Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,
Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.
Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности. Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:
- экскурсии;
- наглядно-практические работы;
- игровые упражнения.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
- названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
- знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
- знание электроприборов (утюг, телевизор);
- убранство дома: мебель;
- продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
- атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
- свойства бумаги и дерева;
- понятия «улица», «здание», «парк»;
- транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- ориентироваться в пространстве класса и школы;
- выделять своё учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
- различать школьные принадлежности;
- называть и показывать части дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
- называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор);
- различать предметы мебели;
- различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
- узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
- различать свойства бумаги и дерева;
- различать понятия «улица», «здание», «парк»;
- различать виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена на основании АООП для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,
Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.
Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности. Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:
- экскурсии;
- наглядно-практические работы;
- игровые упражнения.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 1 класс |
Количество часов в неделю | 1 час |
Итого в год | 33 часа |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
- названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
- знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
- знание электроприборов (утюг, телевизор);
- убранство дома: мебель;
- продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
- атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
- свойства бумаги и дерева;
- понятия «улица», «здание», «парк»;
- транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- ориентироваться в пространстве класса и школы;
- выделять своё учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
- различать школьные принадлежности;
- называть и показывать части дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
- называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор);
- различать предметы мебели;
- различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
- узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
- различать свойства бумаги и дерева;
- различать понятия «улица», «здание», «парк»;
- различать виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
- Школа (5 ч):
- узнавание (различение) помещений школы;
- школьные принадлежности.
- Квартира, дом, двор (4 ч):
- части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
- соблюдение правил безопасности в доме.
- Предметы быта (4 ч):
- электроприборы (утюг, телевизор);
- убранство дома: мебель.
- Продукты питания (4 ч):
- напитки (вода, сок, чай);
- молочные напитки (молоко, кефир, йогурт).
- Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 ч):
- свойства бумаги;
- свойства дерева.
- Традиции, обычаи (4 ч):
- Праздники Новый год, 23 февраля, 8 Марта.
- Город (4 ч):
- элементы городской инфраструктуры (улицы, здания, парки).
- Транспорт (4 ч)
- городской общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, метро).
Календарно-тематическое планирование: (Приложение № 1)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Цели | Виды работы | Оборудование |
Узнавание (различение) помещений школы. | 3 | Знакомство с помещениями школы, формирование умений находить помещения школы (туалет, раздевалку, столовую, свой класс, актовый зал). | Экскурсии по школе, рассматривание фотографий школьных помещений, картинок. | Фотографии школьных помещений, картинки с изображением столовой, раздевалки, туалета и т.д.). Пиктограммы «столовая», «класс», «туалет». | ||
Школьные принадлежности. | 2 | Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Формирование знаний о назначении школьных принадлежностей. | Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал). | Демонстрационный материал (школьные предметы и их изображение). | ||
Квартира, дом, двор. Части дома. | 2 | Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). | Показ частей дома на картинках, на фотографиях. Рисование дома. Постройка дома из строительного материала. | Картинки, фотографии с изображением дома, помещений. Строительный материал. | ||
Соблюдение правил безопасности в доме. | 2 | Учить соблюдать правила безопасности в помещении и на лестницах. | Беседа о правилах безопасного поведения дома: не открывать окна, не подходить близко к открытому окну, держаться за перила при спуске с лестницы. Рассматривание иллюстративно-наглядного материала. | Плакаты по основам безопасности. | ||
