Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».
Программа направлена на достижение следующих целей:
- приобщение ребенка к социальному миру;
- формирование социально-бытовых навыков.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);
- формирование умения сообщать о своих потребностях;
- формирование умения следить за своим внешним видом;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечение необходимой мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддержание стремления к общению;
- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении;
- формирование элементарных представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- части тела человека: руки, ноги, туловище, голова, спина, живот, шея;
- предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло, полотенце;
- названия предметов повседневной одежды: майка, трусы, футболка, рубашка, брюки;
- различать верхнюю и нижнюю одежду;
- названия столовых приборов: ложка, вилка;
- запоминание названий посуды: тарелка, чашка, блюдце, чайник.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: расчёсывание волос, мытьё рук, умывание лица, полоскание рта;
- выполнять чистку зубов под контролем взрослого;
- выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (выбросить мусор в мусорное ведро, протирка столов, мытьё доски, подметание пола) под контролем взрослого;
- складывать физкультурную форму в шкафчики;
- мыть тарелки с помощью взрослого;
- сидеть за столом во время приёма пищи, вставать из-за стола всем классом после окончания приёма пищи;
- относить за собой использованную посуду и помогать другим;
- пользоваться средствами гигиены;
- уметь следить за своим внешним видом;
- уметь содержать в порядке свои вещи;
- соблюдать правила поведение в классе, столовой, на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek.docx | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2019 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ЧЕЛОВЕК
2 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)
Учитель: Смолина Елена Ивановна
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».
Программа направлена на достижение следующих целей:
- приобщение ребенка к социальному миру;
- формирование социально-бытовых навыков.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);
- формирование умения сообщать о своих потребностях;
- формирование умения следить за своим внешним видом;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечение необходимой мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддержание стремления к общению;
- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении;
- формирование элементарных представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- части тела человека: руки, ноги, туловище, голова, спина, живот, шея;
- предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло, полотенце;
- названия предметов повседневной одежды: майка, трусы, футболка, рубашка, брюки;
- различать верхнюю и нижнюю одежду;
- названия столовых приборов: ложка, вилка;
- запоминание названий посуды: тарелка, чашка, блюдце, чайник.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: расчёсывание волос, мытьё рук, умывание лица, полоскание рта;
- выполнять чистку зубов под контролем взрослого;
- выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (выбросить мусор в мусорное ведро, протирка столов, мытьё доски, подметание пола) под контролем взрослого;
- складывать физкультурную форму в шкафчики;
- мыть тарелки с помощью взрослого;
- сидеть за столом во время приёма пищи, вставать из-за стола всем классом после окончания приёма пищи;
- относить за собой использованную посуду и помогать другим;
- пользоваться средствами гигиены;
- уметь следить за своим внешним видом;
- уметь содержать в порядке свои вещи;
- соблюдать правила поведение в классе, столовой, на прогулке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (102 ч)
- Представления о себе (32 ч):
- внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги;
- имя, фамилия, пол, возраст;
- твой режим дня.
- Гигиена тела (26 ч):
- мытье и вытирание рук;
- ухаживание за ногтями на руках;
- бережное отношение к глазам;
- правила пользования носовым платком;
- уход за ушами, мытье ушей;
- уход за полостью рта: полоскание рта и чистка зубов;
- уход за кожей лица: средства гигиены (мыло, полотенце), умывание и вытирание лица;
- Одевание и раздевание; обращение с одеждой и обувью ( 23 ч):
- Понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»;
- навыки одевания и раздевания (футболка, рубашка, брюки, носки, колготки);
- навыки надевания и снимания головных уборов;
- навыки надевания и снимания обуви;
- пуговицы (застегивание и расстегивание пуговиц);
- застегивание и расстегивание липучек на обуви, завязывание шнурков.
