Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Данилина Екатерина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Озеро Байкал»

 

Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

Планируемые результаты:

Предметные:
 

- знать местонахождение озера Байкал;

-уметь показывать его на карте России, Мира;

- уметь перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

 

Личностные:

- Проявлять интерес к учебной деятельности;

- Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Озеро Байкал53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.20г.                                                                ФИО Учителя школы: Шатидлова Т.А.

Школа: 104                                                                           ФИО Методиста: Горячева С.Л

Класс: 3 м\х                                                                 ФИО Студентки :  Данилина Е.В.

Кабинет: 213

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Озеро Байкал»

Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

Планируемые результаты:

Предметные:
- знать местонахождение озера Байкал;

-уметь показывать его на карте России, Мира;

- уметь перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Личностные:

- Проявлять интерес к учебной деятельности;

- Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»); тетрадь к учебнику 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока, методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Начинаем наш с вами урок.

Девиз нашего урока:

«Если путь твой

к познанию мира ведёт,-

Как бы ни был он долог

И труден- вперёд!»

- Ребята, я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении.

Готовят рабочее место

Садятся на свои места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

2 мин.

- Ребята, с каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились?

- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?  Где находится резиденция Президента Российской Федерации?

- Почему Кремль считается объектом Всемирного наследия?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним объектом, который внесён в Список Всемирного культурного наследия. Для этого нам придётся отправиться в далёкую Сибирь. А вот куда, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»

 - А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в невпокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

- Кремль

-ответы детей

-слушают стихотворение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

К: правильно формулировать цель урока

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

 - Ребята, слушая стихотворение, вы наверное определили тему урока.
- Какую цель поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с географическим положением озера, природой Байкала, его животным миром и достопримечательностями. А обо всём этом расскажут ребята, которые дома готовили сообщения…

- Ещё мы докажем, что озеро Байкал по праву считается объектом Всемирного культурного наследия.

- мы будем говорить про озеро Байкал
- ответы детей

 

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

IV. «Открытие» нового знания

Наглядный: сопровождение презентации

Словесный:беседа

Наглядный:

Использование карты

Практический: работа с картой

Словесный: рассказ

Наглядный: иллюстрации

Практический: групповые задание

Словесный:

беседа

Моделирование

Практический: творческое задание

Наглядный: сопровождение презентации

Работа с учебником

 -У каждого имени есть своё толкование. Интересно и название озера. Существует множество легенд о происхождении названия озера Байкал.

- Давно русские слыхали, что посреди Сибири есть огромное озеро, которое кипит днём и ночью. Но как оно называется, никто не знал. Отправились купцы и казаки к морю-озеру. Перегородил им дорогу Шаман- камень- ни вправо, ни влево его не обойти. Так остановились купцы с казаками и стали жить недалеко от озера, а на берег никак не попадут. На их счастье подошел к ним неведомый человек, вывел к морю. Вывел и сказал: «Бай-гол». А на вопрос русских ответил: «По – нашему это значит огненное место, здесь раньше огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор зовём его Бай-гол». Русским название понравилось. С тех пор и зовут Священное море Байкалом.

- Ребята, откуда же произошло название озера?

- Как вы уже знаете, по правилам ЮНЕСКО, объект должен иметь хотя бы один из четырёх признаков, которые позволяют ему войти в Список Всемирного наследия. Наш Байкал имеет все четыре!

- Озеро Байкал находится в центре Азии, в России. Оно имеет форму гигантского полумесяца. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636км. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Площадь водной поверхности составляет 31722 кв.км. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии 2100км. Наибольшая его глубина- 1642 метра.

- А еще озеро имеет неповторимые особенности.

- Возраст Байкала приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 см. в год. Возраст современных очертаний берегов -свыше 1 мл. лет. Озеро содержит 20%пресной воды всего земного шара. Люди всей Земли могли бы прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал.

  1. Животный мир Байкала.

- В озере живут такие растения и животные, которых нет больше нигде на Земле. Их называют – эндемики. Они составляют 75% обитателей Байкала.

- В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств- это омуль, хариус, сиг, осётр, налим, щука и другие. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35% состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера. Самая древняя и самая крупная рыба Байкала – осетр.

- На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например, на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орёл-один из самых красивых пернатых хищников.

- По берегам озера водятся: баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось, и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно их много в северной и средней частях. Сейчас на Байкале насчитывается около 80000 голов.


-слушают легенду

-название озера происходит от тюрскоязычного бай-куль, означает богатое озеро

-слушают учителя

-слушают учителя



П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П.логич.: анализ объектов с целью выделения признаков;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Динамическая пауза

Практический

Динамическая пауза

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

- Каков возраст Байкала?

- Какой запас пресной воды содержится в озере?

-Ребята, так какой же первый признак, по которому озеро Байкал входит в Список Всемирного наследия?

-Казалось бы, Сибирь, суровая зима. А на побережьях Байкала произрастает более трёх тысяч видов растений.

- Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами, кедрами. Вершины хребтов окантовывают пояса кедрового стланика.

- Какие растения растут на побережьях Байкала?

Какой второй признак, по которому Байкал внесён в Список? Байкал окружают дивной красоты нетронутые хвойные леса. 
Какие рыбы обитают в озере?

- Какой самый красивый пернатый хищник?

- Каких животных мы можем встретить на берегах Байкала? Какой следующий признак, занесения Байкала в Список Всемирного наследия?

- Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать?

- Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы.

Чистоту Байкала поддерживают микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. Когда озеро замерзает, лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. За свою чистоту и уникальные свойства питьевая вода ценится во всём мире.

- Каковы особенности Байкальской воды?

- Кто поддерживает чистоту озера?

- Назовём последний признак занесения айкала в Список

 -ответы детей
1. Байкал – самое древнее и самое глубокое озеро на Земле! (Слайд)

2. Природа Байкала.

-слушают учителя

-ответы детей

Байкал отличается редким разнообразием животных и птиц

-слушают учителя

-ответы детей
4. В Байкале самая чистая вода!

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение заданий в р.т.

- в рабочей тетради выполним задание номер 1 и 2 на странице 64.

- выполняют задание в рабочей тетради

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: фронтальный опрос

- Послушайте легенду.
Подросла у седого Байкала красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он её в своих водах. И решил найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи соседа – богатого и знатного Иркута, но не понравился Иркут Ангаре. Из рассказов чайки узнала Ангара о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утёс, чтобы задержать беглянку, но Ангара грудью смогла рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-слушают легенду

-ответы детей

Р: осуществление итогового контроля;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было самым интересным? Что было не понятно?

- И я вам желаю, чтобы вы были достойными хранителями наследия человечества, природы и культуры и сохранили для будущих поколений.

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализ собственной работы.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...