Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Смолина Елена Ивановна

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124»  на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».

 

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • приобщение ребенка к социальному миру;
  • формирование социально-бытовых навыков.

 

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

  • формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);
  • формирование умения сообщать о своих потребностях;
  • формирование умения следить за своим внешним видом;
  • создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечение  необходимой мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддержание стремления к общению;
  •  формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
  • формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении;
  •  формирование элементарных представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
  •  знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • закрепление полученных  представлений в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.

 

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных)  результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

 

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

 

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • части тела человека: руки, ноги, туловище, голова, спина, живот, шея;
  • предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло, полотенце;
  • названия предметов повседневной одежды: майка, трусы, футболка, рубашка, брюки;
  • различать верхнюю и нижнюю одежду;
  • названия столовых приборов: ложка, вилка;
  • запоминание названий посуды: тарелка, чашка, блюдце, чайник.

 

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: расчёсывание волос, мытьё рук, умывание лица, полоскание рта;
  • выполнять чистку зубов под контролем взрослого;
  • выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (выбросить мусор в мусорное ведро, протирка столов, мытьё доски, подметание пола) под контролем взрослого;
  • складывать физкультурную форму в шкафчики;
  • мыть тарелки с помощью взрослого;
  • сидеть за столом во время приёма пищи, вставать из-за стола всем классом после окончания приёма пищи;
  • относить за собой использованную посуду и помогать другим;
  • пользоваться средствами гигиены;
  • уметь следить за своим внешним видом;
  • уметь содержать в порядке свои вещи;
  • соблюдать правила поведение в классе, столовой, на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  МОСКВЫ

 «ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 «УТВЕРЖДЕНО»  

Педагогическим советом                                                                                      Приказом  директора

ГКОУ «Школа № 2124»                                                                                        ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол №__ от «__» ______2019 г.                                                                 Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.

                                                                                                                                 Директор: __________/ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ЧЕЛОВЕК

2 КЛАСС

на 2019-2020 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)

Учитель: Смолина Елена Ивановна

Москва, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124»  на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • приобщение ребенка к социальному миру;
  • формирование социально-бытовых навыков.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

  • формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);
  • формирование умения сообщать о своих потребностях;
  • формирование умения следить за своим внешним видом;
  • создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечение  необходимой мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддержание стремления к общению;
  •  формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
  • формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении;
  •  формирование элементарных представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
  •  знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • закрепление полученных  представлений в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных)  результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • части тела человека: руки, ноги, туловище, голова, спина, живот, шея;
  • предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло, полотенце;
  • названия предметов повседневной одежды: майка, трусы, футболка, рубашка, брюки;
  • различать верхнюю и нижнюю одежду;
  • названия столовых приборов: ложка, вилка;
  • запоминание названий посуды: тарелка, чашка, блюдце, чайник.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: расчёсывание волос, мытьё рук, умывание лица, полоскание рта;
  • выполнять чистку зубов под контролем взрослого;
  • выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (выбросить мусор в мусорное ведро, протирка столов, мытьё доски, подметание пола) под контролем взрослого;
  • складывать физкультурную форму в шкафчики;
  • мыть тарелки с помощью взрослого;
  • сидеть за столом во время приёма пищи, вставать из-за стола всем классом после окончания приёма пищи;
  • относить за собой использованную посуду и помогать другим;
  • пользоваться средствами гигиены;
  • уметь следить за своим внешним видом;
  • уметь содержать в порядке свои вещи;
  • соблюдать правила поведение в классе, столовой, на прогулке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                                                             2 класс (102 ч)

  1. Представления о себе (32 ч):
  • внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги;
  • имя, фамилия, пол, возраст;
  • твой режим дня.

  1. Гигиена тела (26 ч):
  • мытье и вытирание рук;
  • ухаживание за ногтями на руках;
  • бережное отношение к глазам;
  • правила пользования носовым платком;
  • уход за ушами, мытье ушей;
  • уход за полостью рта: полоскание рта и чистка зубов;
  • уход за кожей лица: средства гигиены (мыло, полотенце), умывание и вытирание лица;

  1. Одевание и раздевание; обращение с одеждой и обувью ( 23 ч):
  • Понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • навыки одевания и раздевания (футболка, рубашка, брюки, носки, колготки);
  • навыки надевания и снимания головных уборов;
  • навыки надевания и снимания обуви;
  • пуговицы (застегивание и расстегивание пуговиц);
  • застегивание и расстегивание липучек на обуви, завязывание шнурков.

