открытый урок по окружающему миру 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
«Окружающий мир 2 класс» (2 часть) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».
Тема урока: Дикие и домашние животные.
27.04.2015 год
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи урока:
Предметный результат:
- сформировать представление о различии между дикими и домашними животными и о пользе домашних животных.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Приемы: корзина знаний, кластер, концептуальная таблица, контрольная карта.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности. 1 минута Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. -Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. | Улыбаются друг другу и учителю.
| Личностные: -формировать интерес к изучению предмета. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Актуализация знаний. 5 минут Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | «Нельзя открыть нового мира, не зная старого». Живут они везде: - Ребята, давайте соберем в Корзину знаний все, что связано с понятием "Царство животных". В итоге - кластер б) Заполнение таблицы «Признаки групп» самостоятельно. в) Проверка по слайду. г) Работа по контрольному листу. | Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. | Познавательные: -обобщение ранее изученных знаний. Регулятивные: - самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка проблемы 2 минуты Цель этапа: формулирование проблемы и определение темы урока. | - Скажите, ребята, все ли мы знаем о царстве животных? - Рассмотрите группы животных. - Вижу, вы удивлены. Почему? - Значит, над каким вопросом подумаем? - Вот вы и определили тему урока: «Дикие и домашние животные». - Какие есть предположения (гипотезы)? | На доске две таблицы: «дикие животные»: пчела, рыба, заяц. «домашние животные»: пчела, заяц, рыба. Одинаковые животные, а название групп разное. Почему одинаковых животных можно назвать и дикими и домашними. | Логические: -формулирование проблемы. Регулятивные: -прогнозирование; Познавательные: -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
2 минуты Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | - Какой будет цель? - Какие задачи вы поставили перед собой на урок? | Каких животных называют дикими, а каких – домашними. Узнать, чем отличаются дикие животные от домашних животных. Рассказать о значении домашних животных для человека. Правила обращения с домашними животными. | Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: - строить рассуждения. |
Реализация решения проблемы. 5 минут Цель этапа: построение и фиксация нового знания. Физминутка? 2 минуты | Давайте вернемся мысленно в давние времена, когда на планете Земля не было домашних животных. - Как вы считаете, нужны ли они людям? - Если да, то кого бы вы приручили первым? - Учёные нашли наскальный рисунок, который нам может много рассказать. О чем вам рассказал этот рисунок? Рубрика «Это интересно» - Дальше вы будете работать в группах. Помните о правилах совместной работы.
| Дети вспоминают материал 1 класса об одомашнивании животных Выступление подготовленного ученика с сообщением об одомашнивании животных в наше время. | Познавательные (общеучебные ): -умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
Работа в группах 10 минут | Индивидуальная помощь учителя группам | 1 группа «Отличие диких животных от домашних». - Прочитать текст учебника с. 92 (1 и 2 абзац). - Заполнить таблицу «Отличие диких животных от домашних». - Подготовить рассказ по таблице. 3 группа «Значение домашних животных» - Прочитать текст учебника с. 92-93 (3 и 4 абзац). - Отгадать загадки, выделить пользу домашних животных. - Заполнить таблицу для выступления. 3 группа «Забота о домашних животных» -Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получились правила ухода за домашними животными | Регулятивные: -формирование умения принимать и сохранять учебную цель; -формирование умения планировать свою деятельность; -формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные: -формируем умение слушать и понимать других; -формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах. -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -формируем умение извлекать необходимую информацию. |
Физкультминутка. 2 минуты Цель этапа: Снятие утомления через физическое напряжение. | Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел веселый жук: Ж-Ж-Ж (Машем крыльями-руками) Гуси шеи выгибают: Га-га-га! (Наклоны головы) Клювом перья расправляют: Га-га-га! Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками) Шарик тоже зарычал: Р-р-р! Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (Подняли руки вверх, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш! (Пальцы к губам) - О каких животных говорилось в физминутке? - Какое животное лишнее? Почему? | Дети выполняют физкультминутку. Уточка, жук, гуси, собака Жук - дикое | Воспитание бережного отношения к природе. |
Выступление групп 3 минуты Рефлексия 1 минута Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 2 минуты Рефлексия 1 минута Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 5 минут | Выступление 1 группы «Отличие диких животных от домашних». - Можно ли назвать домашними животными муху, таракана, попугая, домовую мышь? Докажите ваш ответ? Игра «Третий – лишний» (СЛАЙДЫ) Работа по контрольному листку | Рассказ по таблице. Дети показывают номер, под каким изображено «лишнее» животное в группе | Регулятивные: -формирование умения принимать и сохранять учебную цель. -формирование умения планировать свою деятельность. -формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные: -формируем умение слушать и понимать других; -формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах, в парах. Познавательные: -формируем умение извлекать необходимую информацию. |
- Чем платят домашние животные людям за их любовь, заботу, ласку, внимание? Узнаем. Выступление 2 группы «Значение домашних животных» - Домашние животные вносят в семью радость, поднимают настроение, снимают усталость, нервозность, учат быть терпеливее и заботливее, становятся членами семьи. | Рассказ по таблице | ||
Игра «Магазин» (СЛАЙД) - Приглашаю в магазин купить продукты (покажите номер карточки): продукты от домашних птиц; от животных; от насекомых. - Определите на вкус, какой этот продукт, и скажите, какой из этих продуктов не имеет отношение к корове? На пробу предлагаются молоко, сметана, творог, мёд. Работа по контрольному листку | Дети показывают номер, под каким изображен нужный продукт Учащемуся, который хотел бы определить на вкус продукт питания, завязываются глаза. | ||
- Могут ли домашние животные стать дикими? Выступление 3 группы «Забота о домашних животных» - Поднимите руки, у кого есть домашние животные. Я думаю, что каждый из вас мог бы много интересного рассказать о них. Мы послушаем Юлю… - Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял кров и остался одинок. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы. | Представление плаката Выступление Огорелковой Юлии о домашней черепахе (слайды) | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 минут Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим задачам. Посмотрите на свои контрольные листки. Достигли ли мы поставленной цели? - Так почему на таблицах одинаковые животные? - Нужны ли нам домашние животные? - Где и как можно использовать полученные знания? - А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. | Да. Мы научились различать диких и домашних животных, узнали об их роли в жизни человека. Ответы детей. Ученики поднимают ладошки, потом хлопают. | Личностные: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные: - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - строить рассуждения. Коммуникативные: -высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Домашняя работа | СЛАЙД Приготовить рассказ… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....