классный час "Природные катастрофы. Наводнение"
классный час по обж (3 класс) на тему

Разговор о поведение людей в чрезвычайных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navodnenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Тип занятия:    лекция

Цели:             познакомить учащихся с экстремальной ситуацией –

                               наводнением, с правилами поведения во время его

                               возникновения;

                                    содействовать развитию мышления, памяти учеников,

                               умению выражать свои мысли;

 

                               расширять кругозор школьников об обеспечении

                               безопасности жизни.

Оборудование:  иллюстрации отдыха людей

                                      на водоеме.                                                                   

Учитель:   

Волгоград, 2016

Описания величайших природных катастроф далекого прошлого в явном или скрытом виде зафиксированы в памяти людей, в мифах и легендах, древних книгах, исторических рукописях. В Библии, например, описан "всемирный потоп", который на самом деле не был, конечно, "всемирным", т.е. глобальным, но для общности людей, сфера жизнедеятельности которых была ограничена долиной большой реки или обширной межгорной котловиной, сильное наводнение, несомненно, представлялось гибелью всего мира. Наводнения происходят довольно часто, но некоторые из них приобретают поистине катастрофический характер. Так, в 1931 г. грандиозный паводок на реке Янцзы в Китае затопил 300 тыс. кв. км территории. На отдельных участках, в том числе в городе Ханькоу, вода спадала в течение четырех месяцев.

В Библии рассказывается также о гибели городов Содом и Гоморра и о разрушении города Иерихон. Специалисты считают, что библейское описание довольно точно воспроизводит картину землетрясения. Многие исследователи легендарной Атлантиды считают, что это был крупный остров, который погрузился на дно в результате землетрясения. Города Геркуланум и Помпеи были разрушены и погребены под слоем пепла, пемзы и грязи в результате извержения Везувия. Иногда извержения вулканов и землетрясения приводят к образованию гигантской приливной волны - цунами. В 1833 г. произошло извержение вулкана Кракатау, сопровождавшееся землетрясением, которое, в свою очередь, вызвало огромную приливную волну. Она достигла соседних густонаселенных островов Ява и Суматра и унесла около 300 тыс. человеческих жизней.

Таким образом, в течение почти четверти века от стихийных бедствий ежегодно в среднем погибали около 50 тыс. человек. После 1970 г. статистика пополнилась обширным списком природных катастроф. В антропологическом аспекте определение стихийных бедствий может быть сформулировано следующим образом:

стихийные катастрофы - это разрушительные природные процессы, вызывающие гибель людей в результате воздействия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и т.д., а также в результате травматизма при разрушении жилых и общественных зданий, производственных объектов и технических сооружений; уничтожение сельскохозяйственной продукции на полях и плантациях, в хранилищах и на складах; гибель сельскохозяйственных животных; разрушение коммунально-санитарной инфраструктуры, в том числе электросетей, систем связи, водопровода и канализации. Последнее обстоятельство часто приводит к массовым вспышкам инфекционных заболеваний после стихийных бедствий.

НАВОДНЕНИЯ. В гидрологическом смысле наводнение означает затопление прибрежных районов речным стоком, который превышает полную пропускную способность русла. В засушливых районах в момент большого стока "наводняется* само русло, обычно не заполненное водой. Стадия наводнения начинается при переполнении русла, когда вода выходит из берегов. Обычно устанавливают уровень половодья, критический с точки зрения ущерба имуществу и помех человеческой деятельности. Наводнение - значительно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями. Наводнения могут происходить как на постоянных, так и на временных водотоках, а также в районах, где вообще нет рек и озер, например в засушливых районах с ливневым типом осадков. Проблема приспособления человека к наводнениям приобретает особенно сложный характер, потому что наводнения одновременно с негативным воздействием на население и на среду его обитания имеют и положительные стороны. В опасных в отношении наводнений районах нет недостатка воды и плодородных пойменных земель. Попытки разрешить конфликт между необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками от наводнений предпринимались на протяжении всей истории человечества. Даже в условиях более примитивно организованных доиндустриальных обществ люди приспосабливались к наводнениям. Так, особые формы землепользования складывались у земледельцев в низовьях Нила, в нижнем течении Меконга.

