Проект "Землетрясение как природное явление"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Данный проект посвящен теме «Землетрясение как природное явление».
Вместе со обучающими можно изучить понятие землетрясения и сконструировали модель, используя конструктор Lego WeDo 2.0, который позволит испытывать проекты зданий на устойчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_okruzhayushchemu_miru_zemletryasenie_kak_prirodnoe_yavlenie_.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
структурное подразделение «Центр «Созвездие
Проект «Землетрясение, как природное явление»
Для обучающихся 7-15 лет
Руководители:
Пименова Александра Сергеевна
Педагог дополнительного обраования
Гатчина
2022
Содержание
| |
| |
| |
| |
| |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Землетрясение как явление природы». |
Участники проекта | Обучающиеся творческого объединения РОБОКЛУБ |
Возраст | 7-15 |
Учебное заведение | МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» структурное подразделение «Центр «Созвездие» |
Руководитель проекта | Педагог дополнительного образования Пименова Александра Сергеевна |
Цель проекта | Ознакомление с понятием и причинами землетрясений, формирование представлений о видах землетрясений и правилах поведения во время землетрясений. |
Задачи | 1. Изучить происхождение и природу землетрясения. 2. Углубить знания о последствиях землетрясений. 3. Узнать о сейсмоопасных регионах в НСО. 4. Познакомиться с правилами поведения во время землетрясений. 5. Сделать вывод о том, какой урон экологии наносят землетрясения. 6. Создать и запрограммировать устройство, которое позволит испытывать проекты зданий. 7. Задокументировать результаты и представить свои выводы, какие проекты стали наиболее устойчивы. |
Проблема проекта | Землетрясения наносят огромный ущерб экономике государств, населению и экологии нашей планеты. |
Время работы над проектом | 10 октября – 21 октября 2022 |
Предметная область | Естествознание / Окружающий мир, Робототехника |
Учебная тема | Природные явления |
Тип проекта | Информационно-исследовательский |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике | Межпредметный проект |
Технологии | Исследовательская технология, основанная на следующих методах: исследовательский и проблемный методы, метод сбора и обработки данных, анализ справочных и литературных источников, обобщение результатов, мультимедийная технология. |
Краткая аннотация проекта | Такое явление природы как землетрясение является одним из часто встречающихся на территории НСО в последние годы. Однако в учебниках НОО не предусмотрено изучение темы «Землетрясение» для формирования понимания процесса образования такого явления у обучающихся. |
Результативность | Исследование показало, что в ходе всего срока проведения проекта у обучающихся сформировалось представление о «Землетрясении» как заметные колебания, происходящие от действия внутренних пластов земной коры. |
Область применения результата проекта | На уроках предмета: Окружающий мир и в рамках внеурочной деятельности: «Я –исследователь». |
Введение
Данный проект посвящен теме «Землетрясение как природное явление». Тема актуальна тем, что природные явления как землетрясение стали появляться повсеместно.
Стихийные действия сил природы, пока ещё не в полной мере подвластные человеку, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
Землетрясения наносят огромный ущерб экономике государств, населению и экологии нашей планеты.
Землетрясения являются одним из наиболее страшных природных катастроф, они уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах.
Я выбрала эту тему проекта после того, как увидела в новостях репортаж про землетрясение, увидела снимки разрушений, вызванных землетрясением. Я стала искать разную информацию, чтобы узнать подробнее об этом явлении: почему оно происходит, какие бывают виды землетрясений и, самое главное, как нужно себя вести во время землетрясений.
Вместе со обучающими мы изучили понятие землетрясения и сконструировали модель, используя конструктор Lego WeDo 2.0, которfz позволит испытывать проекты зданий на устойчивость.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом проходила в 6 этапов:
1. Подготовительный. Сроки реализации: 10 октября 2022 г. На данном этапе происходил выбор руководителя проекта, поиск проблемных полей для исследования в рамках учебной дисциплины «Окружающий Мир», затрагивая так же часть учебных дисциплин: «Робототехника», «Физика», «ОБЖ». Выбор темы исследования и формирование участников проекта.
2. Поисковый. Сроки реализации: 11 октября 2022 г. На данном этапе определена тема проекта – «землетрясение как явление природы» и поставлена цель исследования – ознакомление с понятием и причинами землетрясений, формирование представлений о видах землетрясений и правилах поведения во время землетрясений. Подобран теоретический материал для исследования по теме «Землетрясение - как явление природы».
