биология 6 класс
рабочая программа по окружающему миру
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по биологии
6 класс
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « биология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 6 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «биология» включен в обязательную предметную область «Естествознание».
Программа составлена на основе программы учебного курса «биология» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с нарушением интеллекта 6 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета « Биология» (6 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по биологии решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
- умение выражать свои чувства
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Стандарт устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 9 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 6 классе
Введение (3 ч)
Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего
изучают природу.
Вода (16 ч)
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение.
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния
воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение
воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы
и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде
вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.
Демонстрация опытов:
1.Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.
2.Расширение воды при замерзании.
3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4.Очистка мутной воды.
Практическая работа:
Определение текучести воды.
Воздух (15 ч)
Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг.
Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и
сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в
природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений,
животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.
Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы
узнали о воздухе.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение воздуха в пористых телах(сахар, сухарь, уголь, почва).
2.Объем воздуха в какой-либо емкости.
3.Упругость воздуха.
4.Воздух - плохой проводник тепла.
5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практическая работа:
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (20 ч)
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные
ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные
ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль.
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные
ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Черные
Почва(14 ч.)
Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почвы.
Практические работы
Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция)
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Различие песчаных и глинистых почв.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Часы |
Введение | 3 | |
Раздел I Природа | ||
1 | Живая и неживая природа | 1 |
2 | Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. | 1 |
3 | Для чего нужно изучать природу | 1 |
Раздел II Вода в природе | 16 | |
4 | Вода в природе | 1 |
5 | Вода - жидкость | 1 |
6 | Температура воды и её измерение | 1 |
7 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении | 1 |
8 | Изменение состояния воды при замерзании | 1 |
9 | Лёд – твёрдое тело | 1 |
10 | Превращение воды в пар | 1 |
11 | Кипение воды | 1 |
12 | Три состояния воды в природе | 1 |
13 | Вода - растворитель | 1 |
14 | Водные растворы и их использование | 1 |
15 | Водные растворы в природе | 1 |
16 | Нерастворимые в воде вещества | 1 |
17 | Чистая и мутная вода. Питьевая вода | 1 |
18 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды | 1 |
19 | Что мы узнали о воде | 1 |
Раздел III Воздух | 15 | |
20 | Воздух в природе | 1 |
21 | Воздух занимает место | 1 |
22 | Воздух сжимаем и упруг | 1 |
23 | Воздух – плохой проводник тепла | 1 |
24 | Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении | 1 |
25 | Теплый воздух легче холодного | 1 |
26 | Движение воздуха в природе | 1 |
27 | Состав воздуха | 1 |
28 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 |
29 | Углекислый газ | 1 |
30 | Применение углекислого газа | 1 |
31 | Значение воздуха | 1 |
32 | Чистый и загрязненный воздух | 1 |
33 | Охрана воздуха | 1 |
34 | Что мы узнали о воздухе | 1 |
Раздел IV Полезные ископаемые | 20 | |
35 | Что такое полезные ископаемые | 1 |
36 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | 1 |
37 | Гранит. | 1 |
38 | Известняки. | 1 |
39 | Песок и глина | 1 |
40 | Горючие полезные ископаемые | 1 |
41 | Торф. | 1 |
42 | Каменный уголь | 1 |
43 | Нефть | 1 |
44 | Природный газ | 1 |
45 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения | 1 |
46 | Калийная соль | 1 |
47 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | 1 |
48 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов | 1 |
49 | Железные руды | 1 |
50 | Чёрные металлы. Чугун. | 1 |
51 | Сталь | |
52 | Медная и алюминиевая руды. | 1 |
53 | Алюминий | |
54 | Медь и олово. | 1 |
55 | Что мы узнали о полезных ископаемых | |
Раздел V Почва | 14 | |
56 | Что называют почвой. | 1 |
57 | Состав почвы. | 1 |
58 | Перегной – органическая часть почвы | 1 |
59 | Песок и глина – минеральная часть почвы. | 1 |
60 | Минеральные соли в почве. | 1 |
61 | Различие почв по их составу. | 1 |
62 | Как проходит вода в разные почвы. | 1 |
63 | Испарение воды из почвы | 1 |
64 | Весенняя(предпосевная) обработка почвы | 1 |
65 | Осенняя(основная) обработка почвы. | 1 |
66 | Охрана почв. | 1 |
67 | Что мы узнали о почве | 1 |
68 | Повторение пройденного. | 1 |
Всего: | 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 коррекционный класс
Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка по биологии 8 коррекционный класс VIII вид....
Рабочие программы по биологии с 5 по 11 классы
Примерные рабочие программы по биологии (линия Сонина)...
Урок окружающего мира 2 класс "Что изучает биология"
Урок окружающего мира 2 класса по системе Занкова....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе "Живая и неживая природа"
Обобщающий урок -путешествие ,игровые технологии....
отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс
урок с применением новых технологий....
Рабочая программа по биологии 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....
Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....