- Прием пищи (12 ч):
- наливание жидкости в кружку;
- питье через соломинку;
- столовые приборы (ложка, вилка), пользование ложкой и вилкой;
- Семья (9 ч):
- я и моя семья;
- члены семьи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ЧЕЛОВЕК»
1 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Части тела. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. | Выявление представления обучающихся о внешнем облике человека: голове, шеи, туловище, руках, ногах. Учить называть и показывать основные части тела. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
2. | Части тела. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. | Закрепление частей тела. Название и показ частей тела. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Части тела. Голова и её значение. | Формирование представления о части тела- голове. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
4. | Туловище. Работа с пиктограммами «рука», «нога». | Формирование представлений о туловище. Работа с пиктограммами. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, пиктограммы. | |
5. 6. 7. | Одевание и раздевание. Застегивание и расстёгивание пуговиц. Практическая работа. | Учить застегивать и расстёгивать пуговицы. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
8. | Части тела. Руки и их значение. | Формирование представлений о руках как о части тела. Упражнение в различении правой и левой руки. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
9. | Рука, локоть, кисть, пальцы. | Формирование представлений о руке. Показ и называние локтя, кисти, пальцев. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
10. | Рука, локоть, кисть, пальцы. | Закрепление и показ локтя, кисти, пальцев. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
11. 12. | Гигиена тела. Мытьё и вытирание рук. Практическая работа. | Учить различать краны с холодной и горячей водой. Упражнять в открывании кранов и смешивании воды до нужной температуры. Учить мыть и вытирать руки. | Практические задания, упражнения. Работа с карточками последовательности мытья рук. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
13. | Гигиена тела.Ухаживание за ногтями на руках. | Учить правильно ухаживать за ногтями на руках. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
14. | Части тела. Ноги и их значение. | Формирование представлений о ногах как о части тела. Упражнение в различении правой и левой ноги. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
15. | Нога, колено, ступня. | Формирование представлений о ноге. Показ и называние колена, ступни. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. | Нога, колено, ступня. | Закрепление и показ колена, ступни. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
17. | Обращение с одеждой и обувью. Одежда. | Упражнение в различении предметов одежды. | Показ картинок. Игры «Одень мальчика (девочку)», «Магазин одежды» | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
18. | Обращение с одеждой и обувью. Обувь. | Упражнение в различении предметов обуви. | Показ картинок. Игры «Обуй мальчика (девочку)», «Магазин обуви» | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
19. 20. | Одевание и раздевание. Снимание и надевание футболки. | Обучение сниманию и надеванию футболки. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
21. 22. | Одевание и раздевание. Застегивание и расстегивание липучек на обуви. Завязывание шнурков. Практическая работа. | Учить завязывать шнурки. Развитие мелкой моторики. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
23. | Представления о себе. Пол, возраст, имя, фамилия. | Формирование представлений обучающихся о человеке (пол, возраст, имя, фамилия). | Беседа, объяснение, показ,задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
24. | Я - человек. | Учить называть (откликаться на) свое имя, фамилию. Знакомить с понятиями «возраст», «пол». | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
25. | Семья. Я и моя семья. | Формирование представлений о членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
26. 27. | Семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями. Пиктограмма «мама», «папа». | Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, пиктограммы |
Итого: 27 часов
2 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Цель урока | Методы и приёмы | Дидактический материал |
1. 2. | Семья. Пиктограмма «бабушка», «дедушка». | Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, пиктограммы, игры. | |
3. | Пиктограмма «брат», «сестра». | Занятия с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Пиктограммы, предметные картинки, игры | |
