Конспект урока по окружающему миру "Почему мы любим кошек и собак"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Задачи урока:

- расширить и систематизировать представления учащихся о кошках и собаках;

- познакомить детей с правилами ухода за кошкой и собакой;

- раскрыть связь между требованиями по уходу  и условиями, необходимыми для жизни животных;

-развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и в парах

-воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;

-воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Почему мы любим кошек и собак?»

Цель:познакомить с условиями жизни кошек и собак и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир» А.А.Плешаков, 1 класс, рабочая тетрадь;
  • Компьютер и медиа проекционное оборудование;
  • Предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой.
  • Карточки с предметами ухода за кошкой и собакой.

Задачи урока:

- расширить и систематизировать представления учащихся о кошках и собаках;

- познакомить детей с правилами ухода за кошкой и собакой;

- раскрыть связь между требованиями по уходу  и условиями, необходимыми для жизни животных;

-развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и в парах

-воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;

-воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, групповая, в паре.

Планируемые результаты:

Предметные:

объем освоения и уровень владения компетенциями :

- рассказывать о роли кошек и собак в доме человека

-знать правила содержания кошек и собак, правила ухода за ними

-узнавать по рисункам изученные (некоторые) породы кошек и собак.

-научатсяся правильной безопасности при обращении с кошкой  и собакой.

-научатся описывать по плану своего домашнего питомца;

-рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

-обсуждать свое отношение к домашним питомцам;

-выдвигать предположения  и доказывать их;

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Метапредметные результаты:

-использовать различные способы поиска (в учебнике), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД :

-общеучебные-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели ;

логические осуществлять поискнеобходимой информации ( из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти ).

Регулятивные УУД: ориентироваться  в учебнике ; принимать и сохранять учебную задачу ;

-оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД:

-уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

-согласовывать свои действия с партнёром;

-вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; -строить понятные речевые условия.

Личностные результаты:

- формировать уважительного отношения к иному мнению ;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося ;

-развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; --формировать эстетические потребности, ценностей и чувств;

-овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;  

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- осознавать свои возможности в учении;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И проверь сейчас дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Проверим готовность …

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодняшний урок будет немного необычным, потому что, как Вы уже успели заметить, у нас присутствуют гости.

- Давайте их поприветствуем. (Здороваются).

- А теперь улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и радости открытия новых знаний.

- Но и я на урок пришла не одна. Со мной  как всегда на урок окружающего мира пришли наши друзья Мудрая Черепаха и Веселый Муравьишка Вопросик.

(На доску вывешиваю картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика)

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?  (О радуге)

- Как образуется радуга?

-Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?

- Кто назовет цвета радуги по порядку?

-Давайте проверим, как справились у нас с этим заданием за доской.

- Ребята, Муравьишка  рад, что выполнили  задания.

- И мы говорим вам: «Молодцы»!

III. Самоопределение к деятельности.

-Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки.

- Отгадайте их.(Слайд 1)

1.Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

2.Кто позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге? (Медведь)

3.С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

4. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …(Лиса)

5.По полю скачет - ушки прячет,

Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц)

6.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?...(Волк)

- Какие животные самостоятельно добывают  пищу и строят себе жилища?(Медведь, волк, лиса, заяц)

- Как можно их назвать, одним словом? (Дикие животные)

- А какие животные у нас остались, которых мы не отнесли к этой группе? (Кошка, собака)

- Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим(О кошках и собаках (Слайд 2)

- К каким животным их отнесём? (Домашним)

- Чем отличаются домашние животные от диких?(Они живут с человеком).

- А кто им в этом приходит на помощь?( Человек)

- Домашние животные не добывают пищу самостоятельно, условия для их жизни создает человек.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей – о кошках и собаках.

- А вы любите кошек и собак?

- Давайте правильно сформулируем тему.

- С какого вопроса у нас начинаются темы в этом разделе? (Почему?)

-Итак «Почему мы любим кошек и собак?( Слайд 3)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? Чему мы буем учиться? Что нового узнаем?(Узнаем породы собак и кошек, как за ними ухаживать, ответим на вопрос «Почему мы их любим?»)

