биология 7 класс
рабочая программа по окружающему миру
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_kl.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по биологии
7 класс
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « биология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 7 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «биология» включен в обязательную предметную область «Естествознание».
Программа составлена на основе программы учебного курса «биология» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с нарушением интеллекта 7 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета « Биология» (7 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по биологии решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
- умение выражать свои чувства
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Стандарт устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 12 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
Содержание программы
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковым растениями
Общее понятия об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черенок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятия о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1. испарение воды листьями
2. дыхание растений (поглащение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)
3. образование крахмала в листьях на свету
4. передвижение минеральных веществ и воды о древесине
5. условия, необходимые для прорастания семяни
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семядолями (фасоли).
Строение семени с одной семядолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат – помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя – для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Арготехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Месса произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (2 часа)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 часа).
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (3часа):
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прокопка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1 час): «Веселая работа в саду»
Контрольная работа (2 часа)
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розовоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником. | 1 | |
Многообразие растений (4ч) | ||
Многообразие растений | 1 | |
Значение растений | 1 | |
Охрана растений | 1 | |
Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень Лабораторная работа. Строение растения. | 1 | |
Цветок (5ч) | ||
Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков) Лабораторная работа. Строение цветка. | 1 | |
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка) | 1 | |
Опыление цветков | 1 | |
Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие | 1 | |
Распространение плодов и семян | 1 | |
Семя растения (6ч) | ||
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. | 1 | |
Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы | 1 | |
Размножение семенами. | 1 | |
Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян | 1 | |
Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. | 1 | |
Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян | 1 | |
Корень (4ч) | ||
Разнообразие корней | 1 | |
Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски | 1 | |
Значение корня в жизни растения | 1 | |
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень) | 1 | |
Лист (6ч) | ||
Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок) | 1 | |
Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов | 1 | |
Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету | 1 | |
Испарение воды листьями, значение этого явления | 1 | |
Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений | 1 | |
Листопад и его значение | 1 | |
Стебель (3ч) | ||
Строение стебля на примере липы | 1 | |
Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам Демонстрация опыта | 1 | |
Разнообразие стеблей | 1 | |
Растение – целостный организм (2ч) | ||
Растение –целостный организм | 1 | |
Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания | 1 | |
Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч) | ||
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека | 1 | |
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | 1 | |
Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание | 1 | |
Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа | 1 | |
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника | 1 | |
Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья. | 1 | |
Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами) | 1 | |
Однодольные растения (4ч) | ||
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. | 1 | |
Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) | 1 | |
Выращивание: посев, уход, уборка | 1 | |
Использование в народном хозяйстве. | 1 | |
Лилейные(4ч) | ||
Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище) | 1 | |
Лук, чеснок –многолетние овощные растения Лабораторная работа. Строение луковицы | 1 | |
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта. Лилия, тюльпан, хлорафитум | 1 | |
Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | |
Двудольные растения (22ч) | ||
Пасленовые. | 1 | |
Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен. | 1 | |
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | 1 | |
Выращивание картофеля | 1 | |
Овощные пасленовые. Томат -помидор | 1 | |
Овощные пасленовые. Баклажан и перец | 1 | |
Цветочно-декоративные пасленовые. Петунья и душистый табак | 1 | |
Бобовые. | 1 | |
Пищевые бобовые растения. Бобы и горох | 1 | |
Фасоль и соя – южные бобовые культуры | 1 | |
Клевер, люпин - кормовые травы | 1 | |
Розоцветные. Шиповник | 1 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня | 1 | |
Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника | 1 | |
Сложноцветные. | 1 | |
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | |
Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | |
Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа | 1 | |
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа Экскурсия на биостанцию МГПИ | 1 | |
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | |
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | |
Обобщение по теме «Растения – живой организм» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 коррекционный класс
Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка по биологии 8 коррекционный класс VIII вид....
Рабочие программы по биологии с 5 по 11 классы
Примерные рабочие программы по биологии (линия Сонина)...
Урок окружающего мира 2 класс "Что изучает биология"
Урок окружающего мира 2 класса по системе Занкова....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе "Живая и неживая природа"
Обобщающий урок -путешествие ,игровые технологии....
отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс
урок с применением новых технологий....
Рабочая программа по биологии 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....
Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....