Проблема, на решение которой направлено исследование заключается в следующем:
- можем ли в домашних условиях, создав модель «Землетрясение» различным способом, исследовать движущие силы возникновения толчков, приводящие к разрушению.
Предметом исследования являются подземные толчки и колебания земной коры.
Цель исследования: определение причины возникновения землетрясений.
Задачи:
- Изучить теоретический материал;
- Провести опрос обучающихся четвертых классов;
- Проанализировать и систематизировать материалы опроса;
- Исследовать физическую картину явления на примере модели землетрясения.
- Познакомиться с правилами поведения во время землетрясений.
Гипотеза. Предположим, что причинами землетрясения являются подземные толчки и колебания земной коры.
Землетрясение – это резкие импульсные сотрясения участков земной поверхности. Земля состоит из массивных блоков, называемых тектоническими плитами. Эти плиты непрерывно перемещаются на поверхности земли с очень медленной скоростью. Они могут расходиться, скользить вдоль друг друга или надвигаться друг на друга. Когда они сталкиваются друг с другом, растёт напряжение внутри земной коры. Иногда край одной плиты скользит под другую плиту. В процессе этого надвига одной плиты на другую происходит освобождение энергии, которая вызывает волновые колебания поверхности земли.
Изучением землетрясений и связанных с ними явлений, занимается наука-сейсмология.
Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале, для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой.
Что такое магнитуда? Одним из способов замерить амплитуду колебаний и количество освобождаемой энергии является шкала магнитуд, или шкала Рихтера.
Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).
Землетрясение состоит из нескольких этапов. Основному, наиболее сильному толчку предшествуют предупреждающие колебания (форшоки), а после него начинаются афтершоки, последующие сотрясения, причем магнитуда самого сильного афтершока на 1.2 меньше, чем у основного толчка.
Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения.
Вблизи источника землетрясения слышны резкие звуки, на некотором удалении они напоминают раскаты грома или гул взрыва. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны - цунами, вызывающие страшные разрушения на суше.
Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.
Учёные различных стран прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, до сих пор ещё не удаётся.
Раньше землетрясение рассматривали только как физическое явление, но они наносят колоссальный экологический вред окружающей природе.
Самая разрушительная сила землетрясений больше всего бывает в больших городах. Самое могучее землетрясение может быть в 10 тысяч раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году.
Виды землетрясений:
- Моретрясения - при них возникают гигантские волны-цунами.
- Вулканические землетрясения - происходят в недрах вулкана.
- Техногенные - вызываются деятельностью человека, к примеру, затопление территории при строительстве крупных водохранилищ.
- Обвальные - вызванные обвалами и большими оползнями.
- Землетрясения искусственного характера - происходят из-за взрыва большого количества взрывчатых веществ при подземном ядерном взрыве.
Страной землетрясения является Япония, где сейсмическая активность считается чем-то обыденным. Хотя ее история помнит немало землетрясений, цунами и извержений вулканов, которые стали настоящей трагедией для этой невероятной страны.
Островное государство Япония по стечению обстоятельств находится на стыке тектонических участков земли. Под Японией соединяются и перемещаются следующие литосферные плиты:
Евразийская;
Тихоокеанская;
Филиппинская;
Североамериканская.
Если евразийская и североамериканская плита находятся в относительном покое, то тихоокеанская и филиппинская достаточно активны, чтобы вызвать серьезные смещения. Их структура меняется слишком быстро, вызывая большие оползни и сейсмические толчки.
Вывод: землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
3. Аналитический. Сроки реализации: 17 октября 2020 г. Для своей работы я составила и провела анкетирование среди обучающихся. В моем исследовании приняли участие обучающиеся РОБОКЛУБ
количество участников анкеты составило 15 человек.
Рассмотрим результаты опроса:
- Знаете ли вы что такое «землетрясение»? (да - 15 чел., нет -0 чел)
- Приходилось Вам ощущать его? (да – 0 чел., нет – 15 чел.)
- Как вы думаете, несет ли оно опасность? (да – 15 чел., нет –0 чел.)
- Можно ли создать и запрограммировать устройство, которое позволит испытывать проекты зданий? (да – 9 чел., нет – 6 чел.)
- Если да, то хотели бы вы попробовать создать его? (да - 15 чел., нет – 0 чел.)
Вывод: Все, кто интересовался таким явлением как «землетрясение», и хотел бы изучить его детально и сконструировать устройство, которое позволит испытывать проекты зданий на прочность.
4. Практический. Сроки реализации: 18 октября 2022 г.