IV.Работа по теме урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

-У кого из вас есть кошка или собака?

-Расскажите о них по плану.

  • Название животного
  • Его кличка
  • Характер питомца
  • Забавный эпизод из наблюдений за его поведением.

-Первые о ком мы поговорим - это кошки.

- Кошки, самые распространённые домашние животные. На свете живёт более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.(Слайд 4)

- Ребята,какие породы кошек вы знаете?

- Различают такие породы:

Персидскаяи ангорские кошкипроисходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.Персы терпеть не могут, когда их дразнят, тогда они пускают в ход когти.

(Слайд №5)

Сибирские кошки – обладают длинной и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмёрзнуть. Такие кошки похожи на маленьких рысей.

(Слайд №6)

Характер британцев подходит для большинства семей. Это дружелюбные, преданные кошки. Они спокойны и самостоятельны.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки с серебристо-голубой плюшевой шёрсткой.

(Слайд №7)

Сфинксытолько кажутся голыми. Точнее будет сказать что они бесшерстные, потому что их кожа покрыта очень тонким слоем шерсти.

Тело на ощупь теплое и мягкое, напоминающее кожицу персика.

(Слайд №8)

Шерсть сиамских кошеккороткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Признак породы – тёмная "маска" на мордочке и голубые глаза. Сиамы — одни из самых добрых и преданных хозяину кошек, они прекрасно ладят с детьми. (Слайд 9)

- До сих пор главные « профессии» кошки - охотник и охранник (Слайд 10)

- По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

-Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим теплом.

- Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю.Куклачёва, снимаются в кино.

- Итак, ребята, что нового вы узнали о кошках?

- Вот и сейчас нашему вниманию представляется сценка «Кошка»

- Ребята, скажите, пожалуйста ,правильно ли мальчик обращался с кошкой?

- Что же хотели сказать ребята нам из этой сценки?

- Кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но, если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.

V. Физкультминутка.

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия.

(ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(поднимание и опускание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(приседания)

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

(хлопки в ладоши)

VI. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

- Когда приручили собак?

- Собака- самый верный друг из домашних животных. Более 15 тыс. лет назад, когда люди были бродячими охотниками, они приручили волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. (Слайд 11,12)

- Какие породы собак вы знаете? (Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)

- Все породы собак делятся на три группы(Слайд 13)

-служебные

-охотничьи

-декоративные

- Первая группа –служебные.

Почему этих собак называют служебными? (Слайд 14)

Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор сенбернар, ньюфаундленд, черный терьер.

- Колли (Слайд 15) Ротвейлер (Слайд 16) Ньюфаундленд (Слайд 17) Немецкая овчарка (Слайд 18)

- Что вы знаете об охотничьих собаках? (Слайд 19, 20, 21)

-Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие, лайки, таксы, сеттеры, фокстерьеры и другие.

-Что вы можете сказать о декоративных собаках? (Слайд 22, 23)

- Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, пекинесов, чау-чау, йоркширский терьер, шпиц.

- А как собака может служить человеку еще?

Есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице. На севере используют собачьи упряжки как средство передвижения. Такие упряжки остаются важным видом транспорта.

Во время войны собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали собаки – Белка и Стрелка. Все это было увековечено в памятниках собакам:

         – памятник собаке-космонавту (г. Ижевск)(Слайд 24)

         – памятник «Преданности» собаки (г. Тольятти)

         –  памятник служебным собакам МВД России (г. Новосибирск)

– памятник Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж)

На протяжении 7 лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги. После смерти преданной собаки люди поставили ей памятник, который посвятили верности.(Слайд 25,26)

           - Это памятник собаке Барри, собака которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время схода снежных лавин , среди спасенных им людей был замерший мальчик, лежавший под снегом с погибшей мамой. Барри сверху лег на тело мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем Барри привел его к ближнему жилью.

