Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Мудрость старости"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Данилина Екатерина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: ««Мудрость старости» ».

 

Цели деятельности учителя: формирование знания о общечеловеческих ценностях, принятые всеми народами; воспитание уважения к старости.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать, как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи

  • иметь представление о разных периодах человеческой жизни

Личностные:

  • учиться выражать свое мнение ;

  • уметь осуществлять взаимный контроль ;

  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.


Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мудрость старости63 КБ
Office presentation icon Мудрость старости827 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель:  Шатилова Т.А..

Школа № 104

Студент: Данинила Е.В.

Класс: 3 «М\Х»

Методист:    Мухина И.Г. 

Кабинет: 213

Руководитель ВКР: Анищенко И.Л.

Конспект урока по окружающему миру

Тема: ««Мудрость старости» ». 

Цели деятельности учителя: формирование знания о общечеловеческих ценностях, принятые всеми народами; воспитание уважения к старости.

Задачи ВКР: развитие критического мышления у обучающихся, посредством проблемных ситуаций, проблемных вопросов.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  •  знать, как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи
  •  иметь представление о разных периодах человеческой жизни

Личностные:

  • учиться выражать свое мнение ;
  • уметь осуществлять взаимный контроль ;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.


Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

Челябинск 2020 г.

Этап урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Словесный: слово

учителя

Психологический

настрой

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Наглядный:

презентация

Словесный:

учебный диалог

2 мин

- Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Послушайте поговорку и попробуйте объяснить ее смысл «Не смейся над старым — сам будешь стар»

- Подумайте и скажите, как связанны тема о которой мы будем сегодня говорить с прошлой темой урока? О чем в целом мы говорим уже несколько уроков подряд?

- Верно, мы продолжаем разбирать все основы и традиции семьи.

- О семейном бюджете

- Это значит, что не надо смеяться над старыми, потом, когда сам будешь старым и тебе будет   не приятно слышать смех в сою сторону

- О семье

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

П: ориентироваться в своей системе знаний;

Р: умение определять и формулировать цель

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

презентация

Словесный: учебный

диалог

3 мин

- Но, кто  догадался, исходя из поговорки, которую мы разобрали,  над какой темой мы с вами сегодня работать на уроке?

- Верно сегодня мы поработаем с темой «Мудрость старости»

-  А какие цели поставим на этот урок?

- Молодцы! Приступим к работе.

- О старости, уважении к старости

 

- Сегодня на уроке мы будем изучать различные периоды человеческой жизни

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, наблюдение и анализ. 

Р: уметь организовать свою деятельность. 

4.

Открытие нового знания.

Словесный: учебный диалог 

Практический: работа с учебником 

6-7 мин

- Так, что же такое «Мудрость старости»?

- Что это старость мудрая или как вообще это понимать?

- Давайте, попробуем разобраться и начнем с того, что вспомним какие стадии жизни проходит каждый человек.

- Кто может их назвать ?

- Верно, все эти стадии проходит каждый человек

- Сейчас поделимся на группы, разбиваемся на группы по 4 человека.

- А задание будет такое, каждой группе будет дана фраза, которая несет часть смысла пословицы, или поговорки которую вам нужно найти в тексте на стр.80-81. После того, как вы найдете пословицу в тексте, нужно подумать, что означает данная вам пословица и как она относится в к нашей теме, после вы нам расскажите, что вам удалось сделать.

Например: у меня фраза «добрые дела делают не зря», читаю первый абзац.  И нахожу пословицу «Если добрые дела были, значит день не зря прожит.». Она полностью подходит под описание данной мне ранее фразы, потом уже я даю подтверждения, зачем эта пословица здесь написана и какое отношение она имеет к нашей теме урока.

- Сейчас я раздам вам фразы и вы приступаете  к выполнению задания заданию.

Фразы:

- Прожитая жизнь делами проверяется. Пословица: «Не годами старость красна, а делами»

- Младший возьмет знаний у старшего. Пословица «Кто молод годами, а умом вырос, никогда не откажется прикупить ума у старшего».

