ПОЗНАНИЕ МИРА . «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ»
методическая разработка (3 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «явления природы», « природная катастрофа».
Задачи урока:

1.Сформировать и углубить знания учащихся о явлениях природы, о природных катастрофах.

2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основе рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.

3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, повышение познавательной активности, учебной мотивации, учить самостоятельно получать знания, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПОЗНАНИЕ МИРА  .

«ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ»

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «явления природы», « природная катастрофа».
Задачи урока:

1.Сформировать и углубить знания учащихся о явлениях природы, о природных катастрофах.

2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основе рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.

3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, повышение познавательной активности, учебной мотивации, учить самостоятельно получать знания, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока : урок сообщения новых знаний
Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:

учебник “Познание мира” для 3 класса ( Алматыкітап), словарь Ожегова, презентация «Явления природы», видео «Почему бывает радуга», карточки с изображением времен года,  явлений  природы  для практической работы, для опытов: вата, вода, компьютерные диски.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем всем удачи,

И активности в придачу

Мы урок наш начинаем,

Много нового узнаем!

– Я разделила вас на четыре группы.

Давайте вспомним правила работы в группах:

1.Вежливо обращайтесь друг к другу

2.Выслушивайте мнение каждого

3.Не перебивайте говорящего

4.Доказывайте свои версии

  1. В группе ответы даёт каждый

6.Умеешь сам- научи другого

 

2.Актуализация знаний.

— Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

Разгадывание ребусов. ( класс разделён на 4 группы, каждая группа вытягивает ребус)

— Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)

Снег, туман, иней, радуга —  это  явления природы.

  1. Постановка цели и задач урока.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать какие бывают природные явления, как они появляются)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Как вы думаете, что означает слово «явление».

А) Работа со словарём.

-Найдите значение этого слова в словаре.

Явление — всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов).

Б) Составьте кластер:

— Какие явления природы вам известны?

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

В) Презентация и сообщения учащихся.

Загадки о явлениях природы.

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

 Роса

Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.

На почве, стволах деревьев и других объектах роса не образовывается, потому что они дольше сохраняют тепло и не остывают до той температуры, когда водяной пар превращается в капельки воды.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. Туман

 

Туман

Часто можно увидеть, как оконные стекла в комнате запотевают. Это значит, что водяной пар в теплом воздухе комнаты коснулся холодного стекла, сгустился и превратился в мельчайшие капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в природе.

Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.

 

Это уже не водяной пар, а мельчайшие капельки воды, образовавшиеся из охладившегося в холодном воздухе пара. Это природное явление называется туманом. Если нет ветра, туман может провисеть всю ночь.

Но когда солнце прогревает воздух или дует сухой теплый ветер, туман исчезает – капельки воды испаряются, превращаясь в водяной пар. Туманы можно наблюдать в любое время года. Мы и сами можем поучаствовать в образовании тумана – в холодное время года мы выдыхаем теплый воздух, который виден как белое облачко тумана  или, открыв зимой форточку, мы видим белые клубы тумана, потому что воздух в комнате был теплым насыщенным водяным паром, который под воздействием холодного воздуха улицы быстро охладился и превратился в туман.

Туман

Плыл над озером туман.
Положил себе в карман
Утку он
С утятами,
Бережок с ребятами,
Мокрый луг и рыбака,
Спрятал даже облака.

Стало нам обидно –
Ничего не видно!
             (М. Шаповалов)

 

С неба капает уныло —
Всюду мокро, влажно, сыро.
От него легко укрыться,
Стоит зонтику раскрыться

Дождь

Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Практическая работа

 

Как образуются тучи и осадки.(учитель показывает опыт).

Опыт Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек  ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

— Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

Молнии – это электрические разряды. Температура внутри молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний

Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй

Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии

 

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он.

Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Радуга

Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,

Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!

(Л. Громова )

 

— Поднимите руки , кто видел радугу?

-Какое чувство вызывает у вас радуга?

 

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

«Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

 

Видеоролик » Как появляется радуга»

 Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас.

Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов

Практическая работа.

-Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас.

-Оказывается её можно увидеть и у нас в классе.

-Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет.

-Расскажите, что вы видите?

 

Говорю я брату:

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это … (град.)

 Град

Летом иногда выпадает град, который может быть очень крупным (бывают градинки размером с куриное яйцо).

Если разрезать пополам крупную градинку, можно увидеть, что она состоит из снега и оболочки из нескольких слоев льда. Град образовывается в кучево-дождевых облаках: в верхнем холодном слое появились снежинки, опустились ниже, в более теплый слой, и оказались среди капелек воды, которые покрыли снежинки, поток воздуха подбросил этот шарик вверх, где вода замерзла, образовав корочку льда. Иногда поток воздуха несколько раз подбрасывает опускающийся шарик, который покрывается слоями снега и льда – так образуется крупный град.

— Самая большая градина (1кг) выпала в государстве Бангладеш в 1986 году

 

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

 Снег

Как и дождь, и снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Высоко над землей царит сильный холод. Туда поднимаются водяные пары, которые превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный шестиугольный кристаллик растет, пока не превратится в белую пушистую звездочку-снежинку. Снежинки начинают медленно-медленно опускаться на землю. Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. Маленькие кристаллы льда, из которых состоит снежинка, отражают свет друг от друга, поэтому снег всегда белого цвета. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.

Работа в группах. Составить коллаж.

— Мы рассмотрели только несколько явлений природы, а их очень много.

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

Все изменения в природе, связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

 

Каждая группа получает ватман,  картинки времён года, карточки с названием явлений природы.

Критерии которыми будем руководствоваться при создании и защите постеров.
1.Выберите иллюстрацию, которая соответствует вашему времени года.
2.Подберите стихотворение к данному времени года.
3.Выберите карточки явлений природы, характерные данному сезону.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, роса, туман, метель, снеготаяние, ледоход, набухание почек, град, гроза, радуга, заморозки, мороз, ледостав, иней, вьюга, буран, гром и молния, половодье, ветер

Работа по учебнику.

— Откройте учебники . Прочитайте текст на странице 40 -41 и ответьте на вопросы:

— Какие природные явления называют катастрофами? Почему?

Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных. (Цунами)

 

Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)

 

В наше современное время учеными создаётся различное оборудование, при помощи которого можно предвидеть природное явление и предупредить людей о надвигающейся опасности. Но если стихия приходит неожиданно, то человеку очень трудно противостоять силе природы.

Тест

Если согласны, ставите +,  не согласны –

 

1

Изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы?

+

2

Некоторые явления природы происходят только в определенное время года?

+

3

Сверкает молния, гремит гром- это бывает зимой?

4

После весны идет зима?

5

Люди всегда наблюдали за явлениями природы?

+

6

Землетрясение, наводнение, ураган, цунами, смерч – эти явления природы называют катастрофами?

+

7

Роса выпадает из облаков?

8

Иней на деревьях можно увидеть зимой?

+

9

Ветер — это движение воздуха?

+

10

Радуга состоит из 8 цветов?

 

 Рефлексия

— Изменения в природе — дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад и т.д. – все это явления природы. Природные явления происходят естественным образом во всех уголках мира. Они бывают обычными для людей, а также разрушительными и невероятными. Необычные и великолепные явления могут поражать воображение, вызывать страх или проходить незаметно для человека. Природа не перестает удивлять нас своим величием и великолепием.

 

— У вас на партах лежат карточки “настроения” – заполните их и если вам понравился  урок , вызвал хорошее настроение, то приклейте солнышко,  а если  вам не всё понравилось и вам грустно, то приклейте тучку.

На уроке я работал                активно / пассивно 

Своей работой на уроке я     доволен / не доволен

Урок для меня показался     коротким / длинным 

За урок я                                 не устал / устал 

Мое настроение                     стало лучше / стало хуже 

Материал урока мне был     понятен / не понятен 

                                                  интересен/ не интересен

 Домашнее задание мне кажется    легким / трудным                                          

 

 

— Спасибо всем за  урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Явления природы"

План-конспект урока по окружающему миру, программа "Школа России" (ФГОС) для 2 класса. Тема "Явления природы"....

Урок познания мира "Явления природы"

открытый урок по познанию мира в 1 классе...

классный час "Природные катастрофы. Наводнение"

Разговор о поведение людей в чрезвычайных ситуациях...

Конспект занятия по ОБЖ для 3-4классов «Природные катастрофы – будьте к ним готовы!»

Данное занятие будет интересно учителям начальных классов.В нем рассказывается об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера,влияющих на жизнь человека....

Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.

Урок-исследование по окружающему миру...

Природные катастрофы

Классный час на тему: "Природные катастрофы"...