Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 2 класс.
рабочая программа по математике (2 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование элементарных математических представлений и умений;
- применение их в повседневной жизни.
Задачи, решаемые в процессе обучения математическим представлениям и конструированию:
- расширение жизненного опыта учащихся;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию обучающихся, коррекцию их эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- цвет, величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие;
- понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много», «большой-маленький», «длинный-короткий»; «узкий-широкий», «высокий-низкий»;
- число и цифру 1-5;
- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать (называть) порядок следования предметов;
- узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- определять форму знакомых предметов;
- сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
- писать цифры 1-5 (по обводке);
- соотносить число, количество и цифры в пределах 5;
- находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
- конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
- выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2019 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
2 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)
Учитель: Смолина Елена Ивановна
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование элементарных математических представлений и умений;
- применение их в повседневной жизни.
Задачи, решаемые в процессе обучения математическим представлениям и конструированию:
- расширение жизненного опыта учащихся;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию обучающихся, коррекцию их эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- цвет, величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие;
- понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много», «большой-маленький», «длинный-короткий»; «узкий-широкий», «высокий-низкий»
- число и цифры 1-5;
- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать (называть) порядок следования предметов;
- узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- определять форму знакомых предметов;
- сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
- писать цифры 1-5 самостоятельно и по обводке;
- соотносить число, количество и цифры в пределах 5;
- находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
- конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
- выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (68 ч)
- Количественные представления (28 ч):
- нахождение одинаковых предметов;
- объединение предметов в единое множество;
- различение множеств (один, много, мало, пусто);
- сравнение количества (один – много);
- изменение количества (один – много);
- число и цифра 1;
- число и цифра 2;
- число и цифра 3;
- числовой ряд 1-3;
- числовой ряд 4-5;
- сравнение чисел в пределах 5.
- Представления о форме (19 ч):
- круг;
- квадрат;
- треугольник;
- прямоугольник;
- шар;
- куб;
- брус;
- конструирование по образцу из строительного материала.
- Представления о величине (9 ч):
- большой – маленький, больше – меньше;
- длинный – короткий, длиннее – короче;
- высокий – низкий, выше – ниже;
- широкий – узкий; шире – уже.
- Пространственные представления (5 ч):
- верх – низ; вверху – внизу;
- в центре, посередине;
- над, перед, после, между.
- Временные представления (1 ч):
- сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Форма, цвет, величина. | Учить подбирать фигуры к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания по подражанию, по образцу действиям учителя. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал: фигуры разного цвета и величины. | |
2. | Форма, цвет, величина. | Учить подбирать фигуры к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания по подражанию, по образцу действиям учителя. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал: фигуры разного цвета и величины. | |
3. | Много – мало. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
4. | Много – мало. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
5. | Пусто, один. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
6. | Большой – маленький. | Повторение понятий «большой» - «маленький», отработка указательного жеста. | Работа с предметами разной величины (вёдра, мячи, куклы). Отработка выполнения инструкции «Дай большой (маленький)…». Обведение по трафарету больших и маленьких кругов. Нахождение на рисунках больших и маленьких предметов. Конструирование большого и маленького домов из деталей конструктора «Кроха». Сравнение игрушек, картинок по величине. Работа по рабочей тетради с.6-9. | Игрушки, домики из картона, предметные картинки, конструктор «Кроха». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. | Сравнение по величине: больше – меньше. | Закрепление понятий «большой» - «маленький», учить различать предметы по величине. | |||
8. | Длинный - короткий. Длиннее – короче. | Повторение понятий «длинный» - «короткий», отработка указательного жеста. | Демонстрация длинных и коротких шнурков, верёвок, лент. Отработка выполнения инструкции «Дай длинный (короткий)…» Выбор длинных и коротких полос из цветной бумаги по заданию учителя. Проведение длинных и коротких линий в тетради с помощью учителя. Конструирование на плоскости: забор из палочек Кюизенера, сравнение по длине. Работа по рабочей тетради с.25-28. | Цветные ленты, шнурки, верёвки разной длины. Набор палочек Кюизенера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Высокий - низкий. Выше - ниже. | Закрепление понятий «высокий» - «низкий», закрепление умений сравнивать предметы по высоте. | Рассматривание высоких и низких объектов: дома, деревья, шкафы, стулья (из окна класса и на картинках). Отработка выполнения инструкции «Покажи высокий (низкий)…». Настольная игра «Шиворот-навыворот», работа с «Умными карточками» Конструирование на плоскости: выкладывание из палочек высокого и низкого дома, высокой и низкой ёлки. Работа по рабочей тетради с.50-53. | Настольная игра «Шиворот-навыворот», предметные картинки, конструктор, «Умные карточки». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