Население равнины Баротсе на северо-западе Замбии реагирует на ежегодные сезонные затопления прибрежных территорий общей миграцией на возвышенные участки местности.

В индустриальных обществах XX столетия широко укоренилась концепция многоцелевого использования речных бассейнов, согласно которой уменьшение ущерба от наводнений должно сочетаться с планированием рационального водопользования.

От наводнений на реках особенно страдают густонаселенные районы Земли: Индия, Бангладеш, Китай. В Китае опустошительные наводнения чаще всего происходят на низменностях, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Несмотря на многие сотни дамб, многовековой опыт борьбы с паводками, жители этих мест по-прежнему становятся жертвами наводнений. Наводнения происходят здесь практически ежегодно, а раз в 20-30 лет носят катастрофический характер. К долинам рек приурочены многие большие города, а на их берегах расположены основные сельскохозяйственные районы. В XX в. особенно сильные наводнения на Янцзы происходили в 1911,1931, 1954 гг. В 1931 г. от голода, вызванного наводнением, пострадали 60 млн. человек. Во время наводнения 1911 г. погибли 100 тыс. человек.

Между имущественным ущербом от наводнений и числом жертв обычно существует обратная зависимость. Общества, которым есть что терять в смысле строительных сооружений, инженерных сетей, транспортных средств и пр., обычно располагают и научно-техническими средствами для обеспечения мониторинга, оповещения, эвакуации населения и ремонтно-восстановительных работ, а все это способствует сокращению числа жертв. Напротив, доиндустриальные общества, особенно с высокой плотностью сельского населения, несут менее значительные имущественные потери, но не имеют необходимых средств для осуществления предупредительных мероприятий и спасения людей. Жертвы среди населения - наиболее трагический и, безусловно, легче всего выделяемый прямой результат наводнения. В сельских районах особенно велики убытки вследствие гибели сельскохозяйственных животных и затопления земельных угодий, сопровождающегося эрозией почв и уничтожением посевов. Вода повреждает сельскохозяйственный инвентарь, семена, удобрения, корма, хранящиеся в складских помещениях, выводит из строя ирригационные системы и другие источники водоснабжения, разрушает дороги. Наводнения наносят ущерб городскому имуществу, включающему постройки всех типов, инженерные сооружения и коммуникации, транспорт, речное хозяйство. Косвенные убытки обычно связывают с последствиями для здоровья людей и общего благосостояния, хотя при этом следует учитывать и такие ценности, как живописность ландшафта, рекреационные возможности и сохранение уголков девственной природы. Нормальная деятельность медико-санитарных служб весьма осложняется вследствие повреждения транспортных средств и инженерных сетей, особенно водопровода. В результате наводнения возникает опасность заражения и загрязнения местности, вспышек эпизоотии, что может приводить к увеличению заболеваемости населения. В смягчении отрицательных последствий наводнений велика роль прогнозов. Заблаговременность прогноза максимального подъема уровня воды или переполнения русла может колебаться от нескольких минут при ливневых осадках до нескольких часов на малых водосборах в верховьях рек и нескольких суток в низовьях крупных рек.

Заблаговременность и надежность оповещения возрастают по мере движения вниз по реке при наличии необходимых сведений о ходе наводнения на вышерасположенных участках. Большинство развивающихся стран вынуждено полагаться на гораздо более скудные данные, чем нужно для прогноза и оповещения. С наводнениями, вызванными паводками на реках, человек активно борется. Для этого строятся дамбы и плотины, углубляются и спрямляются русла, сооружаются водохранилища для сбора паводковых вод, принимаются меры по управлению землепользованием в бассейне рек.

Можно привести немало примеров того, как в нашей стране предупредительными мерами был значительно сокращен ущерб от наводнений. В мае и июне 1987 г. в Тюменской области произошло очень сильное наводнение. На реках Иртыш. Тобол, Тура, Вага и Исеть вода вышла из берегов и образовала обширный разлив. Под угрозой затопления и разрушения оказались некоторые районы Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и ряд более мелких поселений. В результате паводка было повреждено пять железнодорожных мостов, разрушено или повреждено свыше 300 км дорог. Более 500 тыс. га сельскохозяйственных земель было залито водой и опустошено. Ущерб был бы существенно больше, если бы к паводку не стали готовиться заранее, еще в марте. В частности, Тюмень была спасена от затопления в результате срочного сооружения дамбы длиной в 27 км. Искусственный земляной вал помог уберечь от разлива реки и значительную территорию нижней части Тобольска. В тех местах Тюменской области, где подготовка к встрече с паводком проводилась технически и экологически неграмотно, ущерб от стихии был ощутимее. Здесь оказались затопленными многие поселки. В общей сложности свыше 1 тыс. домов, 80 сел и деревень были отрезаны разливом от районных центров. В отдельных местах понадобилась срочная эвакуация людей. Множество небольших плотин, сооруженных без учета размеров стихийного бедствия, также оказалось разрушено.