  1. Прием пищи (12 ч):
  • наливание жидкости в кружку;
  • питье через соломинку;
  • столовые приборы (ложка, вилка), пользование ложкой и вилкой;

 

  1. Семья (9 ч):
  • я и моя семья;
  • члены семьи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

 «ЧЕЛОВЕК»

1 четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Оборудование

1.

Части тела.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище,

руки, ноги.

Выявление представления обучающихся о внешнем облике человека: голове, шеи, туловище, руках, ногах. Учить называть и показывать основные части тела.

Беседа, объяснение, показ,

задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

2.

Части тела. Внешний облик человека: голова, шея, туловище,

руки, ноги.

Закрепление частей тела. Название и показ частей тела.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

3.

Части тела. Голова и её значение.

Формирование представления о части тела- голове.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

4.

Туловище. Работа с пиктограммами «рука», «нога».

Формирование представлений о

туловище. Работа с пиктограммами.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, пиктограммы.

5.

6.

7.

Одевание и раздевание. Застегивание и расстёгивание пуговиц.

Практическая работа.

Учить застегивать и расстёгивать пуговицы.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

8.

Части тела. Руки и их значение.

Формирование представлений о руках  как о части тела. Упражнение в различении правой и левой руки.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

9.

Рука, локоть, кисть, пальцы.

Формирование представлений о руке. Показ и называние локтя, кисти, пальцев.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

10.

Рука, локоть, кисть, пальцы.

Закрепление и показ локтя, кисти, пальцев.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

11.

12.

Гигиена тела. Мытьё и вытирание рук. Практическая работа.

Учить различать краны с холодной и горячей водой. Упражнять в открывании кранов и смешивании воды до нужной температуры. Учить мыть и вытирать руки.

Практические задания, упражнения. Работа с карточками последовательности мытья рук.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

13.

Гигиена тела.Ухаживание за ногтями на руках.

Учить правильно ухаживать за ногтями на руках.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

14.

Части тела. Ноги и их значение.

Формирование представлений о ногах  как о части тела. Упражнение в различении правой и левой ноги.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

15.

Нога, колено, ступня.

Формирование представлений о ноге. Показ и называние колена, ступни.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

16.

Нога, колено, ступня.

Закрепление и показ колена, ступни.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

17.

Обращение с одеждой и обувью. Одежда.

Упражнение в различении предметов одежды.

Показ картинок. Игры «Одень мальчика (девочку)», «Магазин одежды»

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

18.

Обращение с одеждой и обувью. Обувь.

Упражнение в различении предметов обуви.

Показ картинок. Игры «Обуй мальчика (девочку)», «Магазин обуви»

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

19.

20.

Одевание и раздевание. Снимание и надевание футболки.

Обучение сниманию и надеванию футболки.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

21.

22.

Одевание и раздевание. Застегивание и расстегивание липучек на обуви. Завязывание шнурков. Практическая работа.

Учить завязывать шнурки. Развитие мелкой моторики.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

23.

Представления о себе. Пол, возраст, имя, фамилия.

Формирование представлений обучающихся о человеке (пол, возраст, имя, фамилия).

Беседа, объяснение, показ,задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

24.

Я  - человек.

Учить называть (откликаться на) свое имя, фамилию. Знакомить с понятиями  «возраст»,  «пол».

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

25.

Семья. Я и моя семья.

Формирование представлений о членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

26.

27.

Семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями. Пиктограмма «мама»,  «папа».

Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, пиктограммы

 Итого: 27 часов

2 четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

2.

Семья.  Пиктограмма «бабушка», «дедушка».

Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, пиктограммы, игры.

3.

Пиктограмма «брат», «сестра».

Занятия с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Пиктограммы, предметные

картинки, игры

4.

Семейный альбом.

Учить устанавливать простейшие связи между членами семьи.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

5.

6.

Представления о себе. 

Твой режим дня.

Знакомство с понятием «режим дня». Формирование умения составлять личный режим дня.

