Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.
план-конспект урока по окружающему миру
Урок-исследование по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_katastrofy._zemletryasenie._vulkan.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель начальных классов
Исаева Светлана Геннадьевна МОУ «Пуровская СОШ № 1»
Тема урока: Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.
Цели урока:
- дать представление о таких природных катастрофах, как землетрясения и вулканы; научить оценивать последствия катастрофы посредством опыта;
- формировать коммуникативно - информационные умения учащихся;
- развивать логическое мышление и творческо - аналитические способности учащихся при анализе ситуации и составлении инструкций – памяток «Правила безопасного поведения во время землетрясения» и «Правила безопасного поведения при извержении вулканов»;
- способствовать формированию сплоченности классного коллектива и воспитанию чувства уверенности в себе в экстремальных ситуациях.
Оборудование: видеомонтаж «Природные катастрофы» (инструментальная музыка «Величие скал» и «Гигантские волны»); аудиозапись мифа о вулкане на фоне М.Таривердиева «Полет»; музыкальный центр; мультимедийный проектор; компьютер; презентация; Толковый словарь С.И.Ожегова (2 шт.); таблички – указатели; карточки с заданиями; химическое оборудование и реактивы: спиртовка, спички, пробиркодержатель, поднос, фарфоровая чашка для выпаривания, дихромат аммония.
Тип урока: урок - исследование
Применяемые технологии: технология проблемно – диалогического обучения Е.Л.Мельниковой; информационно – коммуникативная технология; здоровьесберегающая технология.
Методы и средства обучения: метод подводящего к теме диалога, деятельностный подход.
Формы работы: групповая
Ход урока.
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в мир смелых и интересных открытий. И поэтому наш учебный кабинет на время превращается… (Одеваю халат)..превращается в научную лабораторию. А для того, чтобы наши открытия были успешными, у нас сформировались две исследовательские группы № 1 и № 2. Руководители ваших групп:…(пропечатать на бейджике). (Поставить таблички: «Исследовательская группа № 1», «Исследовательская группа № 2»). А я, Исаева Светлана Геннадьевна, буду в роли научного консультанта.
- Давайте посмотрим на экран, вслушаемся в музыку, и поделимся впечатлениями (музыка + слайды 2).
- Выскажите ваше мнение, об увиденном и услышанном (мнения детей)
- Как вы думаете, какие открытия сегодня на уроке нас ждут впереди? (слайд 3).
- Что объединяет эти фотокартинки?...?... Тема…? В природе…? Я принимаю ваши ответы. Молодцы! Но есть этому общее название, иначе сказать(слайд 3 - анимация 1 – Природные катастрофы).
- Предположите, а какие природные катастрофы мы рассмотрим и проанализируем более подробно? (слайд 3 – анимация 2. Выделить две картинки).
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (слайд 4).
- Послушайте несколько поэтических строк. Ваша задача определить, о какой природной катастрофе идет речь.
Стихотворение о землетрясении (слайд 5)
Толчок земли, еще, другой
Покрылось небо слоем пыли…
Смешались люди и машины,
У школы рухнула стена…
-Так о какой же катастрофе идет речь? (предположения детей).
- Как вы понимаете слово «землетрясение»? (ответы детей).
- Предлагаю выполнить задания по группам. - Наше исследование требует определенного времени, поэтому фиксировать его будут песочные часы.
- Возьмите карточки. Прочитайте внимательно задание и приступайте к его выполнению.
(Исследовательская группа № 1- выбрать из предложенных определений землетрясения верный вариант).
(Исследовательская группа № 2 –выбрать признаки близкого землетрясения).
- Внимание, время вышло. Послушаем ответ исследовательской группы №1 Прочитайте задание (ответ детей). А теперь давайте сверим ваши предположения с определением в Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова
( на партах, с. 228; слайд 6).
Землетрясение – подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности.
- Молодцы! Спасибо, но у меня есть дополнения. Я думаю, что они будут интересны вам, ребята:
-- Землетрясения чаще всего случаются в непосредственной близости от высоких гор.
- От чего же происходят землетрясения? Они возникают, когда на глубине в нескольких километрах от поверхности земли начинается перемещение горных пород. Тогда в течение довольно короткого времени одни участки внезапно поднимаются, другие - опускаются. Таким образом, происходит разрыв земных пластов (слайд 7), и земля содрогается. Это и есть землетрясение. Последствия землетрясений очень опасны.
- Как же предсказать грозящее бедствие?
- Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.
-Теперь хотелось бы услышать коллективное мнение «Исследовательской группы № 2» Озвучьте задание(ответ детей).
- А теперь давайте проверим ваши предположения (слайд 8 «Проверь себя»
Признаки близкого землетрясения:
- резкие изменения уровня воды в водоемах или ее
помутнение;
- запах газа в районах, где раньше этого не было;
- нарушение в работе радио, телеграфа,
электромагнитных приборов;
- слабые толчки земной поверхности).
- Молодцы!
- Но вот, что я хочу сказать вам ребята: приближающуюся катастрофу помогает ученым выявить специальный прибор - сейсмограф (слайд 9).
- Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.
- А как вы думаете, существуют ли живые приборы для определения землетрясения? Посоветуйтесь в группах (ответы детей).