10. | Игра «Дидактическая черепаха». | Учить выбирать по цвету и количеству: один желтый грибок, много красных. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
11. | Широкий - узкий. Шире – уже. | Знакомство с понятиями «широкий» - «узкий», отработка указательного жеста. | Рассматривание широких и узких лент. Отработка выполнения инструкции «Покажи широкий (узкий)… Закрашивание широких и узких поясов на картинках. Конструирование: выкладывание широких и узких дорожек из цветных полосок. Работа по рабочей тетради с. 36-42. | Цветные ленты разной ширины, напольная мозаика. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
12. | Выше, ниже, в центре. | Ориентировка в пространстве. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
13. | Сравнение предметов. Повторение. | Повторение и закрепление понятий «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». | Сравнение игрушек, предметов, картинок. Называние признака, по которому можно сравнить предметы. Конструирование из палочек: дом, солнышко Работа по рабочей тетради с. 10-13. | Игрушки, ленты, карандаши, набор «Умные карточки. Противоположности». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
14. | Конструирование по образцу из строительного материала комбинации из двух-трех элементов | Дом, скамейка, мостик. Упражнения на воспроизведение по подражанию и по образцу комбинации из двух – трех элементов строительного материала. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Строительный материал | |
15. | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих предметов | Закрепление понятий «много»-«мало». | Демонстрация ёмкостей разного объёма, пересыпание, сравнение. Игра в сухом бассейне «Поиски клада». Работа по рабочей тетради с.9-11. Конструирование из деревянного конструктора «Полесье». | Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
16. | Изображение из кубиков. | Совместно с обучающимися складывание целого изображения из иллюстрированных кубиков (4 кубика). | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Кубики | |
17. | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
18. | Повторение изученного в 1 четверти. Игры на группировку. | Учить группировать элементы строительных наборов (кубиков, брусков) по двум образцам и соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию учителю и по образцу. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Строительный набор кубиков и брусков |
Итого: 18 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Круг. | Развитие зрительных представлений, повторение понятий «круг». | Демонстрация и рассматривание предметов и картинок круглой и квадратной формы, повторение названия форм – круг, квадрат. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай круг», «Покажи круг». Обводка по трафарету кругов и квадратов. Работа с набором геометрических фигур (выбор, наложение, выкладывание с чередованием). Конструирование на плоскости: гусеница из плоских цветных кругов. Работа по рабочей тетради с. 4-5, 16-20. | Картинки и предметы круглой и квадратной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
2. | Предметы круглой формы. | Дифференциация изображений предметов круглой формы. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
3. | Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый, синий. | Выполнение упражнений на дифференциацию красного и желтого цветов. Знакомство с зеленым и синим цветом. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
4. | Письмо по трафарету – круг. | Учить рисовать круги с помощью учителя, по трафаретам, по опорным точкам. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
5. | Квадрат. | Развитие зрительных представлений, повторение понятия «квадрат». Дифференциация предметов квадратной формы. | Демонстрация и рассматривание предметов и картинок круглой и квадратной формы, повторение названия форм – круг, квадрат. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай квадрат», «Покажи квадрат». Обводка по трафарету кругов и квадратов. Работа с набором геометрических фигур (выбор, наложение, выкладывание с чередованием). Конструирование на плоскости: гусеница из плоских цветных кругов. Работа по рабочей тетради с. 4-5, 16-20. | Картинки и предметы круглой и квадратной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
