо изучили природные явления в феврале и марте. Подумайте, что запомнилось вам на этом уроке больше всего? Чем бы вы хотели поделиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира для 1 класса на тему: "О птицах зимой"

На уроке рассматривается жизнь зимующих птиц....

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...

Конспект урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс, тема: "В гости к весне"

Конспект урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс, тема: "В гости к весне"...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс...