Технологическая карта урока педагогики "Природные катастрофы", 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

Матвеева Арина Евгеньевна

 

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;

2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.

Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.

Задачи:

1. Дать представление о природных катастрофах;

2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 30.01.2024

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студент: Матвеева Арина Евгеньевна

Группа: 33

Методист: Мирзоян Регина Владимировна

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПроЭнергию»

Направленность внеурочной деятельности: естественно-математическое и технологическое.

Класс: 3-8

Тема: «Природные катастрофы».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о природных катастрофах и их влиянии на окружающую среду и живых существ;

2. Умение высказывать свое отношение к природным катастрофам, выражать свои эмоции.

Цель: формирование у обучающихся представлений о природных катастрофах.

Задачи:

1. Дать представление о природных катастрофах;

2. Расширить представление детей о взаимосвязях в природе, посредством выполнения заданий;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 30.01.2024

Челябинск, 2024

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

5 мин.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите: «Я рад, что ты мой одноклассник и ты сидишь со мной». Я тоже рада, что это занятие я проведу с вами.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Просмотр фрагмента видеоролика.

- Что произошло со Смешариками?

- Какие еще явления кроме смерча вы знаете?

- Как их можно назвать одним словом?

- Смешарики решили попутешествовать по России. Но уходя из Ромашковой Долины, они столкнулись со смерчем, то есть с природной катастрофой. Нам нужно помочь Смешарикам преодолеть все трудности при путешествии, ведь они не знают, что им делать.

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Предположите о чём мы сегодня будем говорить.

- Верно, тема нашего занятия «Природные катастрофы». Сформулируйте цель нашего занятия, используя подсказки на доске:

Узнаем…

Научимся…

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

- Их унес смерч.

- Наводнения, ураган…

- Природные явления.

- О природных катастрофах.

- Узнаем о том, что такое природные катастрофы.

- Научимся правильно вести себя во время природных катастроф.

УУКД:

- вступать в коммуникативное сотрудничество

- принимать тему и цель совместной деятельности

УУРД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Видеофрагмент

Презентация, слайд №1

Презентация, слайд №2,3

Основной

30 мин.

- Для начала попробуйте предположить, что такое «природные катастрофы»?

- Посмотрите на экран, «…», прочитай определение, пожалуйста.

- Запишите определение этого понятия в тетрадь на странице 35.

- Чтобы продолжить путешествие, Смешарики должны составить синквейн. Давайте поможем им!

- Вы знаете, что такое синквейн?

- Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, которые описывают действия главной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее главную тему;

5 строка – синоним к главному слову с первой строки.

- На слайде вы можете увидеть примеры синквейна.

- Используя слова со страницы 35 рабочей тетради из задания 1 и запишите их в пустые строчки в этом же упражнении.

- На работу у вас есть 3 минуты.

- Время вышло. «…». Расскажи, что у тебя получилось.

- Отлично!

Подводка к каждому природному явлению через видео.

- Сейчас, ребята, мы посмотрим с вами несколько видео, которые сняли Смешарики, а вы предположите, о какой природной катастрофе идет речь. И запишите ее во 2 задании на странице 36.  Также после каждой природной катастрофы, о которой мы сегодня узнаем, вы будете получать памятку о том, как правильно себя вести при определенном явлении природы. О всех правилах, с которыми мы будем знакомиться, нужно будет рассказывать Смешарикам, чтобы помочь им в путешествии!

Видео.

- Как вы думаете, что это за природная катастрофа?

- Верно, это засуха. Засуха - продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. В России 26 июля 2010 года в 23 регионах России было объявлено чрезвычайное положение в результате рекордных температур. В связи с засухой было уничтожено около 50% урожая.

- Именно с засухой и столкнулись Смешарики. Давайте прочитаем памятку.

- Предположите, как влияет засуха на окружающую среду и живых существ?

- Не забывайте записывать названия природных явлений.

Видео.

- О какой катастрофе это видео?