Беседа, объяснение, показ, задания. Выстраивание последовательности сюжетных картинок «Режим дня».

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

7.

8.

Представления о себе. 

Части лица. Глаза, нос, рот.

Формирование представлений о частях лица. Показ и называние.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

9.

Глаза - орган зрения. Пиктограмма «глаза».

Формирование представления о глазах  как об органе зрения.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, пиктограммы

10.

Гигиена тела. Глаза - орган зрения. Бережное отношение к глазам.

Учить беречь своё зрение.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

11.

12.

Нос  - орган обоняния. Пиктограмма «нос».

Формирование представления о носе  как об органе обоняния.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, пиктограммы

13.

14.

Гигиена тела.  Умение пользоваться носовым платком.

Учить пользоваться тканевыми и бумажными носовыми
платками: доставать платок, сморкаться, затем складывать платок и убирать
или выбрасывать его в урну
.

Упражнения на вдыхание и выдыхание воздуха носом. Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

15.

Уши - орган слуха. Пиктограмма «уши».

Формирование представления об ушах  как об органе слуха.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

16.

17.

Гигиена тела. Уход за ушами. Мытье ушей.

Формировать умение мыть уши: намыленным указательным пальцем тщательно
протирать ушную раковину, затем смывать мыло и вытирать уши полотенцем.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

18.

19.

Рот. Язык  - орган вкуса. Пиктограмма «рот».

Учить показывать рот, открывать и закрывать его. Формировать представление об органе  вкуса - языке.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

20.

21.

Гигиена тела. Уход за полостью рта. Полоскание рта.

Расширить представления о средствах ухода за полостью рта. Обучение полосканию рта водой.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

Итого: 21 час

3 четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Оборудование

1.

2.

3.

Гигиена тела. Уход за полостью рта. Чистка зубов.

Учить правильно чистить зубы, полоскать рот.

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой)

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

4.

Кожа -  орган осязания.

Представления о коже как об органе осязания.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

5.

6.

Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Средства гигиены: мыло, полотенце.

Формировать умение различать средства  для ухода за кожей лица и рук, учить пользоваться средствами личной гигиены.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

7.

8.

9.

Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Умывание и вытирание лица.

Учить умываться и вытираться полотенцем.

Закрепление умения открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки.

Практическая работа: открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки; затем умывать лицо: лоб, щеки, нос.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

10.

Части тела. Голова (глаза, нос, уши, рот). Повторение.

Закрепление знаний о частях тела. Название и показ частей тела.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

11.

12.

Части тела. Шея.

Закрепление знаний о частях тела. Название и показ шеи, повороты головы.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

13.

14.

Части тела. Туловище, руки, ноги. Повторение.

Закрепление знаний о частях тела.

Беседа, объяснение, показ,задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

15.

16.

Части тела. Голова. Работа с пиктограммами «глаза», «нос», «рот», «уши».

Работа с пиктограммами.

Беседа, объяснение, показ,задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, пиктограммы

17.

Обращение с одеждой и обувью. Головные уборы.

Упражнение в различении головных уборов.

Показ картинок. Игры «Надень шапку (кепку) на мальчика (девочку)», «Магазин головных уборов»

Головные уборы. Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

18.

19.

Одевание и раздевание. Надевание и снимание головных уборов.

Учить правильно надевать головной убор, снимать его.

Показ картинок. Игры «Надень шапку (кепку) на мальчика (девочку)», «Магазин головных уборов»

Головные уборы. Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

20.

21.

22.

Одевание и раздевание.

Снимание и обувание обуви.

Формировать умение снимать обувь путем захвата рукой задней части ботинка и стягивания его с ноги. Формирование умения обувать обувь  путем захвата ботинка двумя руками и натягивания его на ногу.

Беседа, объяснение, показ, практические задания.

Предметы обуви. Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

23.

24.

25.

Одевание и раздевание.

Снятие и надевание брюк, шорт, колготок.

Учить снимать и надевать брюки, шорты, колготки.

Беседа, объяснение, показ, практические задания.

Предметы одежды. Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

26.

27.

28.

Одевание и раздевание.

Снятие и надевание рубашки (блузки).

