Программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС (с тематическим планированием).
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okr._mir_2_klass_shkola_rossii.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Периодичность уроков «Окружающий мир» во 2 классе – 2ч. в неделю. Всего 68 часов.
Список методических пособий к программе:
для учащихся: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 2 класс.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В двух частях. 2 класс.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
для учителя: Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс».
Плешаков А.А.. Рабочие программы. 1-4 классы.
Комплект демонстрационных таблиц.
№ п/п | Тема урока (стр. учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 четверть (18 часов) |
Где мы живём (4 часа) |
1 | Родная страна. Уч. ч.1 –с. 3-7 | Как различать флаг и герб России? Как различаются народы, живущие в России? | Флаг, герб, гимн, этнические группы. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться различать флаг, герб России. Возможность научиться различать представителей разных народов России. | Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)». Уч. ч.1 –с. 8-13 | Как различать город и село? Как составить рассказ о своей малой родине? | Город, село. | Возможность научиться сравнивать город и село. Возможность научиться составлять рассказ о своей малой родине; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
3 | Природа и рукотворный мир. Уч. ч.1 –с. 14-17 | Как различать объекты природы и предметы рукотворного мира? | Природа, рукотворный мир. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!» . Уч. ч.1 –с. 18-22 | Как научиться использовать знания раздела: «Где мы живём»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Природа (20 часов) |
5 | Неживая и живая природа. Уч. ч.1 –с. 23-27 | Как различать объекты живой и неживой природы? | Живая и неживая природа. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться различать объекты живой и неживой природы. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
6 | Явления природы. Уч. ч.1 –с. 28,29 | Как определять сезон по характерным явлениям природы? Как измерять температуру воздуха, тела человека? | Явления природы, температура, термометр. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться определять сезон по характерным явлениям природы. Возможность научиться измерять и записывать температуру воздуха и тела человека. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
7 | Что такое погода? Уч. ч.1 –с. 32-35 | Как следует правильно характеризовать погоду? | Погода, флюгер, дождемер. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать и описывать состояние погоды, вести Дневник наблюдений. Возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Излагать собственное мнение, слушать собеседника. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
8. | В гости к осени. Уч. ч.1 –с. 36,37 | Как изменяется живая и неживая природа осенью? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе осенью, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
9. | В гости к осени. Уч. ч.1 –с. 38,39 | Как изменяется живая и неживая природа осенью? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе осенью, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
10. | Звёздное небо. Уч. ч.1 –с. 40-43 | Как наблюдать за небом в дневное и ночное время? Как изготавливать модель звёздного неба? Как находить на небе изученные созвездия? | Созвездие. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия. Возможность научиться работать с картой звёздного неба, моделировать изученные созвездия. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
11. | Заглянем в кладовые Земли. Уч. ч.1 –с. 44-47 | Как различать горные породы и минералы? | Горная порода, минерал. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться горные породы и минералы, составные части гранита. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
12. | Про воздух… Уч. ч.1 –с. 48-51 | Как воздух важен для растений, животных и человека? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность понять значение воздуха для растений, животных и человека. Возможность научиться анализировать схемы. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Излагать собственное мнение, слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
13. | … И про воду. Уч. ч.1 –с. 52-55 | Как вода важна для растений, животных и человека? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность понять значение воды для растений, животных и человека. Возможность научиться анализировать схемы. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Излагать собственное мнение, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
14. | Какие бывают растения. Уч. ч.1 –с. 56-59 | Как классифицировать растения? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться определять растения, классифицировать их, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Возможность научиться анализировать схемы. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
15. | Какие бывают животные. Уч. ч.1 –с. 60-63 | Как группировать животных? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться разделять животных на группы, приводить примеры животных разных групп. Возможность находить и рассказывать новую информацию по теме. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
16. | Невидимые нити. Уч. ч.1 –с. 64-67 | Как взаимосвязан растительный и животный мир? | Невидимые нити в природе. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Возможность научиться обсуждать прочитанный текст, делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
17. | Дикорастущие и культурные растения. Уч. ч.1 –с. 68-71 | Как различать дикорастущие и культурные растения? | Дикорастущие и культурные растения. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Возможность научиться находить новую информацию в текстах, делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий. П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К. Формулировать свои затруднения. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
18. | Дикие и домашние животные. Уч. ч.1 –с. 72-75 | Как различать диких и домашних животных? | Дикие и домашние животные. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться сравнивать и различать диких и домашних животных. Возможность научиться находить новую информацию в текстах, делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий. П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К. Формулировать свои затруднения. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
2 четверть (14 часов) |
19. | Комнатные растения. Уч. ч.1 –с. 76-79 | Как распознать комнатные растения в классе (дома)? Как зависит внешний вид растений от природных условий их родины? Как ухаживать за комнатными растениями? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться определять комнатные растения, различать изученные растения и рассказывать об особенностях любимого растения, ухаживать за ними. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