- Верно. Метеоритный дождь — множественное падение метеоритов из-за разрушения более крупного в процессе падения на Земле.

- Предположите, как влияют метеоритные дожди на окружающую среду и живых существ?

- Они сгорают в атмосфере и поэтому метеоритные дожди называют часто «звездопадами». Но есть метеориты, которые не сгорают в атмосфере и падают на землю, за которыми следуют разрушения и смерти.

- 12-13 августа 2023 года его можно было наблюдать на Южном Урале.

- Смешарики побывали в Челябинске и узнали о Челябинском метеорите. Челябинский метеорит - фрагментированные остатки крупного челябинского метеорита 15 февраля 2013 года, достигшие земли после прохождения метеорита через атмосферу.

- Прочитайте памятку со слайда по цепочке.

Видео.

- Какая здесь катастрофа? Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. 14 июля 2016 года на столицу Российской Федерации обрушилась аномальная гроза. Гроза и ливень парализовали ночью движение на части московских магистралей. Об этом Смешарики рассказали, когда приехали в Москву.

- Как гроза влияет на окружающую среду?

- Прочитайте памятку со слайда начиная с 5 парты по цепочке.

Видео.

- Что такое это? Правильно. Это землетрясение. Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности. Что оно может сделать с окружающей средой?

- 4 сентября 2018 в районе поселка Мулдакаево (30 км от г. Катав-Ивановск) было последнее землетрясение на Урале, достигшее 6 баллов - рассказали жители поселка Смешарикам.

- Прочитайте правила поведения при землетрясении.

- Запишите это понятие в рабочую тетрадь.

- Сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Откройте страницу 37, задание 2. В парах расположите баллы и картинки.

- Давайте проверим по поднятой руке.

- Возвращаемся к нашему прошлому заданию.

Видео.

- Что это такое? Да. Снежная лавина. Масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.

- Смешарики побывали в Норильске и узнали следующее: 8 января 2021 года в Норильске в районе горнолыжного комплекса "Гора отдельная" произошел сход лавины. Снегом засыпало несколько домиков, в одном из которых были люди.

- Как влияет сход снежных лавин на окружающую среду?

- Отлично, а теперь прочитайте для наших друзей – Смешариков памятку поведения при сходе снежной лавины.

- Ребята, не забывайте записывать себе понятия. Снежную лавину запишите в тетради под соответствующей цифрой.

Видео.

- Что же это за природная катастрофа? Ого, вы знаете так много! Это наводнение. Наводнения – это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере.

- Предположите, как влияет наводнение на окружающую среду?

- Друг, с которым Смешарики встретились в Хабаровске, рассказал следующее: в августе 2013 года в результате затяжного паводка и выпадения большого объема осадков на Дальнем Востоке и Южном Урале произошло крупное наводнение. В результате стихийного бедствия пострадали более 170 тысяч человек.

- Давайте прочитаем правила. Запишите понятие, пожалуйста.

- Давайте выполним физминутку. Вставайте.

- Туман повис клоками

в саду и во дворе.

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка

с кудрявой головой.

И маленькие рожки

на этой голове.

Но поутру остались

лишь капли на траве...

- Присаживайтесь. Посмотрите на экран, продолжим работу.

Видео.

- Что вы можете сказать об этом видео? Вы правы! Это ураган. Это сильный ветер, который может разрушать здания, вырывать деревья с корнем, повреждать мосты и дороги.

- Что вы знаете о том, какие последствия влечет за собой ураган?

- Продолжая свое путешествие, Смешарики узнали, что 8 октября 2003 года аж на несколько центральных регионов России обрушился ураган. В результате несколько человек получили травмы и много людей осталось без света и электричества.

- Прочитайте памятку по цепочке.

- записываете себе в строчку под цифрой 7.

Видео.

- Что вы увидели в этом видео? Какие вы молодцы! Это извержение вулкана. Вулкан внешне вулкан похож на гору. Представьте бутылку с кока-колой, которую вы потрясли, а потом решили открыть крышку. Вот по такому же принципу работает и вулкан.