Учить снимать рубашку, предварительно расстегнув пуговицы. Учить надевать рубашку и застегивать пуговицы.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Показ последовательности действий при снимании рубашки. Практические упражнения. Показ действий при надевании рубашки. Тренировка.

Рубашка (блузка). Видеозапись последовательности действий при снимании и надевании рубашки.

29.

30.

Прием пищи. 

Питье. Пиктограмма «пить».

Формирование умения сообщать о желании пить.

Беседа, объяснение, показ, практические задания.

Пиктограмма «пить». Сюжетные и предметные картинки. Предметы посуды для питья.

31.

32.

Прием пищи.  Питье через соломинку.

Формирование умения пить через соломинку.

Беседа, объяснение, показ, практические задания.

Пиктограмма «пить». Сюжетные и предметные картинки. Предметы посуды для питья, соломинки для питья.

Итого: 32 часа

4 четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Оборудование

1.

2.

Прием пищи. Наливание жидкости в кружку.

Формирование умения наливать жидкость в кружку.

Обучение приему наливания жидкости в кружку: поставить кружку на стол, взять бутылку с водой (пакет с соком), налить жидкость до определенного уровня.

Бутылка с водой, пакет с соком, кружки.

3.

4.

Прием пищи. Еда. Пиктограмма «есть».

Формирование умения сообщать о желании есть.

Обучение приемам просить есть, например, говорить «Дай есть» или выражать
желание жестом, причмокиванием и др.

Тарелки, печенье, фрукты.

5.

6.

Прием пищи. 

Пользование ложкой.

Формирование умения есть ложкой. Обучение правильному удержанию ложки во время еды.

Обучение приему пищи с помощью ложки (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки,
поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку).

Йогурт, творожок. Ложки.

7.

8.

Прием пищи. 

Пользование вилкой.

Формирование умения есть вилкой. Обучение правильному удержанию вилки во время еды.

Обучение приему пищи с помощью вилки (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко
рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку)

Твердая пища, которую можно поделить на кусочки (банан, яблоко, запеканка и др.). Вилки.

9.

10.

Повторение в конце года.

Гигиена тела. Мытье и вытирание рук.

Учить различать краны с холодной и горячей водой. Упражнять в открывании кранов и смешивании воды до нужной температуры. Учить мыть и вытирать руки.

Практические задания, упражнения. Работа с карточками последовательности мытья рук.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

11.

12.

Гигиена тела. Уход за полостью рта. Полоскание рта.

Расширить представления о средствах ухода за полостью рта. Обучение полосканию рта водой.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

13.14.

Гигиена тела. Уход за полостью рта. Чистка зубов.

Учить правильно чистить зубы, полоскать рот.

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой)

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

15.

16.

Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Умывание и вытирание лица.

Учить умываться и вытираться полотенцем.

Закрепление умения открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки.

Практическая работа: открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки; затем умывать лицо: лоб, щеки, нос.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

17.

18.

Одевание и раздевание. Снимание и надевание рубашки, футболки, брюк.

Учить снимать и надевать брюки, шорты, колготки, футболку, рубашку.

Беседа, объяснение, показ, практические задания.

Предметы одежды. Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

19.20.

Семья. Семейный альбом.

Учить устанавливать простейшие связи между членами семьи.

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

21.

22.

Представления о себе.

Я – человек.

Учить называть (откликаться на) свое имя, фамилию. Закрепить понятия   «возраст»,  «пол».

Беседа, объяснение, показ, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

Итого: 22 часа

Всего: 102 часа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • демонстрационный материал «Части тела человека»,
  • демонстрационный материал «Предметы гигиены»,
  • демонстрационный материал «Одежда»,
  • демонстрационный материал «Посуда»,
  • зубные щётки, тюбики с зубной пастой, мыльницы, мыло, полотенца по количеству детей,
  • куклы,
  • набор кукольной посуды,
  • набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, набор постельного белья),
  • посуда, столовые приборы по количеству детей,
  • серия «Умные карточки». Мой дом.
  • серия «Я буду говорить». Кубики действий: сидит, смотрит, читает.
  • серия «Рассказы по картинкам». Распорядок дня.
  • серия «Твоя игра». Мой дом.
  • картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.
  • шнуровки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  6. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  8. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб: "Образование", 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика»  составлена в соответствии с у...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...