Электроприборы (утюг, телевизор). | 2 | Знакомить с предназначением электроприборов, с соблюдением правил техники безопасности при использовании электроприборов. | Рассматривание утюга, телевизора (настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Беседа об их назначении. Соотнесение объекта и его изображения. Работа с раскрасками. | Демонстрационный материал. Раскраски. Игрушечные утюг, телевизор. | ||
Праздник «Новый год». | 2 | Знакомство с традициями и атрибутами проведения праздника «Новый год». | Беседа о зиме, о наступающем празднике, отличие новогоднего праздника от других. Атрибуты праздника: ёлка, ёлочные игрушки, Дед Мороз. Раскраска «Новогодняя ёлка» Практические действия с проговариванием: наряжаем ёлку. | Предметные картинки (елка, елочные игрушки), ёлка, елочные игрушки, мишура, «дождик». | ||
Убранство дома. Мебель. | 2 | Узнавание (различение) предметов мебели, знакомство с их назначением. | Соотнесение предметов мебели со словами-действиями (сидеть, лежать, есть, хранить одежду). Раскрашивание изображений предметов мебели. Игра «Что лишнее?» | Картинки с изображением предметов мебели. | ||
Продукты питания. Напитки. | 2 | Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду и на вкус. Узнавание упаковок с напитком. | Рассматривание напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение напитков на вкус. Игра «Магазин». | Упаковки сока, бутылки с питьевой водой, чай. Стаканчики для разливания напитков. Картинки с изображением напитков. | ||
Молочные напитки. | 2 | Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, кефир). | Рассматривание молочных напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение молочных напитков на вкус. Игра «Магазин». | Упаковки молока, йогурта, кефира. Стаканчики для разливания напитков. Картинки с изображением молочных напитков. | ||
Свойства бумаги. | 2 | Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, намокает). Различение видов бумаги по плотности и фактуре (альбомная, папиросная, картон, бархатная). | Рассматривание образцов бумаги, проведение опытов с бумагой (разрывание, сминание, смачивание). Выполнение поделки из бумаги. | Образцы бумаги различной плотности и фактуры. Материал для выполнения поделки из бумаги. | ||
Праздник 23 февраля. | 1 | Знакомство с праздником, атрибутами праздника: российский флаг, изображения танка, ракеты, самолёта. | Рассказ учителя о празднике. Беседа по картинке. Изготовление подарков для пап, дедушек. | Сюжетные картины, учебники, заготовки для аппликации. | ||
Праздник 8 Марта. | 1 | Знакомство с праздником 8 Марта, его атрибутами (изображение цифры 8, цветов). Развивать умение отвечать на вопросы: кто? кому? что? | Чтение стихотворений о маме, бабушке. Беседа о весне, о празднике. Рассказ учителя о празднике. Изготовление подарков для мам и бабушек. | Открытки к празднику. Стихотворения о маме и бабушке. Заготовки для аппликации. | ||
Свойства дерева. | 2 | Знакомство со свойствами дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Различение предметов из дерева. | Практическая работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Упражнение «Найди деревянные игрушки» | Образцы предметов из дерева. Игрушки из разных материалов. | ||
Город. Улицы, здания, парки. | 3 | Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, здания, парки). Знакомить с понятием «Москва – город, где мы живем». | Беседа об элементах городской инфраструктуры. Рассматривание изображений на картинах. Просмотр презентации «Мой город Москва». | Презентация о Москве. Картины с изображением городских улиц, зданий, парков. | ||
Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, метро. | 3 | Узнавание (различение) видов городского общественного транспорта. | Рассматривание иллюстраций с изображением видов транспорта. Просмотр видеофильма «Городской транспорт». | Демонстрационный материал. Игрушки «Транспорт», лото «Машины» | ||
Повторение изученного материала. | 2 | Повторить изученный материал. | Просмотр видео о городе, городском транспорте. Беседа о Москве. | Видеофильм о Москве, о городском транспорте. Стихи о Москве. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.
- Демонстрационный материал по темам.
- Тематические пазлы и разрезные картинки.
- Тематические трафареты.
- Сюжетные картины.
- Игрушки
- Школьные принадлежности.
- Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности).
- Фотографии детей, семьи, одноклассников.
- Серия «Умные карточки». Еда.
- Серия «Умные карточки». Мой дом.
- Серия «Мини-игры». Часть и целое.
- Серия «Твоя игра». Мой дом.
- Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.
- Шнуровки.
- Набор детских ёлочных украшений.
- Серия «Рассказы по картинкам». Профессии.
- Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото). Москва,1983.
- Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий социальный мир, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...