Программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2014г. Примерная образовательная программа НОО МОУ «СОШ р. п. Озинки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okr_mir.docx | 42.14 КБ |
ktp_okr_mir.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2014г. Примерная образовательная программа НОО МОУ «СОШ р. п. Озинки» 2015 г
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Планируемые предметные результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание тем учебного предмета
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» Автор: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова УМК «Школа России» 4 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов в год) |
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Коррекция | Примечание |
1 четверть (16 часов) | |||||
«Земля и человечество» (10 часов) | |||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | 3.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | 5.09 | ||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | 10.09 | ||
4 | Мир глазами географа. | 1 | 12.09 | ||
5 | Мир глазами историка. | 1 | 17.09 | ||
6 | Когда и где? | 1 | 19.09 | ||
7 | Входная диагностика. | 1 | 24.09 | ||
8 | Мир глазами эколога. | 1 | 26.09 | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 1 | 1.10 | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». | 1 | 3.10 | ||
«Природа России» (11 часов) | |||||
11 | Равнины и горы России. | 1 | 8.10 | ||
12 | Моря, озёра и реки России. | 1 | 10.10 | ||
13 | Природные зоны России. | 1 | 15.10 | ||
14 | Зона арктических пустынь. | 1 | 17.10 | ||
15 | Тундра. | 1 | 22.10 | ||
16 | Леса России. | 1 | 24.10 | ||
2 четверть (16 часов) | |||||
17 | Лес и человек. | 1 | 5.11 | ||
18 | Зона степей. | 1 | 7.11 | ||
19 | Пустыни. | 1 | 12.11 | ||
20 | У Чёрного моря. | 1 | 14.11 | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | 1 | 19.11 | ||
«Родной край – часть большой страны» (12 часов) | |||||
22 | Наш край. | 1 | 21.11 | ||
23 | Поверхность нашего края. | 1 | 26.11 | ||
24 | Водные богатства нашего края. | 1 | 28.11 | ||
25 | Наши подземные богатства. | 1 | 3.12 | ||
26 | Земля – кормилица. | 1 | 5.12 | ||
27 | Жизнь леса. | 1 | 10.12 | ||
28 | Жизнь луга. | 1 | 12.12 | ||
29 | Жизнь в пресных водах. | 1 | 17.12 | ||
30 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | 19.12 | ||
31 | Животноводство в нашем крае. | 1 | 24.12 | ||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | 1 | 26.12 | ||
3 четверть (20 часов) | |||||
33 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 14.01 | ||
«Страницы Всемирной истории» (5 часов) | |||||
34 | Начало истории человечества. | 1 | 16.01 | ||
35 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | 21.01 | ||
36 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 23.01 | ||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 28.01 | ||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | 30.01 | ||
«Страницы истории России» ( 20 часов) | |||||
39 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян. | 1 | 4.02 | ||
40 | Во времена Древней Руси. | 1 | 6.02 | ||
41 | Страна городов. | 1 | 11.02 | ||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 13.02 | ||
43 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | 18.02 | ||
44 | Русь расправляет крылья. | 1 | 20.02 | ||
45 | Куликовская битва. | 1 | 25.02 | ||
46 | Иван Третий. | 1 | 27.02 | ||
47 | Мастера печатных дел. | 1 | 3.03 | ||
48 | Патриоты России. | 1 | 5.03 | ||
49 | Пётр Великий. | 1 | 10.03 | ||
50 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 12.03 | ||
51 | Екатерина Великая. | 1 | 17.03 | ||
52 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 19.03 | ||
4 четверть (16 часов) | |||||
53 | Страницы истории XIX века. | 1 | 2.04 | ||
54 | Россия вступает в XX век. | 1 | 7.04 | ||
55 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | 1 | 9.04 | ||
56 | Великая война и великая Победа. | 1 | 14.04 | ||
57 | Великая война и великая Победа. | 1 | 16.04 | ||
58 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | 21.04 | ||
«Современная Россия» (10 часов) | |||||
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. | 1 | 23.04 | ||
60 | Итоговая диагностика. | 1 | 28.04 | ||
61 | Мы – граждане России. | 1 | 30.04 | ||
62 | Славные символы России. | 1 | 5.05 | ||
63 | Такие разные праздники. | 1 | 7.05 | ||
64 | Комплексная контрольная работа. | 1 | 12.05 | ||
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). | 1 | 14.05 | ||
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). | 1 | 19.04 | ||
67 | Путешествие по России (по Волге, по югу России). | 1 | 21.05 | ||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». Презентация проектов. | 1 | 26.05 | ||
28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС (с тематическим планированием).
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...
Программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС (с тематическим планированием).
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....