6. | Треугольник. | Развитие зрительных представлений, повторение понятия «треугольник». Дифференциация предметов треугольной формы. | Демонстрация предметов и картинок треугольной и прямоугольной формы, повторение названия форм – треугольник, прямоугольник. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай треугольник», «Покажи треугольник». Работа с набором геометрических фигур: наложение одинаковых фигур друг на друга, на контур, выкладывание с чередованием. Конструирование на плоскости из геометрических фигур: грузовик, ёлочка, «зебра». Работа по рабочей тетради с. 33-36, 45-50. | Картинки и предметы треугольной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. 8. | Прямоугольник. | Развитие зрительных представлений. Знакомство с понятием «прямоугольник». | Демонстрация предметов и картинок треугольной и прямоугольной формы, повторение названия форм – треугольник, прямоугольник. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай прямоугольник», «Покажи прямоугольник». Работа с набором геометрических фигур: наложение одинаковых фигур друг на друга, на контур, выкладывание с чередованием. Конструирование на плоскости из геометрических фигур: грузовик, ёлочка, «зебра». Работа по рабочей тетради с. 33-36, 45-50. | Картинки и предметы треугольной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Дифференциация предметов по форме. | Закрепление понятий «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», развитие тактильных ощущений. | Повторение названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Игра «Чудесный мешочек» (набор геометрических фигур). Соотнесение фигур по форме, группировка по форме. Игра «3-й и 4-й лишний». Конструирование в пространстве из набора деревянных объёмных фигур: дом, ворота, гараж. | Набор деревянных форм в мешочке, предметные картинки, набор геометрических фигур из пластмассы «Учись считать», деревянный конструктор. | |
10. | Число и цифра 1. | Формирование математических представлений: повторение числа и цифры 1. | Выбор одного предмета из множества. Обведение в кружок одного предмета из ряда одинаковых. Прописывание цифры 1. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.12-15. | Набор геометрических фигур, предметные картинки с изображением одинаковых предметов, счёты, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
11. | Соотношение количества, числа и цифры 1. | Образование, чтение и запись числа и цифры 1. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 1. | |
12. | Контрольная работа за 2 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
13. | На, над, под. Положение предметов. | Формировать пространственные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
14. | Один – много. Количество предметов. | Формировать количественные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал |
Итого: 14 часов
3 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Шар. | Знакомство с шаром, дифференциация с кругом. | Демонстрация шаров, мячей, сравнение с кругом. Сравнение шаров по величине. Игра «Чудесный мешочек» (шарики). Работа по рабочей тетради с.28-29. Конструирование из плоскостных кругов «Матрёшки». | Мячи разного размера, стеклянные шарики для декора. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
3. 4. | Куб. | Знакомство с кубом, дифференциация с квадратом. | Демонстрация куба, сравнение с квадратом. Игра «Чудесный мешочек» (кубики). Работа по рабочей тетради с.45-46. Конструирование из кубиков. | Кубики деревянные и пластмассовые разного размера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
5. 6. | Брус. | Знакомство с брусом, дифференциация с прямоугольником. | Демонстрация бруса, выяснение отличия от прямоугольника. Подбор предметов по форме. Работа по рабочей тетради с.62-64. Конструирование из конструктора «Лего - Дупло». | Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. | Понятия «один» - «много». | Закрепление понятий «много» - «один». Развитие тактильных ощущений. | Игра в овощной магазин: покупка овощей заданного количества: «Купи много огурцов, купи один помидор и т.п.». Отработка выполнения инструкции «Покажи, где много», «Дай один». Обведение по трафарету множества яблок, закрашивание одного. Конструирование из блоков Дьенеша. | Муляжи овощей, игрушечный кассовый аппарат, миски по количеству детей, трафареты с яблоками, блоки Дьенеша. | |
8. | Больше - меньше, столько же. | Практическое знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же» | Соотнесение предметов и картинок по количеству без называния чисел путём наложения и приложения. Игра «Накорми зайчиков морковками». Обводка фигур по трафарету, штриховка, закрашивание. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.4-8. | Игрушки, раздаточный материал, предметные картинки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Число и цифра 2. Число и цифра 3. | Формирование математических представление: повторение числа и цифры 2 и 3, знакомство с понятием «пара». | Объединение предметов и детей в пары. Откладывание 2-х предметов из ряда одинаковых. Опускание 2-х предметов в коробку. Игра «Найди пару» (варежки, носки, ботинки). Прописывание цифры 2. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.16-19. | Парные картинки и игрушки, коробки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
10. | Письмо цифры 2 и 3 (по трафарету, самостоятельно). | Запись цифры по точкам. Формирование умения самостоятельно писать цифру 2 и 3. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 2, 3. | |
11. | Соотношение количества, числа и цифры 2 и 3. | Образование, чтение и запись числа и цифры 2 и 3. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 2,3. | |
12. | Сравнение чисел: больше, меньше, равные. | Сравнение чисел в пределах 3. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-3 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
13. 14. | Числовой ряд 1, 2. | Учить последовательно записывать цифры в числовом ряду. Отработка умения откладывать на счётах заданное количество. | Работа с кассой цифр (нахождение цифр 1,2 по заданию). Письмо цифр 1, 2 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 1, 2. Подбор соответствующих карточек 1 и 2 к предметным картинкам. Работа по рабочей тетради с.23. Конструирование из счётных палочек. | Предметные картинки, игрушки, наборы геометрических фигур, счёты, касса цифр. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