Этап создания
Используя приложение Lego WeDo 2.0
Используйте кирпичи:
Постройте симулятор землетрясения, который может сотрясать здания.
ПОСМОТРЕТЬ ИНСТРУКЦИИ ПО СБОРКЕ
Подключите свой Smarthub
Включите Smarthub и подключите его к своему устройству. Если вам нужна помощь, посмотрите видео.
Дополнительные указания см. в справочной панели.
Запрограммируйте свою модель
Запрограммируйте свой симулятор землетрясения так, чтобы имитировать землетрясение различной силы.
Исследуйте вместе с Максом и Мией
- Найдите землетрясение с наименьшей магнитудой, чтобы обрушилось здание B. Протестируйте здание А с такой же величиной.
Запишите и сравните свои результаты для обоих тестов. - Запустите ту же программу, чтобы потрясти здания B и C.
Запишите и сравните свои результаты для обоих тестов.
Исследуйте больше с Максом и Мией (по желанию)
- Спрогнозируйте, что произойдет, если вы повторите свое исследование с землетрясением большой силы.
Документируйте свои прогнозы, а также документируйте и сравнивайте свои результаты для обоих тестов. - Постройте самое высокое сооружение, способное выдержать землетрясение магнитудой 8 баллов.
- Этап совместного использования
Доработайте документ
- Просмотрите свой прогноз и объясните, что произошло в ходе этого расследования.
- Организуйте свою информацию, чтобы поделиться ею с другими.
- Вставьте в свой проект важный текст, картинки, снимки экрана или видеоролики.
Поделитесь своими находками:
Основываясь на ваших выводах в ходе этих исследований, представьте доказательства своими словами о том, какие факторы делают здание более пригодным для защиты от землетрясений.
5.Презентационный. Сроки реализации: 18 октября 2022 г.
Обучающими подготовлены выступления, где они рассказывают о своих наблюдениях и результатах экспериментов с устройством.
6. Контрольный. Сроки реализации: 19-21 октября 2022 г. Подготовлена проектная работа на тему «Землетрясение как явление природы», результаты работы представлены на занятиях. Полученные результаты соответствуют поставленным задачам.
Приложение 1
Инструкция «Правила поведения при землетрясении»
- Не паниковать, если вы находитесь на 1-2 этаже и есть возможность за несколько секунд выбежать на улицу, то так и надо сделать.
- Не пользоваться лифтом.
- Лучше отойти на открытое безопасное место.
- Не стоять под линиями электропередачи рядом с деревьями.
- Если вы находитесь на верхних этажах, то надо встать в дверной проём, так как считается, что это прочная конструкция.
- Если вы едете в машине, то надо остановиться у обочины дороги, так чтобы рядом не было фонарей, деревьев, высотных зданий.
- Если после землетрясения есть пострадавшие люди, надо помогать спасателям оказывать первую медицинскую помощь этим людям и освобождать людей из-под завалов.
Список используемой литературы
- Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 2017.
- Землетрясения: Причины, последствия и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Потапов А., Ревелис И., Чернышев С., 2017
- Татьяна Олейник: Великие природные катастрофы. Наводнения, землетрясения, вулканы, торнадо. - Издательство: Феникс,2006 г.
- https://smekni.com/a/23625/zemletryaseniya/
- http://ukhtoma.ru/puls6.htm
- https://obrazovaka.ru/question/osnovnymi-prichinami-vozniknoveniya-zemletryasenij-yavlyayutsya-116566
- https://yandex.ru/q/question/science/kakovy_prichiny_zemletriasenii_chto_takoe_b6525886/
- https://education.lego.com/en-us/lessons/wedo-2-science/robust-structures/student-worksheet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению "Природные явления, погодные аномалии"
Ознакомление учащихся с природными явлениями, погодными аномалиями, правилами поведения во время стихийных бедствий...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Необычные природные явления"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-19585-20...
Презентация "Природные явления"
Презентация к уроку "Природные явления" ( 2 класс)...
Проверочный тест по теме «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА».
Проверочный тест по теме «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА»....
Тест "Времена года. Природные явления", 3 класс, УМК "Гармония"
Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Времена года. Природные явления". Тест состоит из 8 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов...
буклеты о природных явлениях
Восход солнца, дождь, иней, гром - множество, казалось бы, обычных явлений, которые мы не считаем чем-то удивительным. Ведь чудеса - это должно быть что-то крайне редкое! А что необычного может быть в...
Необычные природные явления
Презентация по теме: "Необычные природные явления" Окружающий мир 4 класс...