В наше время собаки выполняют много важных функций: (Слайд 27)

  •  Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
  • Собаки помогают охранять границу России, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку.
  • Есть породы, которые помогают сопровождать слепых,
  • Есть собаки - спасатели,которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

-  Что нового узнали о собаках?

Но прежде всего любая собака, кем является для человека?(Другом) (Слайд 28)

- Даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожими друг на друга!

-Более подробно о кошках и собаках вы можете узнать из энциклопедий и книгах о животных.

VII. Продолжение работы над темой урока.

Беседа “Как ухаживать за кошкой и собакой”.

Работа в группах.

- Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

- Какие же условия должны быть у наших питомцев? Сейчас мы с вами выясним.

- Каждой группе я раздаю лист с заданием. На картинках отсутствуют фрагменты, вам нужно правильно приклеить предметы на свои места. И составить рассказ, как правильно ухаживать за кошками и собаками.

- Давайте проверим.( К доске выходят 2 человека) (Сверяем с экраном)

- Какие продукты полезны для кошек и собак?

-Корм для вашего питомца должен быть свежим. Мясо кошкам и собакам нужно давать сырое, так как они по своей природе охотники. А вот рыбу лучше давать варёную – от сырой рыбы в кишечнике могут завестись паразиты. Сухой корм можно давать понемножку и не часто; чрезмерное его употребление может привести к мочекаменной болезни. В миске у животных всегда должна быть чистая вода. Чтобы кошки и собаки были здоровыми и активными, им нужно давать витамины.

VIII. Практическая работа в парах.

-Ребята, а сейчас у вас работа в парах.  На партах лежит лист, на которых предметы ухода за кошками и собаками. Внимательно рассмотрите и соотнесите предметы к кошке или собаке( стрелочкой). Как называются эти  предметы  и для чего они предназначены.

- А возле доски у нас поработает группа с такими же предметами и 2 человека за доской)

 – Ребята, решите, кто из вас двоих будет рассказывать.

Выйдите к доске те ребята, у кого есть предметы ухода за кошкой.

Выйдите к доске, у кого есть предметы ухода за собакой.

-Проверяем

IX.  Работа в рабочей тетради.

Выполняют задание на стр.27.

Рассмотрите рисунок. Кто изребят правильно гуляет с собакой?

-Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?

-Выполните задание.

X.  Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”

- Теперь я предлагаю посмотреть видеоролик.

- О чем же в этом  видео поется? (О беспородной кошке, которая никому не нужна)

-А почему она никому не нужна?

– Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. К сожалению, нередко люди берут в дом питомцев, а потом безжалостно выбрасывают их на улицу.

- Как вы думаете, почему они так поступают? Какие эти люди? (Равнодушные)

- Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?

-Расскажите, как мы должны вести себя с бездомными животными?

- Бездомные животные часто болеют, поэтому старайтесь их не трогать и тщательно мойте руки после общения с ними. Бездомные животные зачастую становятся агрессивными, поэтому с ними надо быть осторожными. Лучше держаться от бродячих собак подальше.

-Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случиться. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, т.к. есть вероятность заразиться бешенством.

- Ребята, помните, прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что  все члены семьи не возражают против появления в доме животного.

XI. Подведение итогов.

– Итак, ребята, подошел к концу наш урок.

- Что нового для себя вы узнали о кошках и собаках?

-Как нужно ухаживать за ними?

- Как бы вы ответили на вопрос темы урока? ( Они дают нам защиту, помощь, ласку, тепло, радость)

- Главное слово нашего урока, мы должны любить и не быть равнодушными! Тогда бездомных животных не будет!

- Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили.»

XIl.Рефлексия.

- Кому сегодня на уроке было интересно, вы с удовольствием работали, узнали

что-то новое, поднимите зелёный смайлик

- А кому было не интересно красный смайлик.

- Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ «МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ»" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: расширить представления о кошках и собаках; познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них....

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА " ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ "МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. КОНСПЕКТ УРОКА СОДЕРЖИТ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»

На уроке дети  знакомятся  с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывается  береж...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Про кошек и собак» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по окружающему мируТема: «Про кошек и собак»...