Природные катастрофы
классный час

Классный час на тему: "Природные катастрофы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_katastrofy.docx545 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. ВЛАДИКАВКАЗ»

Утверждаю

директор ГБОУ

_____________ / Н.Т.Течиева

https://miro.medium.com/max/4800/1*G8I33jV1bM9j2zdEf1xmew.jpeg

ПОДГОТОВИЛА

воспитатель

Цаголова З.М.

Цели и задачи:

  • познакомить с видами природных катаклизмов, их происхождением
  • формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово воспитателя

Жизнь - самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей.

Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями.

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях.

Овладение принципами безопасной жизнедеятельности так же, как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

Ребята! Сегодня вы узнаете, какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в школе, на отдыхе, а также научитесь правилам поведения в опасных ситуациях.

Пусть каждый из вас задаст себе вопросы: НАДО ли мне помогать беззащитным, МОГУ ли я это правильно сделать, так чтобы с высоко поднятой головой выйти из ситуации, действительно ли я ХОЧУ помочь? Согласитесь, что зачастую трудно бывает не только ответить на эти вопросы, но и найти оптимальный выход.

Тема нашего классного часа «Природные катастрофы.Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (наводнение, ураган, землетрясение)»

  1. Информационный блок

Как вы понимаете слово «чрезвычайная ситуация»?

Чрезвычайная ситуация - это опасность, угрожающая сразу многим людям.

Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.

Мы с вами будем говорить о природных чрезвычайных ситуациях

  • Назовите, пожалуйста, факторы риска, угрожающие нормальной жизнедеятельности человека.(землетрясение, ураган, наводнение, пожар).
  • Как одним словом можно назвать эти явления? (Стихийное бедствие)
  1. Работа в группах.
  1. группа. Сообщение о землятресении. Цунами.(Просмотр видео)

Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческим жертвами. Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.

Самые безопасные места в помещении - это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, рядом с массивной устойчивой мебелью.

- Назовите основные правила поведения при землетрясении.

(Ощутив колебания здания, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике, быстро покиньте помещение. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проёме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол, держитесь подальше от окон и тяжёлой мебели.)

Как необходимо вести себя при землетрясении.

Если землетрясение застало вас в доме:

  1. В нашем районе преобладают, в основном, невысокие малоэтажные строения, поэтому если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.
  2. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, верстак и другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.
  3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь лифтом.
  4. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.

Если землетрясение застало вас на улице:

  1. Отойдите на открытое место.
  2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.
  3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.
  4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Если вы оказались в завале:

  1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь остановить его подручными средствами.
  2. Устройтесь поудобнее, уберите от себя острые обломки.
  3. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.
  1. группа. Сообщение об урагане. (Просмотр видео)

Ураган = это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/се

- Как нужно вести себя при буре или урагане?

(В помещении: отойти от окон, погасить огонь, отключить электроэнергию. Включив радио ждать получение информации от МЧС.

На открытой местности укройтесь в канаве, яме, овраге. Лечь и плотно прижаться к земле.)

Итог: Главное - не поддаваться панике!

  1. группа. Сообщение о наводнении.(Просмотр видео)

Наводнение - это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:

  • обильные осадки, дожди;
  • интенсивное таяние снега;
  • образование заторов (льдины весной);
  • разрушение плотин и дамб;

Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.

Как необходимо вести себя при наводнении:

  • По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны возможного катастрофического затопления в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания.

В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь, перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома.

  • Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи и спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем - вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотенцем, подбитым к древку, а в темное время - световым сигналом и периодически голосом.
  • При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств.
  • Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа. Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим.
  1. Слово воспитателя. Следующее стихийное бедствие - это пожар.

Мы знаем, что огонь может быть другом, а может принести много горя.

Так что же самое главное о пожарах мы должны запомнить? (Пожар не возникает сам).

Пожар-это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

Причины пожаров:

  • Неосторожное обращение с огнем;
  • Молнии;
  • Поджоги.

Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения. Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружениях.

Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

Как действовать во время лесного пожара.

  1. Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном распространению огня, то есть по «горелому» лесу.
  2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
  3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

Правила поведения во время пожара в зданиях.

В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом:

  1. немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду по телефону 101
  2. никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.
  3. не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает разбушевавшийся огонь.

Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то наши пожарные будут благодарны, если все вы четко сообщите:

  • Где происходит пожар, адрес.
  • Что горит.
  • Свое имя и фамилию.

Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь. Не паникуйте, говорите по телефону чётко и спокойно.

Помните! Дети в тушении пожара не участвуют!

5.        Разыгрывание ситуаций. По карточкам.

Карточка № 1

Вы оказались дома или в школе во время землетрясения. Ваши действия?

Карточка №2

Вы оказались дома во время наводнения. Ваши действия?

6.        Игра: по сказкам определить ситуацию.

Н.: «Кошкин дом», «Три поросенка», «Снежная королева»

7.        .Чтение стихов учащимися. «Ураган», «Землятресение», «Наводнение»

8.        Собрать пословицы о пожаре (на доске даны вразброс)

9.        Загадки:

Кругом вода, а с питьем беда.(море).

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.(ветер)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.(водопад)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.(берега)

Течет, течет - не вытечет,

бежит, бежит - не выбежит.(река)

10.        Итог.

Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное - не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на уроке.

Главный постулат выживания - человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в любых, самых суровых условиях.

Директор         _______________        Н. Т. Течиева

подпись                        расшифровка

      М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

Классный час в начальной школе посвящен 25 - летию  со дня аварии на ЧАЭС....

Экологические катастрофы.Экономика и экология.

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем о влиянии экономики на экологию,внеклассных мероприятий по экологии....

День памяти жертв погибших в радиационных катастрофах

Презентация содержит материал о катастрофе на Чернобыльской АЭС, фото памятников жертвам радиационных катастроф и информацию об атомном взрыве....

внеклассное мероприятие по экологии "Экологические катастрофы"

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружа...

классный час "Природные катастрофы. Наводнение"

Разговор о поведение людей в чрезвычайных ситуациях...

Конспект занятия по ОБЖ для 3-4классов «Природные катастрофы – будьте к ним готовы!»

Данное занятие будет интересно учителям начальных классов.В нем рассказывается об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера,влияющих на жизнь человека....

Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.

Урок-исследование по окружающему миру...