биология 6 класс
рабочая программа по окружающему миру

Козорезова Ольга Николаевна

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

«Рассмотрено»

Руководитель МК

_____        /___________/

ФИО

Протокол № 1 от        

 «» августа 2019 г.

«Согласовано»

ЗДШ  по УВР

_____        /Олейник М.В.

ФИО

« » августа        2019г.

     «Утверждено»

        Директор школы

 _____        /Кутырёва О.С.

ФИО

 «  » августа 2019г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

педагога  первой квалификационной категории

 Козорезовой Ольги Николаевны

по  биологии

6 класс

2019 – 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету « биология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 6 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «биология» включен в обязательную предметную область «Естествознание».

Программа составлена на основе программы учебного курса «биология» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с нарушением интеллекта 6 года обучения      в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета       « Биология» (6 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
  • Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2019-2020 учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать стремление  применять лингвистические знания в повседневной жизни.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по биологии  решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
  • умение выражать свои чувства

   Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

Стандарт  устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

      Общее количество обучающихся в классе 9 человек. Данная программа предусматривает обучение  детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс  коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.

        Содержание и основные разделы программы по биологии в 6 классе

Введение (3 ч)

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего

изучают природу.

Вода (16 ч)

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния

воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение

воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы

и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде

вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту,

промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

1.Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.

2.Расширение воды при замерзании.

3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4.Очистка мутной воды.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Воздух (15 ч)

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг.

Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и

сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в

природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений,

животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.

Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы

узнали о воздухе.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах(сахар, сухарь, уголь, почва).

2.Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4.Воздух - плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практическая  работа:

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч)

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные

ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные

ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль.

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные

ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Черные

Почва(14 ч.)

Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почвы.

Практические работы

Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция)

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Различие песчаных и глинистых почв.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Часы

Введение

3

Раздел I   Природа

1

Живая и неживая природа

1

2

 Твердые тела, жидкости и газы.

Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы.

1

3

 Для чего нужно изучать природу        

1

Раздел II   Вода в природе

16

4

 Вода в природе

1

5

 Вода - жидкость

1

6

 Температура воды и её измерение

1

7

 Изменение уровня воды при  нагревании и охлаждении

1

8

 Изменение состояния воды при замерзании

1

9

 Лёд – твёрдое тело

1

10

 Превращение воды в пар

1

11

 Кипение воды

1

12

 Три состояния воды в природе

1

13

 Вода - растворитель

1

14

 Водные растворы и их использование

1

15

 Водные растворы в природе

1

16

 Нерастворимые в воде вещества

1

17

 Чистая и мутная вода.  Питьевая  вода

1

18

 Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды

1

19

 Что мы узнали о воде

1

Раздел III   Воздух

15

20

Воздух в природе

1

21

 Воздух занимает место

1

22

 Воздух сжимаем и упруг

1

23

 Воздух – плохой проводник тепла

1

24

 Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении

1

25

Теплый воздух легче холодного

1

26

Движение воздуха в природе

1

27

Состав воздуха

1

28

 Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1

29

 Углекислый газ

1

30

 Применение углекислого газа

1

31

 Значение воздуха

1

32

 Чистый и загрязненный воздух

1

33

 Охрана воздуха

1

34

 Что мы узнали о воздухе

1

Раздел IV   Полезные ископаемые

20

35

 Что такое полезные ископаемые

1

36

 Полезные ископаемые, используемые в строительстве.

1

37

 Гранит.

1

38

 Известняки.

1

39

 Песок и глина

1

40

 Горючие полезные ископаемые

1

41

 Торф.

1

42

 Каменный уголь

1

43

 Нефть

1

44

 Природный газ

1

45

 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1

46

  Калийная соль

1

47

 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

1

48

 Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1

49

 Железные руды

1

50

 Чёрные металлы. Чугун.

1

51

Сталь

52

Медная и алюминиевая руды.

1

53

Алюминий

54

 Медь и олово.

1

55

Что мы узнали о полезных ископаемых

Раздел V   Почва

14

56

 Что называют почвой.

1

57

 Состав почвы.

1

58

 Перегной – органическая часть почвы

1

59

 Песок и глина – минеральная часть почвы.

1

60

 Минеральные соли в почве.

1

61

 Различие почв по их составу.

1

62

 Как проходит вода в разные почвы.

1

63

 Испарение воды из почвы

1

64

 Весенняя(предпосевная) обработка почвы

1

65

 Осенняя(основная) обработка почвы.

1

66

 Охрана почв.

1

67

Что мы узнали о почве

1

68

Повторение пройденного.

1

Всего:

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 коррекционный класс

Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка по биологии 8 коррекционный класс VIII вид....

Рабочие программы по биологии с 5 по 11 классы

Примерные рабочие программы по биологии (линия Сонина)...

Урок окружающего мира 2 класс "Что изучает биология"

Урок окружающего мира 2 класса  по системе Занкова....

отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс

урок с применением новых технологий....

Рабочая программа по биологии 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение

Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....

Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....