20. | Животные живого уголка. Уч. ч.1 –с. 80-83 | Как живут животные живого уголка? Как ухаживать за животными живого уголка? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни животных; ухаживать за животными живого уголка. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Составлять план и последовательность действий. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
21. | Про кошек и собак. Уч. ч.1 –с. 84-87 | Как ухаживать за кошками и собаками? Как относить кошек и собак к той или иной породе? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться приводить примеры разных пород кошек и собак, ухаживать за ними. Возможность научиться извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
22. | Красная книга. Уч. ч.1 –с. 88-91 | Как сохранять и увеличивать численность редких растений и животных? | Красная книга. | Возможность научиться выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Возможность научиться извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
23. | Будь природе другом! Проект «Красная книга». Уч. ч.1 –с. 92-97 | Как вести себя на природе? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном. Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Уч. ч.1 –с. 98-102 | Как научиться использовать знания раздела: «Природа»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Жизнь города и села. (10 часов) |
25. | Что такое экономика. Уч. ч.1 –с. 103-107 | Как называется хозяйственная деятельность людей? | Экономика. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться объяснять, что такое экономика, и называет её составные части. Возможность научиться извлекать из различных источников новые сведения, готовить сообщения. | Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Работать в группах и парах. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
26. | Из чего что сделано. Уч. ч.1 –с. 108-111 | Как добывают сырьё в природе и получают готовый продукт? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться классифицировать предметы по характеру материала, бережно относиться к вещам. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
27. | Как построить дом. Уч. ч.1 –с. 112-115 | Как построить городской и сельский дом? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов. Возможность научиться использовать наблюдения в разных видах деятельности. | Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
28. | Какой бывает транспорт. Уч. ч.1 –с. 116-119 | Как классифицировать транспортные средства? | Транспортные средства. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться классифицировать транспортные средства. Возможность научиться составлять общий план рассказа. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Составлять план и последовательность действий. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
29. | Культура и образование. Уч. ч.1 –с. 120-123 | Как различать учреждения культуры и образования? | Культура, образование, культурное учреждение, образовательное учреждение. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Составлять план и последовательность действий. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». Уч. ч.1 – с. 124-129 | Как определять названия профессий по характеру деятельности? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться определять названия профессий по характеру деятельности. Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
31. | В гости к зиме. Уч. ч.1 –с. 130,131 | Как изменяется живая и неживая природа зимой? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе зимой, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
32. | В гости к зиме. Уч. ч.1 –с. 132,133 | Как изменяется живая и неживая природа зимой? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе зимой, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
3 четверть (20 часов) |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Уч. ч.1 –с. 134-139 | Как научиться использовать знания раздела: «Жизнь города и села»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
34. | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии». | Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Уважительное отношение к иному мнению. |
Здоровье и безопасность. (9 часов) |
35. | Строение тела человека. Уч. ч.2 –с. 3-7 | Как устроен человек? | Внешние и внутренние органы. | Возможность научиться называть и показывать внешние части тела человека. Возможность научиться извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы по содержанию текста. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
36. | Если хочешь, будь здоров. Уч. ч.2–с. 8-11 | Как следует вести здоровый образ жизни? | Здоровый образ жизни. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться соблюдать рациональный режим дня, пользоваться правилами личной гигиены. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
37 | Берегись автомобиля! Уч. ч.2 –с. 12,13 | Как вести себя на улицах и дорогах? | ПДД | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться соблюдать правила дорожной безопасности: узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают. | Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
38. | Школа пешехода. Уч. ч.2 –с. 14-17 | Как вести себя на улицах и дорогах? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться соблюдать изученные правила безопасности. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
39. | Домашние опасности. Уч. ч.2–с. 18-21 | Как обращаться с электроприборами, газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами? (правила безопасности в быту) | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться соблюдать правила безопасного поведения в быту. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
40. | Пожар! Уч. ч.2 –с. 22-25 | Как избежать пожара? (правила противопожарной безопасности) | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться соблюдать правила противопожарной безопасности, правилам поведения в экстремальных ситуациях. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению. |
41. | На воде и в лесу. Уч. ч.2–с. 26-29 | Как вести себя на водоёмах? Как вести себя в лесу? | МЧС | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам поведения на водоёмах и в лесу. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
42. | Опасные незнакомцы. Уч. ч.2–с. 30-35 | Как вести себя с незнакомыми людьми? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Уч. ч.2–с. 36-40 | Как научиться использовать знания раздела: «Здоровье и безопасность»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Общение. (7 часов) |
44. | Наша дружная семья. Уч. ч.2 –с. 41-45 | Как следует общаться в семье? | Семья, культура общения. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам культуры общения в семье. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
45. | Проект «Родословная». Уч. ч.2 –с. 46,47 | Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Уважительное отношение к иному мнению. |
46. | В школе. Уч. ч.2–с. 48-51 | Как следует общаться в школе? | Культура общения. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам культуры общения в школе. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Формулировать собственное мнение. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