- Ложь всегда не права. Пословица: «У лжи стеклянные ножки»

- Хорошее слово, лучше плохого. Пословица: «Чини хорошим словом то, что сломал плохим.»

- Уши верят одному, глаза другому. Пословица : «Уши верят чужой губе, очи верят самим себе»

- Добрые люди нужны. Пословица: « Рожь да пшеница не всегда родится, а добрый человек всегда пригодится»

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Скажите, а все ли эти пословицы нас учат?

- А чему они учат в целом?

- Верно, а какое качество мы должны проявлять к старшим?

- А почему мы должны уважать старших?

-Правильно, ведь каждый из нас будет сначала взрослым, потом пожилым и нам придется учить своих детей и внуков тому, что мы узнали за прожитую жизнь. Вам бы хотелось, чтобы вас уважали любили и слушали?

- Так давайте уже начнем прокладывать путь к будущему, давайте делать, то что вы хотите увидеть в своей старости, тогда оно обязательно к вам вернется.

Динамическая пауза (видео)

- Ребенок, взрослый, пожилой

- Да

- Что старшие в силу прожитой жизнь знают больше и нужно прислушиваться к их советам

- Уважение

- Ответы детей

- Да

Р – находят способ решения учебной задачи 
и выполняют учебные действия в устной 
форме.

К – обмениваются 
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного

Первичное закрепление во внешней речи

2-3 мин

- Ребята, на с. 81 учебника приведена репродукция картины В. М. Нестерова «Старый

да малый». Вглядитесь в неѐ.

- Какое настроение передаѐт эта картина?

- Что держит в руках дедушка?

- Чем может заниматься малыш в возке, наполненном свежескошенной травой?

- Как вы думаете, кто сделал малышу этот возок, заботливо подстелил ароматной шѐлковой травы?

- Какие чувства вызывают у вас герои картины? Почему?

- Почему художник изобразил на картине старца и младенца?

- Какая из услышанных пословиц вам кажется подходящей к мыслям или словам старика?

- Какие имена вам хотелось бы дать персонажам картины?

- Предположите, какие чувства связывают их друг с другом.

- Кого из знакомых или родных напоминает вам этот пожилой крестьянин?

- Работая в парах, составьте по два вопроса по картине.

 

Ответы детей

- Какой-то инструмент

- Малыш играет

- Дедушка сделал возок

- Любовь, забота, тепло

- Герои картины вызывают чувство уважения

- Художник изобразил старца и младенца для того, чтобы показать связь поколений

- Сам стар, да душа молода

- Между героями картины такие чувства, как: любовь, забота, уважение

- Ответы детей

Л – осознают свои возможности в учении.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.

Самостоятельная работа

- Скажите, у вас есть что-то ценное, что вы сейчас цените, Может быть это дорогой подарок подаренный родителями или еще что- нибудь ?

- Сейчас поработаем самостоятельно, у каждого из вас есть заготовка, в которой вы будете работать

- Первая колонка, в первой строке первого столбика пишем детство, а теперь ниже пропишите все ценности, которые у вас есть

- Вторая колонка, в первой строке пишем взрослые.

- Подумайте и запишите, какие ценности у ваших родителей, что для них стоит в приоритете?

- Третий столбик подписываем «Пожилой», а теперь вспомните своих дедушек и бабушек и подумайте что для них очень важно и является ценным?

- Все записали свои варианты, а теперь посмотрите на мой, скажите, он схож с вашим вариантом?

- Получается, что в разное время у нас разные ценности и они все время меняются

- Скажите, ваши ценности сильно отличаются от ценностей пожилых?

- И это правильно, посмотрите на фото, кто на этом фото?

- Да, это моя бабушка, ей уже 72 года, очень люблю свою бабушку и стараюсь как можно чаще видится с ней, вы наверняка тоже каждые каникулы ездите к своим бабушкам и дедушкам.

