Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Смолина Елена Ивановна

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124»  на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,

      Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.

 Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности.              Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

     В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:

  • экскурсии;
  • наглядно-практические работы;
  • игровые упражнения.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

 

Предметные результаты

        В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
  • названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
  • знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • знание электроприборов (утюг, телевизор);
  • убранство дома: мебель;
  • продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
  • атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
  • свойства бумаги и дерева;
  •  понятия «улица», «здание», «парк»;
  • транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро.

 

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • ориентироваться в пространстве класса и школы;
  • выделять своё учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
  • различать школьные принадлежности;
  • называть и показывать части дома, помещения  (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор);
  • различать предметы мебели;
  • различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
  • узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
  • различать свойства бумаги и дерева;
  • различать понятия «улица», «здание», «парк»;
  • различать виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена на основании АООП для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Общая характеристика учебного предмета

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,

      Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.

 Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности.              Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

     В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:

  • экскурсии;
  • наглядно-практические работы;
  • игровые упражнения.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

1 класс

Количество часов в неделю

1 час

Итого в год

33 часа

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

        В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
  • названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
  • знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • знание электроприборов (утюг, телевизор);
  • убранство дома: мебель;
  • продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
  • атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
  • свойства бумаги и дерева;
  •  понятия «улица», «здание», «парк»;
  • транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • ориентироваться в пространстве класса и школы;
  • выделять своё учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
  • различать школьные принадлежности;
  • называть и показывать части дома, помещения  (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор);
  • различать предметы мебели;
  • различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт);
  • узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта;
  • различать свойства бумаги и дерева;
  • различать понятия «улица», «здание», «парк»;
  • различать виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 ч)

  1. Школа (5 ч):
  • узнавание (различение) помещений школы;
  • школьные принадлежности.

  1. Квартира, дом, двор (4 ч):
  • части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • соблюдение правил безопасности в доме.

  1. Предметы быта  (4 ч):
  • электроприборы (утюг, телевизор);
  • убранство дома: мебель.

  1. Продукты питания (4 ч):
  • напитки (вода, сок, чай);
  • молочные напитки (молоко, кефир, йогурт).

  1. Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 ч):
  • свойства бумаги;
  • свойства дерева.

  1. Традиции, обычаи (4 ч):
  • Праздники Новый год, 23 февраля, 8 Марта.

  1. Город (4 ч):
  • элементы городской инфраструктуры (улицы, здания, парки).

  1. Транспорт (4 ч)
  • городской общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, метро).

Календарно-тематическое планирование: (Приложение № 1)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Цели

Виды работы

Оборудование

Узнавание (различение) помещений школы.

3

Знакомство с помещениями школы, формирование умений находить помещения школы (туалет, раздевалку, столовую, свой класс, актовый зал).

Экскурсии по школе, рассматривание фотографий школьных помещений, картинок.

Фотографии школьных помещений, картинки с изображением столовой, раздевалки, туалета и т.д.).

Пиктограммы «столовая», «класс», «туалет».

Школьные принадлежности.

2

Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Формирование знаний о назначении школьных принадлежностей.

Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал).

Демонстрационный материал (школьные предметы и их изображение).

Квартира, дом, двор. Части дома.

2

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Показ частей дома на картинках, на фотографиях. Рисование дома. Постройка дома из строительного материала.

Картинки, фотографии с изображением дома, помещений. Строительный материал.

Соблюдение правил безопасности в доме.

2

Учить соблюдать правила безопасности в помещении и на лестницах.

Беседа о правилах безопасного поведения дома: не открывать окна, не подходить близко к открытому окну, держаться за перила при спуске с лестницы.

Рассматривание иллюстративно-наглядного материала.

Плакаты по основам безопасности.

Электроприборы (утюг, телевизор).

2

Знакомить с предназначением электроприборов, с соблюдением правил техники безопасности при использовании электроприборов.

Рассматривание утюга, телевизора (настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Беседа об их назначении. Соотнесение объекта и его изображения. Работа с раскрасками.

Демонстрационный материал.

Раскраски.

Игрушечные утюг, телевизор.