- Как вы думаете, как влияет на окружающую среду извержение вулкана?

- При извержении вулкана на поверхность выбрасывается лава, которая уничтожает все на своем пути. И вот Смешарики добрались до Камчатки. Ее жители рассказали им еще одну историю? В 2014 году произошло извержение вулкана на Камчатке. Из-за этого в озере, которое находится недалеко от вулкана, погибло почти все живое.

- Прочитаем правила! Запишите понятие.

- Откройте страницу 40, задание 5. Новые друзья Смешариков, живущие на Камчатке, предлагают выполнить задание, чтобы подробнее ознакомиться с вулканами, а именно с их частями. Посмотрите, они на экране. Я буду читать определение одной из частей, а ваша задача расположить ее у одной из частей вулкана на рисунке.

Магма – это расплавленная горячая масса, которая находится под земной корой.

Кратер – отверстие на вершине вулкана, через которое выходит лава.

Жерло – это отверстие внутри вулкана, по которому магма поднимается к кратеру.

Когда магма выходит на поверхность, ее называют лавой.

- Молодцы, вы справились с таким сложным заданием! Подпишите эти части у себя в тетради.

- А что еще вы знаете о вулканах? А вы знали, что вулканы могут быть разных видов?

- Посмотрите на задание 6. Его нам также посоветовали друзья Смешариков. Сейчас мы с вами узнаем, какие виды вулканов существуют.

- Давайте с вами поиграем. Обратите внимание на экран. На нем вы можете увидеть виды вулканов и их описание. Вам нужно их соотнести. (На слайде виды вулканов и их описания, названия вулканов написаны вразброс, после ответов детей каждое название при помощи анимации оказывается около описания вида)

- … - вулканы, которые извергаются в наши дни. Как вы думаете, какой это вид вулкана? Потухший, уснувший или действующий?

- Верно, ребята. Запишите этот вид себе в тетрадь на странице 40 в самом низу.

- Следующее. … - вулканы, не извергавшиеся много лет, но они иногда начинают действовать?

- Записываем

- И последнее. … - вулканы, которые бездействуют много тысяч лет?

- Молодцы! Запишите себе в тетрадь.

Видео.

- Что это за природная катастрофа?

- Пожар – процесс горения, который причиняет моральный ущерб, вред жизни и здоровью людей.

- Пожары возникаю не только из-за гроз, но и из-за халатности людей. Даже выброшенной стеклянной бутылки будет достаточно, чтобы сухая трава загорелась. Ведь луч проходит через стекло и нагревает поверхность, на которой бутылка лежит.

- Какие последствия несет за собой пожар, предположите?

- Путешествуя по Свердловской области, Смешарики расспросили жителей про пожары и узнали, что 26 апреля 2023 года в семи населенных пунктах Свердловской области огнем повреждены 206 строений, включая 147 жилых домов. В пострадавшем от пожаров поселке Сосьва погиб один человек, еще один пропал без вести.

- Прочитайте последнюю памятку по цепочке.

- Давайте поможем Смешарикам выполнить викторину. Чтобы убедиться, что мы готовы поделиться знаниями со Смешариками и другими людьми.

- Всего будет 8 вопросов, но первые 4 вопроса мы выполним вместе. Отвечайте по поднятой руке.

- 1. Как называется сильный ветер в Америке?

а) Торнадо; 6) буря; в) цунами.

2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие:

а) Спасатели; б) пожарные; в) врачи.

3. Если Вы оказались в завале:

а) Осмотрите себя, уберите острые обломки, зовите на помощь, когда слышны

голоса спасателей;

б) громко кричите, паникуйте;

в) ничего не делайте.

4. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч:

а) Ураган; б) буря; в) торнадо.

- Отлично! Теперь вы попробуете ответить сами. У вас есть 3 минуты.

5. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды:

а) Поток; б) наводнение; в) цунами.

6. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку:

а) Ураган; б) вулкан; в) землетрясение.

7. Если землетрясение застало вас на улице:

а) бегите домой;

б) отойдите на открытое место;

в) сядьте в машину.

8. Как вести себя при смерче или урагане?

а) Спрячьтесь в укрытие (подвал, погреб, под мостом;

б) остерегайтесь оборванных электрических проводов;

в) останьтесь в открытом месте.

- Итак, время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Ответы принимаются по поднятой руке!

-Вы отлично справились!

Дополнительное задание.

- Откройте страницу 39 и посмотрите на таблицу.

Вы знаете, что такое цунами? Об этом я рассказала Смешарикам, поэтому они подсказывают, что цунами – это гигантские волны в океане, вызываемые землетрясениями и взрывами вулканов. У цунами также существует своя шкала оценки мощности.

- На столах у вас лежат карточки, на которых написаны факты, относящиеся к цунами и факты, относящиеся к землетрясениям.

- Выполните это задание в парах. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Потом мы все вместе проверим.

-Время вышло, давайте проверим. Что вы отнесли и к цунами, и к землетрясению?

- А что к цунами?

- И к землетрясению?

- Отлично!

Отвечают на вопросы учителя.

- Природные катастрофы - какие-либо разрушения, чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой гибель всего живого.

- Нет.

- Катастрофа – быстрая смертельная – губит уничтожает разрушает – беда для всего живого – бедствие.

Отвечают на вопросы учителя и слушают учителя.

- Это засуха.

- Памятка: 1) проводите на улице как можно меньше времени, старайтесь охладить воздух вокруг себя; 2) на улице больше находитесь в тени, передвигайтесь медленно; 3) носите светлую одежду, желательно из хлопка и обязательно надевайте головной убор.

- Она лишает их воды и еды.

Пишут.

- О метеоритном дожде.

- Они разрушают строения, поэтому страдают живые существа.

- Памятка: 1) если вы услышали взрыв, не подходите к окну, вас может накрыть взрывной волной.; 2) спускайтесь только по лестнице, не пользуйтесь лифтами; 3) если не успеваете покинуть здание - укройтесь в безопасных местах, как вариант-залезайте под стол.

Пишут.

- Здесь говорится о грозе.

- Она сдувает крыши с домов и может травмировать или убить живое существо.

- Памятка: 1) не используйте электроприборы; 2) не стойте под высокими деревьями; 3) не приближайтесь к водоемам и металлическим предметам.

Пишут.

- Это землетрясение.

- Разрушает дома, разрушает дороги, уничтожает живых существ.

- Памятка: 1) перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон, тяжелой мебели; 2) пытаясь из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом; 3) выйдя из здания, отойдите от него подальше и не посещайте зону разрушений.

- Работать дружно…

- 1-2 балла – 1 картинка, 3-4 балла – 2 картинка, 5-6 баллов – 3 картинка, 7-8 баллов – 4 картинка, 9-10 баллов – 5 картинка, 11-12 баллов – 6 картинка.

Пишут.

- Это снежная лавина.

- Засыпают дома, заваливают живых существ снегом.

- Памятка: 1) ускоренным шагом или бегом уйдите с пути лавины, если вас настигла лавина, закройте нос и рот рукавицей; 2) когда лавина остановилась, постарайтесь создать пространство около лица и груди; 3) оказавшись в лавине, не кричите; плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины.

Пишут.

- Это наводнение.

- Гибнут живые существа, так как затопляет фермы, дома и так далее.

- Памятка: 1) включите телевизор, радио и прослушайте сообщение;

2) отключите воду, газ, электричество, запасите пищу и воду, перенесите на верхние этажи ценные вещи;

3) забейте досками окна и двери.

Пишут.

Дети присели на карточки,

выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки. «Бегают» пальчиками по парте.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

- Это ураган!