- А теперь посмотрите на это фото, кто на нем изображен?

- Да правильно, и это тоже моя бабушка, только в молодости. Как вы думаете какие у нее здесь ценности, что для нее важно в этом периоде жизни?

- Даа, все верно, именно поэтому те ценности, которые сейчас есть у вас они правильные, но с годами они будут меняться и приобретать иной характер.

- Но что нам необходимо помнить и делать по отношению к старшим?

- Ответы детей

- Составляют таблицу ценностей

- Да

- Да

- Пожилой человек

- Девочка, школьница

- Хорошая учеба, хорошее поведение, быть активной

- Уважать и прислушиваться

Включение в систему знаний

1 мин

- Скажите, мы можем теперь ответить на вопрос, что такое мудрость старости, в чем она заключается?

- А важно прислушиваться к старшим? И почему?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Она заключается в накопленном опыте прожитых лет старших

- Важно, т. к. они знают больше нас и могут подсказать как делать правильнее .

- Что важно к старшим относиться уважительно, прислушиваться к их советам.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию

Рефлексия деятельности

1 мин

- А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание:

- Прочитайте дома вместе с родителями текст «Продолжение жизни – в потомках, выполни задание 3 на стр. 55 рабочей тетради.

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Дети записывают домашнее задание

Заканчивают фразы

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это значит, что не нельзя смеяться над старыми, ведь когда- то ты сам будешь старым и тебе будет не приятно слышать смех в сою сторону Прочитайте поговорку и попробуйте объяснить ее смысл, а после нажми на прямоугольник и проверь свое предположение «Не смейся над старым — сам будешь стар»

Слайд 2

Сегодня мы поработаем с темой: «Мудрость старости» Цель: изучить различные периоды человеческой жизни

Слайд 3

Так, что же такое «Мудрость старости»? Давайте, попробуем разобраться и начнем с того, что вспомним какие стадии жизни проходит каждый человек. Каждый человек проходит три основные стадии жизни: Ребенок Взрослый Пожилой

Слайд 4

Дана фраза, которая несет часть смысла пословицы, или поговорки которую вам нужно найти в тексте на стр.80-81. После того, как вы найдете пословицу в тексте, нужно подумать, что означает данная пословица и как она относится в к нашей теме Задание: Например: фраза «добрые дела делают не зря», читаю первый абзац. И нахожу пословицу «Если добрые дела были, значит день не зря прожит.». Она полностью подходит под описание данной мне ранее фразы, потом уже я даются подтверждения какое отношение она имеет к нашей теме урока.

Слайд 5

1. Прожитая жизнь делами проверяется. 2. Младший возьмет знаний у старшего. 3. Ложь всегда не права. 4. Хорошее слово, лучше плохого. 5. Уши верят одному, глаза другому 6. Добрые люди нужны.

Слайд 6

1. Пословица: «Не годами старость красна, а делами» 2. Пословица «Кто молод годами, а умом вырос, никогда не откажется прикупить ума у старшего». 3. Пословица: «У лжи стеклянные ножки» 4. Пословица: «Чини хорошим словом то, что сломал плохим.» 5. Пословица : «Уши верят чужой губе, очи верят самим себе» 6. Пословица: « Рожь да пшеница не всегда родится, а добрый человек всегда пригодится» Проверь себя:

Слайд 7

Составь таблицу (на листочке): Дети Взрослые Пожилые У каждого из нас, есть ценности. Подумай и запиши, что для тебе очень важно и что ты ценишь больше всего, потом подумай, что является главным для твоих родителей и в третий столбик запиши, что для пожилых очень ценно.

Слайд 8

Дети Взрослые Пожилые Долгожданный подарок Достаток в семье Крепкое здоровье Любовь родных Счастливые и здоровые дети Долгие годы жизни И другое... Проверь себя:

Слайд 9

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...