отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Рефлексивный отчет урока «Lesson Study»
7 «Г» класс.
Преподаватель: Волковинская Нина Борисовна
Предмет: биология
Тема: Внутреннее строение дождевых червей
Количество учащихся: 18
Количество наблюдателей: 2
Цель исследования: Активизация познавательной активности посредством диалогового обучения.
Задачи для наблюдателей:
1 Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2 Подобрать стратегии, которые помогут достичь цели.
3 Апробировать на практике, пронаблюдав и сделав соответствующие анализы.
Урок составляла группа учителей из 10 предметников – это и учитель музыки, и английского языка, казахского языка, физической культуры, учителя начальных классов. Но на самом уроке – наблюдения присутствовали лишь двое участников группы.
Уровень познавательной активности и ЗУН учащихся 7 «Г» класса - средний.
Учитель должен быть рельсами,
по которым свободно
и самостоятельно движутся вагоны,
получая от них только направление
собственного движения….
Л. Выготский
Эти слова очень хорошо отражают роль учителя на данном уроке.
Свой урок Нина Борисовна начала с деления на группы по цвету фантиков конфет, этим она внесла оживление и интерес у учащихся. Было сформировано 5 групп, с разным количеством участников:
1 группа – 5 учащихся
2 , 3, 4 - группы по 4 учащихся, и 5 группа – 1 ученик.
После этого проверка домашнего задания – это и тест, который дети проверяли в парах, а затем по эталону. Дальше хорошо прошло оценивание своих знаний учащимися. Сравнив свою работу с эталоном, они поставили себе оценку.
Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии вызова учитель предложил посмотреть презентацию о дождевых червях, а затем ответить на вопрос о том, как передвигается дождевой червь. Учитель хотел проверить усвоение пройденной темы, а так же посмотреть, как справиться каждая команда и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к теме урока. Перед групповой работой учитель провел четкий инструктаж:
Знакомство с материалом,
· Распределение заданий внутри группы.
· Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
· Подведение итогов группового задания.
Первая группа справилась намного лучше с заданием, при этом в группе они работали сообща и рассказ был более содержательный. Во второй группе отвечали два ученика со средней успеваемостью. Но ни одна группа не смогла дать полный ответ. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. После ответов групп более способные учащиеся подготовили информацию о теории Дарвина (значение дождевых червей) и теорию Фиша. Появилась проблема: кто же из ученых прав? Это и должны были исследовать учащиеся и ответить на данный вопрос.
На стадии осмысления, первого урока учитель использовала прием «Фишбоун» (рыба) и сразу же возникли трудности, дети читали текст, но при этом не один из учащихся, не задумался над его осмыслением и в дальнейшем над всей работой в целом связанной с текстом. Что сказалось при работе с заполнением маркировочной таблицы( скелета рыбы). Учащиеся лишь устно ответили на свои разделы, но не смогли восстановить полную картину внутреннего строения дождевого червя, а так же не смогли обсудить выполненный ими материал и оценить свою работу. После ответа каждой группы учитель задавал вопросы разного порядка. Например:
Простые вопросы — При помощи, каких мышц передвигается дождевой червь? Какого цвета кровь у дождевого червя?
Уточняющие вопросы.
- Почему червя называют дождевым? Почему их можно увидеть только после дождя?
Интерпретационные вопросы.
- От чего зависит цвет крови дождевого червя?
Творческие вопросы.
- Как вы думаете, что случилось бы с червем, у которого бы отсутствовала выделительная система?
Практические вопросы.
- Скажите где и как вы можете наблюдать работу дождевого червя?
Оценочные вопросы.
- Каково ваше мнение о значении дождевых червей?
В процессе рефлексии ученики должны были взаимооценить и самооценить результаты обучения и познания. Но этого они не успели, так как урок подошел к концу.
Выявленные факты в ходе наблюдений процесса обучения:
И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
урок биология 5 класс Тема урока: Значение бактерий.
Урок открытия новых знаний.Структура урока: организационный момент, мотивация, изучение нового материала, закрепление материала после каждого блока, первичная проверка полученных знаний, рефлекс...
Методическая разработка - Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»
Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»(6 класс, 1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)Автор: Ершова Ольга ЭдуардовнаУчитель ГБОУ школы №613 Моско...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...