Готовность нести убытки продолжает оставаться основным способом адаптации к наводнениям для большинства жителей потенциально затопляемых районов в развивающихся странах, а часто и развитых. Очевидно, необходимы специальные меры, для того чтобы побудить к деятельности население и администрацию и выработать общую стратегию управления применительно к данным стихийным бедствиям.

Наводнение - это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня в реке, озере или море, вызываемое различными причинами.

Существуют и другие формулировки, различающиеся, главным образом, трактовкой того, что понимать под «значительным затоплением». Например, одни авторы считают, что наводнение начинается тогда, когда река выходит из своего обычного русла в межень. Другие предлагают вести точку отсчета лишь с того момента, когда вода поднимается выше уровня поймы. Третьи предлагают рассматривать затопление местности с социально-экономических позиций и считать его наводнением лишь в том случае, когда население и хозяйство потерпели ощутимый урон. Видимо, в каждом конкретном случае должны быть свои критерии, учитывающие природную и социально-экономическую ситуацию.

Актуальность изучения наводнений всегда была очень большой, потому что они издавна накладывали свой отпечаток на развитие хозяйства. По масштабности разрушительных действий наводнения стоят на четвертом месте после землетрясений, вулканизма и цунами. Возможно, в прошлом наводнения оказывали большее воздействие на жизнь общества, чем сейчас, учитывая, что древние цивилизации и угодья сложились на берегах крупных рек, и что человечество в прошлом располагало гораздо меньшими возможностями борьбы с наводнениями, чем сейчас. Сильнейшее наводнение, которое произошло примерно 5600 лет т.н. в долине Тигра и Ефрата в Месопотамии, имело столь серьезные последствия, что нашло отражение в Библии как Всемирный Потоп. И в последующем в различных районах мира неоднократно происходили катастрофические наводнения, приводившие к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям. Поэтому наводнения по своим разрушительным последствиям стоят в первом ряду среди природных катастроф. По данным ЮНЕСКО, за последнее столетие в мире от них погибло 9 млн чел., в то время как от землетрясений и ураганов - 2 млн чел. Помимо неисчислимых человеческих жертв, огромен материальный ущерб, наносимый наводнениями. В некоторых странах среднегодовые убытки могут составлять до 15% валового продукта, в целом же по миру они исчисляются миллиардами долларов.

Наводнения происходят во все сезоны года и практически повсеместно. От них страдают жители речных долин и морских побережий, горных районов и, как не удивительно на первый взгляд, пустынь. Поэтому сокрушительному воздействию водной стихии подвержены как обширные сельские районы, так и крупнейшие столицы мира.

На одной и той же территории наводнения могут происходить каждый год и даже несколько раз в году. Большая опасность заключается в том, что часто они начинаются внезапно, и люди не успевают к ним подготовиться. Наводнениями могут быть затоплены сотни и тысячи км2 и вода на них может стоять месяцами.

Природные причины наводнений. Половодье - ежегодно повторяющееся сезонное длительное и значительное увеличение водности рек, сопровождающееся повышением уровня воды в русле и затоплением поймы, - одна из основных причин наводнений. Длительность половодья зависит от длины и ширины русла рек, высоты снежного покрова, дружности весны и ряда др. причин. Большой объем половодья наблюдается в долинах высокогорных районов, где весенне-летний сток формируется за счет таяния высокогорных снегов и ледников. Особо тяжелые последствия имеют половодья в том случае, если период таяния снега и льда в горах совпадает с таянием снежного покрова в долинах.