(Слайд 10) - Именно животные обычно начинают нервничать, кричать, метаться. Они чувствуют приближение беды, даже еще до того, как ее может определить сейсмограф.
Например, в Японии, где очень часто происходят землетрясения, люди в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, например, кули-кули и сомики…, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды (слайд 10 – анимация).
- И так, внимание, движемся дальше! (слайд 11)
(Включить аудиозапись мифа на фоне музыки «Полет» Микаэ́ла Лео́новича Тариверди́ева:
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от гор, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
- Так вот, ребята, последствием землетрясения может быть и извержение вулкана (слайд 12, 13, 14 – анимированный). Глубоко, в земных недрах, под мощным давлением очень сильно разогреваются горные породы. Они превращаются в магму. Магма насыщена газами. Они сильно давят на магму. Образуются трещины, сквозь которые она изливается на поверхность Земли лавой. Температура лавы достигает тысячи градусов.
- А хотите увидеть, как это происходит?
- Наша мини – лаборатория позволяет здесь и прямо сейчас увидеть нам все своими глазами.
- Ребята, обратите внимание: на ваших стульях есть специальные халаты для проведения опытов. Оденьте, пожалуйста, их. Здорово! Теперь вы мои ассистенты. Посмотрите на экран. Давайте узнаем основные меры безопасности при проведении опытов (слайд 15).
(Комментарий к опыту:
- Подойдите поближе.
- Вулканы бывают спящие и действующие. Представьте, что это спящий вулкан и вдруг он проснулся от земных толчков. Смотрите, что при этом происходит. Слады 16, 17, 18.
Демонстрация опыта (дети находятся на безопасном расстоянии).
- Так что же происходит во время извержения? (слайд 19).
- Взрыв, шум, грохот. Из кратера вырываются клубы дыма, пепла, пара, раскаленные камни, изливается магма.
- Так что же такое вулкан? (ответы детей).
- Молодцы!
- Обратите внимание на экран.
(Слайд 20) Вулкан - это гора с отверстием (кратером) на вершине, из которого (если вулкан действующий), извергаются потоки расплавленной магмы (или лавы) и ядовитые газы.
- Ну как, ребята, не устали? Какого быть учеными? Правда сложно?! Но зато неимоверно интересно!
- Что нового узнали вы сегодня на уроке?
- А что знали ранее?
- О чем бы вам хотелось узнать?
- Что было интересного на уроке?
- Спасибо! Займите свои места.
- Мы вплотную подошли к заключительному этапу. Я хочу вручить вам дневники исследовательской группы, как самый первый научный документ. И предлагаю, каждой группе оценить свою работу, свой вклад в исследовательскую деятельность. И поставить одну общую оценку в дневник. Времени ученым как всегда не хватает, поэтому быстро посоветуйтесь в группах. Покажите всем.
- Молодцы! Обе группы поработали замечательно!
- А хотите узнать, как ваши исследования оценила я? Разгадайте кроссворд (слайд 21).
- Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх (магма).
- Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (СЕЙСМОГРАФ).
- Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы и обломки горных пород (вулкан).
- Какие живые приборы смогут предсказать землетрясение (животные)
- Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения. Слово из трёх букв (дым)
- Результатом нашего труда является… (оценка)
- Что мы провели в нашей мини-лаборатории, чтобы заочно увидеть извержение вулкана (опыт)?
- Но у меня для вас приготовлен еще один, но очень важный вопрос. Как вы думаете, с извержениями вулканами и землетрясениями можем столкнуться мы, жители Пуровского района?! (ответы детей.) (Нет. Мы живем на равнине, поэтому у нас могут землетрясения только тектонические, т.е. вызванные вмешательством людей (выкачка из земных недр нефти), а мы сегодня говорили о природных.
- Скоро наступит лето, и мы с вами отправимся в отпуск в разные регионы России и за ее пределы. Тогда возникает острая необходимость создать инструкции – памятки «Правила безопасного поведения при землетрясении (исследовательская группа №1) извержении вулканов (исследовательская группа №2)» (слайд 22)
Это и будет вашим домашним заданием.
- Ребята, но несмотря на очень опасную и разрушительную силу вулкана, от него есть и польза (слайд 23).
- Спасибо за работу! (слайд 24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Правила поведения при землетрясении
презентация к классному часу в рамках Месячника безопасности при землетрясении...
Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)
Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....
классный час "Природные катастрофы. Наводнение"
Разговор о поведение людей в чрезвычайных ситуациях...
Конспект занятия по ОБЖ для 3-4классов «Природные катастрофы – будьте к ним готовы!»
Данное занятие будет интересно учителям начальных классов.В нем рассказывается об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера,влияющих на жизнь человека....
Природные катастрофы
Классный час на тему: "Природные катастрофы"...
Проект "Землетрясение как природное явление"
Данный проект посвящен теме «Землетрясение как природное явление». Вместе со обучающими можно изучить понятие землетрясения и сконструировали модель, используя конструктор Lego ...
ПОЗНАНИЕ МИРА . «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ»
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «явления природы», « природная катастрофа».Задачи урока:1.Сформировать и углубить знания учащихся о явлениях природы, о природных к...