47. | Правила вежливости. Уч. ч.2–с. 52-55 | Как следует общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях? | Культура общения. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам вежливого общения со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. Рефлексия способов и условий действий. К. Формулировать собственное мнение. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
48. | Ты и твои друзья. Уч. ч.2–с. 56-59 | Как следует вести себя в гостях? Как следует принимать гостей? (правила этикета) | Этикет. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам этикета в гостях и при приёме гостей у себя дома. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
49. | Мы зрители и пассажиры. Уч. ч.2–с. 60-63 | Как следует вести себя в общественных местах (театре, общественном транспорте)? | Зрители, пассажиры. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться правилам поведения в общественных местах (театре, общественном транспорте). Возможность научиться делать выводы из изученного материала. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р. Составлять план и последовательность действий. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Формулировать свои затруднения. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Уч. ч.2–с. 64-68 | Как научиться использовать знания раздела: «Общение»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Путешествия. (18 часов) |
51. | Посмотри вокруг. Уч .ч.2 –с. 69-73 | Как находить линию и стороны горизонта? | Горизонт. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить линию и стороны горизонта. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
52. | Ориентирование на местности. Уч. ч.2–с. 74,75 | Как ориентироваться на местности? | Компас. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться ориентироваться на местности с помощью компаса. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
4 четверть (16 часов) |
53. | Ориентирование на местности. Уч. ч.2–с. 76, 77 | Как ориентироваться на местности? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться ориентироваться на местности по местным природным признакам. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
54. | Формы земной поверхности. Уч. ч.2 –с. 78-81 | Как различаются формы земной поверхности? | Формы земной поверхности: гора, холм, равнина. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться различать формы земной поверхности. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
55. | Водные богатства. Уч. ч.2–с. 82-85 | Как различаются водоёмы? Как устроена река? | Водоём. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Возможность научиться называть части реки. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
56. | В гости к весне. Уч. ч.2–с. 86,87 | Как изменяется живая и неживая природа весной? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе весной, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
57. | В гости к весне. Уч. ч.2 –с. 88,89 | Как изменяется живая и неживая природа весной? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе весной, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
58. | Россия на карте. Уч. ч.2 –с. 90-95 | Как «читать» географическую карту? | Географическая карта. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться «читать» географическую карту, показывать на карте Российскую Федерацию. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
59. | Проект «Города России». Уч. ч.2–с. 96,97 | Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
60. | Путешествие по Москве. Уч. ч.2–с. 98-101 | Как устроена Москва? (знакомство с планом Москвы) Как найти Москву на карте России? | Достопримечательность. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить Москву на карте России, называть основные достопримечательности столицы. Возможность научиться извлекать из различных источников новые сведения, готовить сообщения. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
61. | Московский Кремль. Уч. ч.2 –с. 102-107 | Как устроен Московский Кремль? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади. Возможность научиться извлекать из различных источников новые сведения, готовить сообщения. | Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
62. | Город на Неве. Уч. ч.2–с. 108-113 | Как устроен Санкт-Петербург? (знакомство с планом Санкт-Петербурга) Как найти Санкт-Петербург на карте России? | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить Санкт-Петербург на карте России, называть основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Возможность научиться извлекать из различных источников новые сведения, готовить сообщения. | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения. П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
63. | Путешествие по планете. Уч. ч.2–с. 114-117 | Как различаются материки и океаны? (как находить на глобусе и карте) | Физическая карта мира. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
64. | Путешествие по материкам. Уч. ч.2–с. 118-123 | Как различаются природа и жизнь людей на разных материках? | Европа, Азия. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Возможность научиться делать выводы из изученного материала. Возможность научиться готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Слушать и понимать речь других. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». Уч. ч.2–с. 124-129 | Как работать с политической картой мира? (знакомство со странами мира) | Политическая карта. | Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению. Возможность научиться находить и показывать на политической карте мира территорию России, территорию других стран. Возможность научиться готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения. П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
66. | Впереди лето. Уч. ч.2–с. 130-133 | Как изменяется живая и неживая природа летом? | Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках. Возможность научиться наблюдать изменения в живой и неживой природе летом, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Слушать и понимать речь других. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Уч. ч.2–с. 134-139 | Как научиться использовать знания раздела: «Путешествия»? | Возможность научиться использовать знания раздела в новых условиях. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия условий и способов действий. К. Формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности. Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века
В программе содержится тематическое планирование, пояснительная записка, содержание программы, система оценки достижений учащихся...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (ФГОС).
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (ФГОС),
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Окружающий мир"...
Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа России
Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа РоссииПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...