Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Четкуева Татьяна Анатольевна

Урок введения в тему " Посмотри вокруг". Цель: формирование представлений о горизонте и линии горизонта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_mi12.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока по окружающему миру  №51                  Дата проведения : 12.03

Тема.  ПОСМОТРИ ВОКРУГ

Цель урока: формирование представлений о горизонте и линии горизонта;                                

 Задачи: познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме,  дать представление об умении ориентироваться - находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:     

Личностные: Развитие  познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные. Регулятивные УУД: Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем. Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.Познавательные УУД:Ориентироваться в учебнике.Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.Умение слушать и понимать .

Предметные:Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: глобус, карта мира, мяч, пейзажи

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                    

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать.                                                                    

Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.                                                                                                      

Будем вместе развивать у себя внимательность,                                                                        

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний

 Работа в парах                                                                                                                                                                    

-Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? 

Серый волк , бурундук Чип и… (Дейл), Белоснежка и… (семь гномов), Винни-Пух и… (Пятачок ), Малыш и… (Карлсон), Буратино и… (Мальвина, Пьеро, папа Карло), крокодил Гена и… (Чебурашка)

- Кому друзей вы не нашли?                                                                                                                                

- Почему волк остался без друзей?                                                                                                                        

- Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья? 

III. Постановка темы и целей урока                                                                             

- Мы  с  вами  живём  на  большой  красивой  планете.    Как называется наша планета?  

- Что вы знаете о нашей планете?
- Какую же форму имеет Земля?  

- Уже  в  древности  мудрецы  размышляли  об  этом. Они  думали, что  Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.  Как  вы  думаете, правы  ли  были  мудрецы?                                                                                      

-Так какой же формы Земля?

           В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди убедились  задолго до  того, как  поднялись  в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.

- Как  вы  думаете, почему  так  происходило?

 -  Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил         пять         судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны.                                                                  

- Что  доказало  это  путешествие?( Это стало еще одним доказательством шарообразной формы         Земли.) 
- Как вы  думаете, какой вывод о форме Земли  можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это  путешествие  ещё раз доказало, что  Земля  имеет  форму  шара.

- И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что             Земля имеет форму шара.  Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.

Люди сделали модель Земли. Как она называется?(глобус)
А ещё люди стали изображать поверхность Земли на карте.
 Проведём  опыт. Какую  форму  имеет  планета Земля?

- Почему я принесла на урок мяч? На что он похож?
- Представьте, что  вы   стоите  на  огромном- преогромном  шаре. Вы  не можете  сразу увидеть  всю  его поверхность, а только  ту    часть, которая  находится  с  вашей  стороны, вокруг  вас.
- Знакомо ли вам слово горизонт? Кто слышал его раньше? 

Тема         нашего урока «Горизонт». 

IV. Постановка учебной задачи

Определите задачи урока.

Задачи нашего урока – узнать, что такое горизонт и линия горизонта, познакомиться со сторонами горизонта, учиться обозначать стороны горизонта на схеме . 
-  Вопросы, которые мы рассмотрим сегодня на уроке, подсказывает Муравьишка на стр.70.

V.Формирование новых знаний

 - Отправляясь  в  путешествие, люди  узнавали  всё  больше  нового. Земную  поверхность, которую  они  видели  вокруг  себя,  люди стали  называть  горизонтом.

- Откройте  учебник  на  странице 70  и  найдите  в нём  определение  горизонта, прочитайте.

-Что  же  называют  горизонтом?

«Горизонт - видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей» (словарь Ожегова.) Горизонт в пер. от греческого  означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя

                                                                                                                     

- Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)                                                                                

- Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70

- Покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике                                                                                                                                     - Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до линии  горизонта?                                   

- Почему нельзя?  (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия. 
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта? ( На открытых поверхностях Земли)                                                                                                                    

Сказка о горизонте/Аркатов И.С.        

 Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла.  Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.  

-Зря только тратишь время и силы, - говорили человеку самые мудрые люди. - Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.  Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял.   Горизонт всюду! На каждом шагу.  И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить.    Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.  

- Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? - сказал человек.

- Как далеко находится от нас линия горизонта? граница видимой нами части земной поверхности. На ровном месте,  на открытом пространстве – на расстоянии около 4 км 500 м.

VI Физкультминутка.

VII.  Закрепление изученного
Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле.                                                                                    - Как  в  старину  мореходам  удавалось  плыть  всё  время  в  нужном  направлении, не  сбиваясь  с   пути?                                                                                              

-Как же они находили дорогу домой?  Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться

.

Не  заблудиться  им  помогало Солнце. Ведь  оно  каждое  утро  восходит  с  одной стороны, а закатывается, садится  с противоположной.

Чтение текста уч-ся в учебнике , стр.71

Работа в тетради, стр.

- Чтобы определить,кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеев«Как выглядит Земля?» (учебник, стр.72-73).

  VIII. Подведение итогов урока

             Блиц-опрос 
-Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - … (горизонт)   

-Почему существует на Земле горизонт?                                               

-Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта) 
-Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 
-В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? 
-Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток) 
-Если встать лицом к северу, то сзади будет …(юг) 
-Если встать лицом к востоку, то сзади будет … (запад) 
-Земля имеет форму (шара)                                                                      

-Это доказал - … (Ф. Магеллан)                                                                                         

-В какой части плана и карты обозначают север?                                                              

Рефлексия. 
- А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.

1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.  2.Хорошо работал(а) на уроке - жёлтый. 
3.Надо еще постараться – красный. 

VIII. Домашнее задание. 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...