4. | Семейный альбом. | Учить устанавливать простейшие связи между членами семьи. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. 6. | Представления о себе. Твой режим дня. | Знакомство с понятием «режим дня». Формирование умения составлять личный режим дня. | Беседа, объяснение, показ, задания. Выстраивание последовательности сюжетных картинок «Режим дня». | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. 8. | Представления о себе. Части лица. Глаза, нос, рот. | Формирование представлений о частях лица. Показ и называние. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
9. | Глаза - орган зрения. Пиктограмма «глаза». | Формирование представления о глазах как об органе зрения. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, пиктограммы | |
10. | Гигиена тела. Глаза - орган зрения. Бережное отношение к глазам. | Учить беречь своё зрение. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
11. 12. | Нос - орган обоняния. Пиктограмма «нос». | Формирование представления о носе как об органе обоняния. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, пиктограммы | |
13. 14. | Гигиена тела. Умение пользоваться носовым платком. | Учить пользоваться тканевыми и бумажными носовыми | Упражнения на вдыхание и выдыхание воздуха носом. Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
15. | Уши - орган слуха. Пиктограмма «уши». | Формирование представления об ушах как об органе слуха. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. 17. | Гигиена тела. Уход за ушами. Мытье ушей. | Формировать умение мыть уши: намыленным указательным пальцем тщательно | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
18. 19. | Рот. Язык - орган вкуса. Пиктограмма «рот». | Учить показывать рот, открывать и закрывать его. Формировать представление об органе вкуса - языке. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
20. 21. | Гигиена тела. Уход за полостью рта. Полоскание рта. | Расширить представления о средствах ухода за полостью рта. Обучение полосканию рта водой. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 21 час
3 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. 3. | Гигиена тела. Уход за полостью рта. Чистка зубов. | Учить правильно чистить зубы, полоскать рот. | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
4. | Кожа - орган осязания. | Представления о коже как об органе осязания. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. 6. | Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Средства гигиены: мыло, полотенце. | Формировать умение различать средства для ухода за кожей лица и рук, учить пользоваться средствами личной гигиены. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. 8. 9. | Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Умывание и вытирание лица. | Учить умываться и вытираться полотенцем. Закрепление умения открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки. | Практическая работа: открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки; затем умывать лицо: лоб, щеки, нос. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
10. | Части тела. Голова (глаза, нос, уши, рот). Повторение. | Закрепление знаний о частях тела. Название и показ частей тела. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
11. 12. | Части тела. Шея. | Закрепление знаний о частях тела. Название и показ шеи, повороты головы. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
13. 14. | Части тела. Туловище, руки, ноги. Повторение. | Закрепление знаний о частях тела. | Беседа, объяснение, показ,задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
15. 16. | Части тела. Голова. Работа с пиктограммами «глаза», «нос», «рот», «уши». | Работа с пиктограммами. | Беседа, объяснение, показ,задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, пиктограммы | |
17. | Обращение с одеждой и обувью. Головные уборы. | Упражнение в различении головных уборов. | Показ картинок. Игры «Надень шапку (кепку) на мальчика (девочку)», «Магазин головных уборов» | Головные уборы. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
18. 19. | Одевание и раздевание. Надевание и снимание головных уборов. | Учить правильно надевать головной убор, снимать его. | Показ картинок. Игры «Надень шапку (кепку) на мальчика (девочку)», «Магазин головных уборов» | Головные уборы. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
20. 21. 22. | Одевание и раздевание. Снимание и обувание обуви. | Формировать умение снимать обувь путем захвата рукой задней части ботинка и стягивания его с ноги. Формирование умения обувать обувь путем захвата ботинка двумя руками и натягивания его на ногу. | Беседа, объяснение, показ, практические задания. | Предметы обуви. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
23. 24. 25. | Одевание и раздевание. Снятие и надевание брюк, шорт, колготок. | Учить снимать и надевать брюки, шорты, колготки. | Беседа, объяснение, показ, практические задания. | Предметы одежды. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