Праздник «Новый год».

2

Знакомство с традициями и атрибутами проведения праздника «Новый год».

Беседа о зиме,  о наступающем празднике, отличие новогоднего праздника от других. Атрибуты праздника: ёлка, ёлочные игрушки, Дед Мороз. Раскраска «Новогодняя ёлка» Практические действия с проговариванием: наряжаем ёлку.

Предметные картинки (елка, елочные игрушки), ёлка, елочные игрушки, мишура, «дождик».

Убранство дома. Мебель.

2

Узнавание (различение) предметов мебели, знакомство с их назначением.

Соотнесение предметов мебели со словами-действиями (сидеть, лежать, есть, хранить одежду).

Раскрашивание изображений предметов мебели.

Игра «Что лишнее?»

Картинки с изображением предметов мебели.

Продукты питания. Напитки.

2

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду и на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

Рассматривание напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение напитков на вкус.

Игра «Магазин».

Упаковки сока, бутылки с питьевой водой, чай. Стаканчики для разливания напитков.

Картинки с изображением напитков.

Молочные напитки.

2

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, кефир).

Рассматривание молочных напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение молочных напитков на вкус.

Игра «Магазин».

Упаковки молока, йогурта, кефира. Стаканчики для разливания напитков.

Картинки с изображением молочных напитков.

Свойства бумаги.

2

Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, намокает). Различение видов бумаги по плотности и фактуре (альбомная, папиросная, картон, бархатная).

Рассматривание образцов бумаги, проведение опытов с бумагой (разрывание, сминание, смачивание).

Выполнение поделки из бумаги.

Образцы бумаги различной плотности и фактуры.

Материал для выполнения поделки из бумаги.

Праздник 23 февраля.

1

Знакомство с праздником, атрибутами праздника: российский флаг, изображения танка, ракеты, самолёта.

Рассказ учителя о празднике. Беседа по картинке.

Изготовление подарков для пап, дедушек.

Сюжетные картины, учебники, заготовки для аппликации.

Праздник 8 Марта.

1

Знакомство с праздником 8 Марта, его атрибутами (изображение цифры 8, цветов). Развивать умение отвечать на вопросы: кто? кому? что?

Чтение стихотворений о маме, бабушке. Беседа о весне, о празднике. Рассказ учителя о празднике. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Открытки к празднику. Стихотворения о маме и бабушке.

Заготовки для аппликации.

Свойства дерева.

2

Знакомство со свойствами дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Различение предметов из дерева.

Практическая работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде).

Упражнение «Найди деревянные игрушки»

Образцы предметов из дерева. Игрушки из разных материалов.

Город. Улицы, здания, парки.

3

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, здания, парки).

Знакомить с понятием «Москва – город, где мы живем».

Беседа об элементах городской инфраструктуры. Рассматривание изображений на картинах. Просмотр презентации «Мой город Москва».

Презентация о Москве.

Картины с изображением городских улиц, зданий, парков.

Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, метро.

3

Узнавание (различение) видов городского общественного транспорта.

Рассматривание иллюстраций с изображением видов транспорта. Просмотр видеофильма «Городской транспорт».

Демонстрационный материал.

Игрушки «Транспорт», лото «Машины»

Повторение изученного материала.

2

Повторить изученный материал.

Просмотр видео о городе, городском транспорте. Беседа о Москве.

Видеофильм о Москве, о городском транспорте.

Стихи о Москве.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.
  • Демонстрационный материал по темам.
  • Тематические пазлы и разрезные картинки.
  • Тематические трафареты.
  • Сюжетные картины.
  • Игрушки
  • Школьные принадлежности.
  • Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности).
  • Фотографии детей, семьи, одноклассников.
  • Серия «Умные карточки». Еда.
  • Серия «Умные карточки». Мой дом.
  • Серия «Мини-игры». Часть и целое.
  • Серия «Твоя игра». Мой дом.
  • Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.
  • Шнуровки.
  • Набор детских ёлочных украшений.
  • Серия «Рассказы по картинкам». Профессии.
  1. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
  2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
  5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото).  Москва,1983.
  6. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий социальный мир, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...