Дождевые паводки представляют собой меньшую опасность, чем половодья. В отличие от половодья они могут повторяться несколько раз в году. Их частота и интенсивность зависят от частоты и интенсивности дождей в весенне-осенний период или оттепелей зимой, приводящих к таянию снега и льда и выпадению осадков. Особо следует выделить такие типы наводнений, которые порождаются внезапными паводками. Причиной их служат ливни, вызываемой циклональной деятельностью. Наиболее мощные ливни приносят тропические циклоны. В нашей стране от дождевых паводков страдают практически все регионы. В этом отношении весьма неблагоприятны районы с муссонным климатом (Китай, Вьетнам, Индия), к которым можно отнести и южную часть Дальнего Востока России (Приморский край).

Заторно-зажорные наводнения. В конце осени и в начале зимы на реках Северного полушария часто происходит образование внутриводного льда во время ледостава. Всплывая на поверхность, он образует рыхлые скопления - шугу. Ранее образованная шуга, приносимая течением, всплывает, задерживается и нарастает под ледяным покровом. Такое явление называется зажором. Вследствие зажора вышележащие участки поймы могут подвергаться затоплению из-за повышения уровня воды. В отличие от зажорных наводнений затопления, вызываемые заторами льда, длятся обычно не более недели. Заторы происходят во время ледохода. Наводнения заторного типа происходят на крупных реках, впадающих в Северо-Ледовитый океан.

Морские нагонные наводнения. Сильные ветры при прохождении циклонов вызывают усиленное движение морских вод в сторону наветренного берега. В результате наблюдается подъем уровня воды. Кроме того, в центре циклона образуются длинные волны. Высота волны значительно возрастает при прохождении в шельфовой зоне. Одновременно последствием циклонов могут быть сейши, представляющие собой свободные колебания воды без ее перемещения вдоль поверхности, происходящие по инерции после ослабления ветра. В том случае, когда берег низкий и пологий, подъем уровня воды при нагоне приводит к очень большим затоплениям. В устьях рек, имеющих небольшой уклон в сторону моря и большую глубину, нагонные волны могут распространяться на значительные расстояния (несколько десятков километров), вызывая подъем воды, а, следовательно, - наводнения (например Амазонка). Наводнения, вызванные цунами. Приближающаяся к берегу, волна представляет собой водяной вал высотой от 15 до 50 м. Это бурлящая стена с почти вертикальным фронтом, обладающая громадной кинетической и потенциальной энергией. Он обрушивается на берег, создавая ударную волну, которая обладает значительной разрушительной силой. Затопляя прибрежную зону, океанская волна при обратном движении создает водовороты в береговых понижениях рельефа, в которые затягивает все, что попадается на ее пути. Наводнения, порождаемые цунами, характеризуются неожиданностью, цикличностью, быстротечностью и колоссальной разрушительной слой.

Антропогенные причины наводнений. Причины наводнений, обусловленные антропогенными факторами, можно разделить на прямые и косвенные. Такие виды хозяйственной деятельности на водосборах, в речных долинах и поймах, как сведение лесов, осушение болот, промышленная и жилищная застройка, ведут к изменению гидрологического режима рек. В результате происходит увеличение поверхностной составляющей стока, что непосредственно не приводит к наводнениям, но в период прохождения пиков паводков и половодий угроза наводнений значительно возрастает. Эти причины являются косвенными.

К прямым причинам относятся: неправильное проведение паводкозащитных мероприятий (например, Тиса на венгерской территории), разрушение искусственных плотин, дамб, др. защитных сооружений (плотина Мальпассе во Франции, выход более чем 25 млн. кубометров воды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История наводнений

Презентация по истории города С.-Петербурга ....

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)

Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....

Пожары и наводнения в Санкт-Петербурге

Материал можно использовать на внеклассном занятии по истории Санкт-Петербурга....

Классный час "Чернобыльская катастрофа" для обучающихся 4 классов

Классный час "Чернобыльская катастрофа" представлен в виде информационного проекта, вскрывает причины катастрофы, её последствия....

Конспект классного часа Тема: «Стихийные бедствия: гроза, буря, землетрясение, наводнение»

дать учащимся представление о стихийных бедствиях; ознакомить с правилами безопасного поведения во время стихийных бедствий ; воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенность в своих с...

Классный час: «Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф».

Классный час проводился в День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. 26 апреля 1986 года  на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в мире техногенная ката...