- Он ломает деревья, сносит крыши домов, гибнут живые существа.

- Памятка: 1) если вы находитесь на улице, укройтесь в ближайшем здании; 2) держитесь вдали от построек, которые могут быть легко разрушены; 3) находясь в доме, отойдите от окон.

Пишут.

- Увидели извержение вулкана!

- Он способствует началу пожаров и также гибели живых существ.

- Памятка: 1) закройте нос и рот марлевой повязкой, чтобы в них не попал пепел; 2) наденьте защитные очки и одежду, чтобы не получить ожоги; 3) на улице старайтесь находиться на возвышенных местах.

Пишут.

Выполняют задание.

Подписывают.

- Нет.

- Действующие.

- Уснувшие.

- Потухшие.

Пишут.

- Это же пожар!

- Сгорают дома, леса, живые существа задыхаются от дыма

- Памятка: 1) не заливай водой горящие электроприборы;

2) не открывай окна,не пользуйся лифтом;

3) прятаться во время пожара нельзя.

Пишут.

Отвечают на вопросы учителя.

1) а

2) а

3) а

4) а

5) б

6) в

7) б

8) а

- Сходства: природная катастрофа; есть шкала оценки мощности природной катастрофы.

- Различия: 1) цунами: гигантские волны; затапливает территории.

2) землетрясения: колебания земной поверхности; разрушает дороги и создает трещины в земле.

УУПД:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- строить речевое высказывание в устной форме.

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

УУРД:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме

УУКД:

- формулировать собственное мнение и позицию

- конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение

-  строить понятные для партнера высказывания

Рабочая тетрадь страница 35.

Презентация, слайд №4

Презентация, слайд №5

Презентация, слайд №6

Таймер

Рабочая тетрадь страница 36

Видеофрагмент

Презентация, слайд №7

Презентация, слайд №8

Видеофрагмент

Презентация, слайд №9

Презентация, слайд №10

Видеофрагмент

Презентация, слайд №11

Презентация, слайд №12

Видеофрагмент

Презентация, слайд №13

Презентация, слайд №14

Рабочая тетрадь страница 37

Видеофрагмент

Презентация, слайд №15

Презентация, слайд №16

Видеофрагмент

Презентация, слайд №17

Презентация, слайд №18

Видеофрагмент

Презентация, слайд №19

Презентация, слайд №20

Видеофрагмент

Презентация, слайд №21

Презентация, слайд №22

Рабочая тетрадь страница 40

Презентация, слайд №23

Презентация, слайд №24

Видеофрагмент

Презентация, слайд №25

Презентация, слайд №26

Рабочая тетрадь страница 36

Рабочая тетрадь страница 39

Презентация, слайд №27

Рефлексия

5 мин.

Организует анализ работы.

- Ну что, ребята мы помогли Смешарикам узнать о правилах поведения при природных катастрофах и собрали все памятки. Теперь они спокойно могут путешествовать дальше. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?
- Какая была цель? Достигли ли мы ее?
- Отлично. Итак, я предлагаю вам продолжить фразы, которые представлены на экране:

Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось…

- Хорошо. Ребята у вас на странице 40 есть лампочка.

- Кто сегодня на нашем занятии все понял и может рассказать другим закрашивает лампочку зеленым цветом, кто понял материал, но у него остались вопросы закрашивает жёлтым, и те, кто не до конца разобрались с темой закрашивают красным.

- Замечательно, а сейчас давайте запишем в дневник домашнее задание. Выучить правила поведения при природных катастрофах.

- Спасибо за вашу работу и вашу отзывчивость, благодаря вам Смешарики знают, что делать во время природных катастроф.

- Природные катастрофы.

- Узнали о том, что такое природные катастрофы. И научились правильно вести себя во время природных катастроф. Достигли.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрашивают лампочку.

УУРД: 

- анализировать и оценивать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной форме

УУКД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- формулировать собственное мнение и позицию

Презентация, слайд №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...