15. 16. | Состав числа 3. | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, закрепление понятия о числе 3. | Составление числового домика на доске, на партах. Вписывание, вкладывание карточки на мете пропусков. Разделение пары предметов по одному (носки, варежки, конфеты) Конструирование из счётных палочек. | Счётный материал, карточки с цифрами, числовой домик. | |
17. | Число и цифра 4. Образование числа 4. Число и цифра 5. Образование числа 5. | Знакомство с числом 4 и 5, цифрой 4 и 5, учить писать цифру 4 и 5. | Знакомство с цифрой 4 и 5. Нахождение цифры 4 и 5 на рисунках. Обозначение 4-х и 5 –и предметов цифрами 4-5. Нахождение и обводка цифры 4 и 5 среди других цифр. Обведение в кружок 4-х и 5-и предметов. Письмо цифры 4 и 5 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 4-5 Работа по рабочей тетради с.30-32. Конструирование из счётных палочек. | Счеты, магнитные карточки с цифрами, игрушки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
18. 19. | Знакомство с количеством в пределах 5. | Познакомить с количеством в пределах 5. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
20. | Контрольная работа за 3 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
21. | Повторение изученного материала в 3 четверти. | Упражнение в выполнении пересчитывания предметов в пределах 5. | Прописывание цифр в пределах 5. Тренировка в пересчитывании предметов и соотнесении цифры и количества в пределах 3. | Счетный материал. Карточки с заданиями. |
Итого: 21 час
4 четверть
№ уро-ка | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Соотношение количества, числа и цифры 5. | Учить изменять количество предметов, устанавливать взаимно однозначное соответствие. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-5 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
2. | Сравнение чисел: больше, меньше, равно в пределах 5. | Учить изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-5 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Счетный материал для доски. | |
3. | Соотнесение предметной совокупности с их числом. | Научить считать предметы и соотносить с их числом. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Числовой ряд 1-5 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
4. | Числовой ряд 1, 2, 3,4,5. | Закрепить понятия о числах 3,4,5. Отработка умения откладывать на счётах заданное число. | Образование числа 3. Решение задач на сложение 2+1 и 2+2, 2+3 с записью примера. Задание на дифференциацию чисел. Работа по рабочей тетради с.37. Конструирование из деревянного конструктора «Полесье». | Счеты, магнитные карточки с цифрами и знаками (+, =), игрушки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
5. 6. | Счет прямой и обратный в пределах 5. | Уметь называть место цифры при счете. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Числовой ряд 1-5 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
7. | Выше – ниже. Положение предметов. | Учить сравнивать, определять свойства предметов их положение. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
8. | На, над, под. Положение предметов. | Формировать пространственные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
9. | Далеко – близко. | Формировать представления об относительности (транзитивности) величины. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
10. | Высокий – низкий. | Познакомить с величинами: высокий – низкий. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
11. | Большой , средний, маленький. | Игровые упражнения на сопоставление трёх объектов различной величины «большой, средний, маленький». | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
12. | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | Формирование временных представлений, знакомство с понятием «сутки», отработка узнавания действий на картинках. | Беседа о распорядке дня. Рассматривание сюжетных картинок, называние действий. Выкладывание последовательностей. Двигательная игра «День-ночь». Конструирование с помощью прищепок: солнышко. Работа по рабочей тетради с.65-66. | Картинки распорядка дня, прищепки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
13. | Годовая контрольная работа. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
14. | Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый, синий. | Выполнение упражнений и закрепление представлений о красном, желтом, зелёном и синем цвете. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
15. | Работа с мозаикой. | Развивать мелкую моторику руки. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Мозаика. |
Итого: 15 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Г.Е. Сычева. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
- Счетный материал
- Прописи
- Предметы, различные по величине, форме, массе
- Счетные палочки
- Картинки с изображением предметов по темам
- Плакаты с цифрами
- Геометрическое лото
- Набор геометрических фигур
- Ленты, полоски, бусины
- Природный материал
- Муляжи фруктов и овощей
- Предметы разной геометрической формы
- Сенсорный материал (формы)
- Игрушки
- Трафареты «Геометрические фигуры»
- Кубики с цифрами
- Игра «Мои первые цифры»
- Мини-игра «Цифры»
- «Блоки Дьенеша»
- «Палочки Кюизенера»
- Мега-блоки «Лего»
- Серия «Готовимся к школе». «Геометрическая мозаика»
- Серия «Готовимся к школе». «Посчитай-ка»
- Серия «Готовимся к школе». «Юный математик»
- Серия «Умные карточки». «Противоположности»
- Серия «Умные карточки». «Изучаем формы»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с нарушением интеллекта (Вариант 2).
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М: Просвещение, 1978.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) математические представления, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...