26. 27. 28. | Одевание и раздевание. Снятие и надевание рубашки (блузки). | Учить снимать рубашку, предварительно расстегнув пуговицы. Учить надевать рубашку и застегивать пуговицы. Развивать мелкую моторику кистей рук. | Показ последовательности действий при снимании рубашки. Практические упражнения. Показ действий при надевании рубашки. Тренировка. | Рубашка (блузка). Видеозапись последовательности действий при снимании и надевании рубашки. | |
29. 30. | Прием пищи. Питье. Пиктограмма «пить». | Формирование умения сообщать о желании пить. | Беседа, объяснение, показ, практические задания. | Пиктограмма «пить». Сюжетные и предметные картинки. Предметы посуды для питья. | |
31. 32. | Прием пищи. Питье через соломинку. | Формирование умения пить через соломинку. | Беседа, объяснение, показ, практические задания. | Пиктограмма «пить». Сюжетные и предметные картинки. Предметы посуды для питья, соломинки для питья. |
Итого: 32 часа
4 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Прием пищи. Наливание жидкости в кружку. | Формирование умения наливать жидкость в кружку. | Обучение приему наливания жидкости в кружку: поставить кружку на стол, взять бутылку с водой (пакет с соком), налить жидкость до определенного уровня. | Бутылка с водой, пакет с соком, кружки. | |
3. 4. | Прием пищи. Еда. Пиктограмма «есть». | Формирование умения сообщать о желании есть. | Обучение приемам просить есть, например, говорить «Дай есть» или выражать | Тарелки, печенье, фрукты. | |
5. 6. | Прием пищи. Пользование ложкой. | Формирование умения есть ложкой. Обучение правильному удержанию ложки во время еды. | Обучение приему пищи с помощью ложки (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, | Йогурт, творожок. Ложки. | |
7. 8. | Прием пищи. Пользование вилкой. | Формирование умения есть вилкой. Обучение правильному удержанию вилки во время еды. | Обучение приему пищи с помощью вилки (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко | Твердая пища, которую можно поделить на кусочки (банан, яблоко, запеканка и др.). Вилки. | |
9. 10. | Повторение в конце года. Гигиена тела. Мытье и вытирание рук. | Учить различать краны с холодной и горячей водой. Упражнять в открывании кранов и смешивании воды до нужной температуры. Учить мыть и вытирать руки. | Практические задания, упражнения. Работа с карточками последовательности мытья рук. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
11. 12. | Гигиена тела. Уход за полостью рта. Полоскание рта. | Расширить представления о средствах ухода за полостью рта. Обучение полосканию рта водой. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
13.14. | Гигиена тела. Уход за полостью рта. Чистка зубов. | Учить правильно чистить зубы, полоскать рот. | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
15. 16. | Гигиена тела. Уход за кожей лица и рук. Умывание и вытирание лица. | Учить умываться и вытираться полотенцем. Закрепление умения открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки. | Практическая работа: открывать краны с холодной и горячей водой, намыливать и мыть руки; затем умывать лицо: лоб, щеки, нос. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
17. 18. | Одевание и раздевание. Снимание и надевание рубашки, футболки, брюк. | Учить снимать и надевать брюки, шорты, колготки, футболку, рубашку. | Беседа, объяснение, показ, практические задания. | Предметы одежды. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
19.20. | Семья. Семейный альбом. | Учить устанавливать простейшие связи между членами семьи. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
21. 22. | Представления о себе. Я – человек. | Учить называть (откликаться на) свое имя, фамилию. Закрепить понятия «возраст», «пол». | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 22 часа
Всего: 102 часа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- демонстрационный материал «Части тела человека»,
- демонстрационный материал «Предметы гигиены»,
- демонстрационный материал «Одежда»,
- демонстрационный материал «Посуда»,
- зубные щётки, тюбики с зубной пастой, мыльницы, мыло, полотенца по количеству детей,
- куклы,
- набор кукольной посуды,
- набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, набор постельного белья),
- посуда, столовые приборы по количеству детей,
- серия «Умные карточки». Мой дом.
- серия «Я буду говорить». Кубики действий: сидит, смотрит, читает.
- серия «Рассказы по картинкам». Распорядок дня.
- серия «Твоя игра». Мой дом.
- картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.
- шнуровки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб: "Образование", 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с у...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...